Разделы

Наука

Беспилотные самолеты заменят пограничников

Полеты беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) ничем не отличаются от полетов пилотируемой авиации. Они оснащены системами наведения, бортовой РЛС, ИК- и другими датчиками, а также видеокамерами. В Америке реализуется 25-летняя программа НИОКР в области БПЛА, и она уже принесла ощутимые результаты в период военных конфликтов последних лет. По словам главы Министерства национальной безопасности США Тома Риджа, беспилотные самолеты-разведчики могут начать патрулировать границы США еще до конца 2003 года. В 1970-х - 1980-х гг. беспилотными летательными аппаратами активно занимались в Советском Союзе. Хорошо известны беспилотные разведчики «Ястреб», «Стриж» (КБ А. Н. Туполева), ударный самолет «Коршун», совместная разработка нескольких КБ и НИИ, велись работы над созданием машины «макси»-класса «Орел» (ОКБ В.М. Мясищева). До сих пор стоят на вооружении беспилотные самолеты, разработанные в те годы - «Рейс» (КБ А.Н. Туполева) и «Пчела» (КБ Яковлева).

«Пчела-1» на Макс-2003  
«Пчела-1» на Макс-2003

Были и другие перспективные разработки, но, по известным причинам, в начале 1990-х годов все они были свернуты. В России наступил период затишья, в то время как за рубежом активно продолжались работы в этом направлении.

«Беспилотники» имеют явные преимущества перед пилотируемыми аппаратами - нет необходимости в оснащении их системами жизнеобеспечения. Если аппаратом управляют с земли, то один «летчик» может управлять несколькими машинами. Кроме того, не требуется дорогостоящая подготовка для летчиков, здесь используются исключительно тренажеры и симуляторы. БПЛА потребляют сравнительно меньше топлива, предъявляют существенно более низкие требования к аэродромам, меньше по размерам и более маневренны. Они могут совершать такие фигуры пилотажа, которые с высокой вероятностью могли бы привести к гибели летчика на пилотируемой машине.

«Пчела-1» крупным планом (на Макс-2003)  
«Пчела-1» крупным планом
(на Макс-2003)

Сегодня беспилотные летательные аппараты «мини»- и «миди»-класса представлены достаточно широко. Их разработка и производство под силу многим странам, поскольку требуют сравнительно небольших финансовых затрат и под силу небольшим предприятиям. Речь при этом не идет о системах управления, затраты на которые могут многократно превышать стоимость самого летательного аппарата - скажем только, что и пилотируемая авиация не может полноценно функционировать без этих систем.

Что же касается аппаратов класса «макси», то для их создания нужны ресурсы целого авиастроительного комплекса, но и в этом направлении есть успешные работы, например в США, где вообще развитию этой авиации уделяют очень большое значение.

В основном речь идет о беспилотных вариантах таких известных самолетов, как, например, U-2 или даже "Орион". Наш отчественный "Буран", как известно, слетавший один раз в беспилотном варианте, тоже можно отнести к этому классу.

Несмотря на некоторые успехи, следует, тем не менее, заключить, что в этой области техники Россия безнадежно отстает от США, имеющих колоссальный опыт разработки и реального применения беспилотных летательных аппаратов самых различных типов и назначений. Еще в 2001 г. США расходовали на НИОКР в области разработки и создания БПЛА $1,2 млрд.

Cравнительные характеристики наиболее известных американских моделей БПЛА

Тип Dark Star Global Hawk Predator Outrider Hunter Pioneer
Цена $10M для самолета (с EO/IR/SAR), $20M системы управления. $10M для самолета (с EO/IR/SAR), $20M системы управления. $3.2M для самолета (с EO/IR/SAR), $2.2M для Trojan Spirit, $2.9M системы управления. Общая цена $28.3M $350k для самолета Программа закрыта $875k;$400k для IR датчиков; $100k для TV
Размеры, фут. Размах крыла — 69; длина — 15; высота — 3.5 Размах крыла — 116; длина — 44; высота — 15 Размах крыла — 48.7; длина — 26.7 Размах крыла — 11.1; длина — 9.9 Размах крыла — 29.2; длина — 22.6 Размах крыла — 16.9; длина — 14.0
Вес, фунт. Общий вес — 8,600 (включая 3,000 топливо) Общий вес — 25,600 (включая 14,700 топливо) Общий вес — 2,100 lb. (включая 650 топливо) 385 (включая 85 топливо) 1,546 (включая 300 топливо) 447 (включая 66 топливо)
Длина пробега при взлете и посадке, фут. <4,000 <5,000 2,500 300 Взлет с ракетным ускорителем, посадка с наземным тормозом
Полезная нагрузка, фунт. 1,000 <4,000 450 <100 185 35-60 lb.
Радиус действия, км  925 5,500 925 200 200 185
Время работы, час <12 <40 <35 4.9 8-12 5
Скорость полета, узлы 250 350 60 — 110 35 — 110 110 95
Потолок, фут. 45,000 65,000 25,000 13,000 15,000 15,000
Управление полетом Автономное с GPS**** Автономное с GPS Ручное (оператором с земли) или автономное Программируемый автопилот с GPS
Живучесть высокая высокая (ECM* и RWR**) Используются технологии Stealth Используются технологии Stealth Используются технологии Stealth Используются технологии Stealth
Параметры развертывания системы управления 7 C-130s, 3 C-141s, 2 C-17 или 1 C-5 для 5 самолетов, 1 GCS*** и 43 персонал 1 C-141s или C-5/17 5 C-130s, 2 C-141s, 1C-5/17 1 C-130 6C-130s 2 C-141s или 5 C-130s

*ECM — средства электронного противодействия
**RWR — детектор радаров
***GCS — наземная станция управления
****GPS — спутниковая система навигации

Global Hawks  
Global Hawks
Во время американской войны в Афганистане RQ-1 Predator уже вел бой ракетами, тогда как ранее он использовался лишь для разведки и целеуказания. В дальнейшем эти машины прекрасно себя зарекомендовали при патрулировании «беспилотной зоны» в период операции «Свобода Ираку». Этот самолет оснащен лазерным целеуказателем, осуществляющим подсветку цели и обеспечивающим самонаведение ракеты (сначала запускались с другого самолета).

По-видимому, БПЛА Predator с ракетами впервые были испытаны в реальной боевой обстановке в середине октября 2001 г. в Афганистане. Здесь же, в Афганистане, БПЛА Global Hawks впервые продемонстрировали свою впечатляющую точность стрельбы. Таким образом, все три последних конфликта (в Югославии, Афганистане и Ираке) стали мощным стимулом для создания и отработки технологий БПЛА.

  Global Hawks
Global Hawks
Согласно данным, опубликованным Пентагоном, в войне против Ирака были задействованы около 50 американских БПЛА - в том числе RQ-1 Predator и RQ-4A Global Hawks. В Пентагоне для беспилотных летательных аппаратов, управляемых автопилотом (роботом), принята следующая терминология - Unmanned Aerial Vehicles (UAV). UAV RQ-1 Predator атаковали и уничтожили около 12 наземных вражеских целей (батареи ПВО, ракетные пусковые установки, радары и спутниковые тарелки иракского ТВ).

Некоторые американские эксперты считают, что к 2025 г. 90% всех боевых самолетов будут беспилотными, но еще в 2000 г. председатель комитета Сената по делам вооруженных сил предложил к 2010 г. сделать беспилотной треть всего самолетного парка авиации США дальнего действия.

Global Hawks самостоятельно прилетел в Австралию  
Global Hawks в Австралии
БПЛА Predator, как правило, летит на высоте около 5 км, а БПЛА Global Hawks - на высотах более 20 км, то есть является высотным аппаратом, недоступным для средств поражения наземного базирования. БПЛА Global Hawks оснащен системой автоматической посадки, а управляют им с компьютеризированного рабочего места. Так, еще в апреле 2001 г. он совершил полностью автономный беспосадочный перелет из Калифорнии в Австралию.

Любой БПЛА Global Hawks может находиться в воздухе в течение 32 часов, снабжен инфракрасными и радиолокационными датчиками при дальности обзора около 60 км. Такая машина может совершить перелет из Германии в Афганистан менее чем за 6 часов.

Но для успешной работы и координации действий даже нескольких БПЛА необходимы телекоммуникационные каналы с большой пропускной способностью. Пожалуй, наиболее впечатляющие проблемы у американских военных БПЛА с ограниченностью каналов связи и их суммарной пропускной способностью, необходимой для качественной передачи данных и наблюдения в режиме реального времени, появились в 1999 году. Во время военной кампании в Югославии серьезный дефицит спутниковой емкости для передачи сигнала не позволил эффективно использовать имевшийся парк БПЛА. Двумя годами позже, в Афганистане, подобные проблемы повторились вновь. Из-за них во время операции НАТО в Афганистане приходилось запускать не более трех беспилотных самолетов одновременно, при наличии парка из восьми машин. Одновременно качественно транслировать информацию удавалось только с двух самолетов Predator и одного Global Hawk. Впоследствии суммарная емкость каналов была наращена, но, по имеющимся данным, ее пока недостаточно для имеющегося парка армейских БПЛА США.

Не просто техподдержка: как вендор ВКС развивает сервис
Телеком

С 2003 года Пентагон уже вкладывает $1 млрд. в покупку еще 37 машин класса Global Hawk. Одновременно ведутся разработки нового, еще более совершенного боевого беспилотного самолета Х-45А.

БПЛА DarkStar

Для управления автоматическими аппаратами военного назначения, в том числе БПЛА, во время операции «Свобода Ираку» впервые прошел тестирование в условиях реальных боевых действий тактический военно-воздушный корректировщик Area Air Defense Commander (AADC). Он позволял осуществлять одновременное наблюдение за сотнями самолетов и ракет. AADC оснащен блоком из нескольких суперкомпьютеров и высокопроизводительных серверов производства Silicon Graphics Inc., способен отображать данные на мониторе размером 30×30 футов. Эта система была размещена на борту ракетного крейсера Shiloah. Здесь же, в Ираке, был испытан новый БПЛА Shadow 200. Его размах крыльев составляет приблизительно четыре метра. Он может быть доставлен в район боевых действий в разобранном виде, собран и запущен в воздух для совершения разведывательных полетов там, где использование управляемого человеком самолета кажется нецелесообразным. В отличие от БПЛА Predator, впервые принимавшего участие в боевых действиях в 1995 г. в Боснии, Shadow 200 управляется не профессиональным пилотом из отдаленного центра управления, а обычными солдатами, прошедшими несложную предварительную подготовку. В операции «Свобода Ираку» предполагалось использовать четыре аппарата Shadow 200. При этом контракт на производство еще девяти таких аппаратов стоимостью $86 млн. уже подписан между армией и их производителем — AAI Corporation.

Pioneer  
Pioneer
Между тем, беспилотные самолеты-разведчики могут начать патрулировать границы США еще до конца 2003 года, заявил глава Министерства национальной безопасности Том Ридж. По словам Риджа, беспилотные самолеты, такие же, как применялись в военной операции в Ираке, помогут в борьбе с нелегальными иммигрантами и увеличат эффективность работы пограничных служб. «Мы планируем использовать эти аппараты для охраны границ на земле, в воздухе и на море», - заявил он.

Согласно 25-летней программе развития беспилотной авиации в США, поставлена задача создания БПЛА, способных обнаруживать людей на расстоянии нескольких километров. Они должны летать практически бесшумно и находиться в полете непрерывно в течение недель. Предполагается, что будут созданы сверхзвуковые БПЛА с большой дальностью полета. Компания Boeing уже ориентируется исключительно на БПЛА.

БПЛА Pioneer

Как ИИ помог «Авито» стать крупнейшим и безопасным классифайдом в мире
искусственный интеллект

БПЛА Pioneer

  Pioneer
Pioneer
Федеральная авиаслужба США готовит нормативы, регулирующие правила использования беспилотных самолетов для контроля за состоянием окружающей среды, дорожным движением, для перевозки грузов, тушения лесных пожаров, проведения спасательных операций и т.д. По прогнозам, через 10 лет в США будет насчитываться более 8 тыс. таких аппаратов. Например, «Руководство по оборонному планированию» США, относящееся к пятилетнему периоду с 2004 по 2009 гг. и в свое время широко комментировавшееся в американской прессе, предусматривает, что к 2012 году на вооружении США должна будет находится эскадрилья из 12 беспилотных боевых машин, которые смогут участвовать в бомбардировках противника, не ставя в опасность жизни американских летчиков.

На IХ международной конференции по UAV, прошедшей в 2001 году во Франции, прозвучала мысль о том, что в 2010-2015 гг. боевые операции сведутся к войне автоматизированных систем, то есть к противоборству роботов.

Предполагается, что «беспилотными» станут и наземные боевые машины. Так, Агентство перспективных оборонных разработок Министерства обороны США (DARPA) собирается вручить приз в миллион долларов тому, кто сможет построить полностью автоматизированную машину и выиграть с ее помощью гонку на трассе длиной 480 км; единственное, чем смогут воспользоваться машины, кроме своего собственного оборудования, - это система спутниковой навигации.

  Predator
Predator
Кроме того, DARPA ведет работы над новым проектом Lifelog, основной целью которого, как объявлено, является накопление данных для создания искусственного интеллекта. Для чего планируется создать систему, которая смогла бы собирать, обобщать и анализировать информацию, получаемую человеком с помощью своих органов чувств, с целью выявления шаблонов поведения человека в определенных ситуациях. На основе этих шаблонов предполагается создание поведенческих моделей новых военных роботов, которые в своей деятельности должны будут максимально полно имитировать поведение человека.

В идеале, эти роботы должны будут учиться на своих ошибках. Однако главной задачей Lifelog является, конечно, создание компьютеров и роботов, способных адекватно вести себя в нестандартных ситуациях. В военной области неожиданности случаются часто, а современные компьютеры пока не научились реагировать на них должным образом: зачастую в необычной обстановке компьютеры не в состоянии реагировать адекватно.

Очевидно, что такая техника найдет широкое применение не только в авиации, но и позволит успешно заменить человека на флоте, в бронетанковой технике и в самоходных артеллерийских системах. Например, подводная лодка с баллистическими ракетами, управляемая роботом, сможет погружаться на самые большие глубины и оставаться там в боеспособном состоянии практически неограниченное время, отказ от систем жизнеобеспечения экипажа сделает ее не только более дешевой в производстве, но и более надежной в эксплуатации и неуязвимой для противника. Однако, неизвестно, будет ли человечество спать спокойнее, зная, что ядерные ракеты на атомных субмаринах находятся под исключительным контролем механизмов.

Следующий материал по БПЛА будет посвящен машинам, продемонстрированным на салоне МАКС-2003, включая освещение позиций Минобороны и МЧС по вопросам закупок отечественных БПЛА и экспортному потенциалу российских разработчиков

Дмитрий Воскресенский, Татьяна Давыдова / CNews.ru