Спецпроекты

oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2019

Алексей Чувашов, 65apps

Алексей Чувашов, 65apps:

У государства и корпораций свои требования к мобильной разработке

Коронавирус сделал для цифровизации больше, чем все CTO, футурологи и визионеры вместе взятые. Компании запрыгивают в последний вагон уходящего поезда, и цифровые инструменты интересуют бизнес как никогда раньше. О том, как строятся взаимоотношения между заказчиками и разработчиками на рынке мобильных решений, как крупный бизнес переходит в мобильные технологии и каким должен быть подрядчик для мобильной разработки под требования государства и корпораций, в интервью CNews рассказал директор компании 65apps Алексей Чувашов.

CNews: Алексей, 65apps достигла серьезных показателей развития в последние годы. Можно говорить о том, что сыграла ваша ставка на госзаказчиков и крупные внутрикорпоративные проекты?

Алексей Чувашов: Совершенно верно. Компания 65apps — одна из немногих на рынке сделала фокусом разработку для государства и крупных корпоративных клиентов. Да, делать такие проекты непросто: бюрократия, сложная работа с документацией, много разноуровневой коммуникации, высокие требования к компетенциям в управлении проектами, отсрочки платежей. Большинство мобильных студий не любят работать с таким типом клиентов. Всем нравится делать красивые интерфейсы, милые анимации, создавать классные фестивальные кейсы. Лезть в структуры государства и крупных корпораций нравилось немногим.

Алексей Чувашов: У многих крупных компаний давно стоит задача развития мобильных решений для автоматизации внутренних процессов, в том числе — производственных

В 65apps мы всегда считали, что заниматься инфраструктурными проектами и государственными суперсервисами непросто, но очень увлекательно. К тому же, это здорово страхует риски — загрузка в крупных проектах существенно более равномерна, мы не так страдаем от сезонных спадов.

Кстати, еще один риск, похоже, сработал. Все мы видим, что происходит: кризис экономики, стагнация. Сейчас, когда рынки начали падать, наша компания чувствует устойчивость и готова подтверждать компетенции по работе с корпоративными и госзаказчиками в части разработки мобильных сервисов и их поддержки.

CNews: Как крупный бизнес приходит в мобильные технологии?

Алексей Чувашов: Перед многими крупными компаниями давно стоит задача развития мобильных решений для автоматизации внутренних процессов, в том числе — производственных. Они могут быть связаны, например, с задачами, стоящими перед сотрудниками на удаленных рабочих местах. Эти задачи решались еще 10 лет назад с использованием технологий и подходов того времени. Они имели существенные ограничения, связанные, в том числе, с особенностями платформ и инфраструктурными недостатками. Влияли слабое покрытие сотовой сети, отсутствие быстрого мобильного интернета. Все мы помним, например, огромные терминалы, с которыми ходили мерчендайзеры в Metro.

Появление платформ iOS и Android открыло новые паттерны использования мобильных устройств. Резко увеличилось проникновение смартфонов среди населения страны: более половины пользователей выходят в интернет с мобильных устройств. Кроме того, улучшилась инфраструктура. Сейчас эти устройства доступны всем, компании легко могут предоставить их или работник может использовать свое устройство. И эти мощности можно использовать в процессах компании: от интернет-магазина до рабочего места торгового представителя или курьера. У нас был интересный пресейл: компания вагоностроителей хотела с помощью мобильного приложения отслеживать жизненный цикл запчастей с возможностью проверки их подлинности в полевых условиях.

А самое главное в том, как изменилось поведение работников: многие процессы могут быть перенесены в онлайн и быть доступными сотруднику в режиме 24/7 вне зависимости от его местонахождения. Постепенно меняется поколение пользователей, в том числе — на уровне руководителей компаний. Они стали более требовательные к качеству UX и им удобнее работать через мобильные интерфейсы.

CNews: Вы два раза выигрывали тендер Центробанка. Как такие заказчики выбирают подрядчиков?

Алексей Чувашов: Тут я вам Америку не открою: нужно опираться на релевантный опыт и компетенции специалистов. Это вопрос не только разработки, но еще и понимания внутренних процессов крупной компании. Здесь своя специфика — многоуровневые коммуникации, множество ответственных лиц, децентрализованное принятие решений, сложная внутренняя ИТ-инфраструктура. Неопытные компании-разработчики могут не придавать должного значения задачам, которые для большого бизнеса становятся критичными. Яркий пример — требования к безопасности, которые подразумевают наличие специалистов, имеющих профильное образование в этом направлении и достаточный опыт.

Работа с корпоративным бизнесом подразумевает другие подходы к финансированию проектов, например, готовность компании-исполнителя к отложенным платежам: обычно это постоплата по проекту с отсрочкой от 30 до 60 дней. Некоторые договоры предусматривают оплату только по итогам проекта, который может длиться несколько лет.

Узкоспециализированные студии на аутсорсе редко имеют возможность работать на таких условиях. Внутри компании должны быть наработанные и отлаженные процессы управления, которые включают и грамотную коммуникацию с заказчиком.

Зато такой опыт есть у интеграторов. Они здраво оценивают перспективы рынка, запросы своих заказчиков и создают собственные отделы мобильной разработки. Но им пока сложно конкурировать в этом сегменте по уровню накопленного опыта.

CNews: Чего не хватает интеграторам?

Алексей Чувашов: В разработке под ключ требуются определенные компетенции: это не только экспертиза в нативной мобильной и серверной разработке, но и узкая специализация в дизайне и тестировании. И это задачи исключительно заказной разработки.

Кроме того, разработка под мобильные устройства — это разработка под конкретные мобильные операционные системы. Фактически создаются два приложения: под iOS и под Android. Например, у нас в компании над каждым проектом работают две команды: по одной на каждую операционную систему. При этом необходимо учитывать, что работа приложений зависит от конкретных устройств. И если количество выпускаемых моделей iPhone можно посчитать по пальцам двух рук, то моделей android-устройств уже давно больше тысячи.

Технологии и операционные системы постоянно обновляются. Очень важны опыт разработчика в реализации подобных проектов и его компетенции именно в мобильной разработке.

Большую роль играют компетенции в дизайне. Интеграторы уже давно научились делать на десктопах отличные рабочие инструменты, которые хоть и выполняют свою функцию, но зачастую хромают по части UX и UI. А мобильные приложения — всегда очень личная история, ориентированная в первую очередь на удобство. И пользователям поневоле приходится их сравнивать с простыми, лаконичными и красивыми мобильными интерфейсами того же Тинькофф или «Ламоды».

Сейчас интеграторы вынуждены создавать отдельные направления, специализирующиеся на мобильной разработке. И они — наши конкуренты на этом рынке. Но смогут ли они удерживать такие команды и аккумулировать их компетенции в долгосрочной перспективе? Пока не знаем.

А в заказной разработке есть возможность ротации — проекты разной направленности и в разных сферах. Благодаря этому мы постоянно прокачиваем компетенции ребят. Мы регулярно измеряем eNPS и видим, что один из самых важных показателей для наших сотрудников — это возможность профессионального роста, и мы можем ее предоставить.

CNews: Какие требования предъявляют крупные заказчики к мобильным разработчикам?

Алексей Чувашов: Подрядчик должен уметь делать проекты под ключ. Конкретно мобильное решение — от идеи и реализации до внедрения и сопровождения.

Крупные заказчики особое внимание уделяют управлению проектами. Часто разработчику приходится соблюдать баланс в проектном управлении между классическими методологиями и современными гибкими подходами. Нам приходилось так балансировать при разработке приложения для компании «Абсолют страхование». У проекта был жесткий дедлайн, привязанный к грядущей крупнейшей сделке, а готовое работающее мобильное приложение должно было стать конкурентным преимуществом. Нам пришлось сочетать спиральную модель управления с методиками agile.

Наши внутренние процессы управления проектами, разработки, аналитики, дизайна, тестирования построены таким образом, чтобы заранее просчитывать риски проекта и гарантировать заказчику конкретные сроки. В кейсе с «Абсолют страхованием» даже с учетом часто меняющихся требований грамотно выстроенный процесс управления позволил вовремя выпустить релиз без потери качества.

Еще одно из требований, которые бизнес предъявляет к ИТ-решениям, — это наличие и качество документации. Корпорации приходят к разработчикам за решением бизнес-задачи, частью которого является мобильное приложение. Оно не существует само по себе, а интегрируется в их постоянно развивающуюся ИТ-инфраструктуру. Поэтому очень важно документировать всю разработку в рамках проекта по определенным стандартам, чтобы закрепить принятые решения и уменьшить в будущем сроки и трудоемкость по адаптации уже существующих решений или внедрению новых.

Например, в проектах, которые мы ведем с органами государственной власти, документация ведется по ГОСТу. Для мобильных приложений это ГОСТ 19, а для серверной части — ГОСТ 34.

За последние три года мы собрали большие компетенции в работе на крупных интеграционных проектах для ЦБ России, «Детского мира», МТС-Банка, Альфа-Банка, разработали мобильное приложение государственного суперсервиса «Помощник ОСАГО» в сотрудничестве с РСА. Мы трансформировали свои внутренние процессы под потребности крупных заказчиков, что сегодня позволяет нам выполнять проекты любого уровня сложности.

Еще один важный для крупных компаний момент — техническая поддержка проекта по окончании договора разработки. Пользователи хотят получать быструю обратную связь, максимально оперативное исправление найденных дефектов и актуальную поддержку самых последних версий ОС. Исполнитель должен оказывать эти услуги на требуемом уровне в соответствии с определенным соглашением об уровне обслуживания (SLA). В том числе — в режиме работы заказчика, а иногда это 24/7.

CNews: У вас есть услуги технической поддержки?

Алексей Чувашов: Мы были одними из первых, кто начал предоставлять эту услугу. Мы создали такой отдел для проекта Центрального Банка России. Сейчас у нас очень много запросов на эту услугу.

Помимо базовой, наша компания предоставляет сервисы расширенной поддержки. Например, это услуги call-центра для обработки обращений конечных пользователей, мониторинг отзывов пользователей в маркетплейсах и соцсетях. Так мы помогаем заказчику повышать лояльность аудитории, отслеживаем дефекты приложения и выстраиваем дорожную карту по развитию приложения на основе пожеланий пользователей.

CNews: Как мобильному разработчику завоевать доверие крупной компании?

Алексей Чувашов: Соблюдать все свои обязательства, давать немного больше, чем закреплено в условиях договора, развивать клиента. Не просто отдать им разработчиков, а создавать вместе с ними центр компетенций по мобильным решениям, с помощью которого в будущем можно будет создавать новые продукты для достижения целей бизнеса.

Мы осознанно двигаемся в сторону работы с крупными заказчиками, видим в них партнеров, с которыми можем создавать значимые решения для автоматизации внутренних задач или новые продукты для рынка в целом.

CNews: Какие проекты вам особенно нравятся?

Алексей Чувашов: Нам нравятся проекты, в которых мы вместе с клиентами формируем решения, создающие новую производительность труда и новые бизнес-модели, повышающие эффективность бизнеса. Мы вообще любим создавать что-то совсем новое, как, например, в проекте «Помощник ОСАГО»: таких проектов в истории России еще не было. Для того, чтобы делать эти проекты еще лучше, к нашей команде недавно присоединился директор по продукту Сергей Солдатов — до этого он работал в продуктовой команде Альфа-Банка. Экспертиза Сергея направлена на развитие бизнеса клиента и рост ключевых метрик. Кроме того, у Сергея есть опыт развития продуктов с миллионами пользователей и запуска новых инновационных сервисов. Под его руководством скоро состоится первый релиз мобильного приложения для «Асконы» в рамках нового для России проекта в сфере интернета вещей — «умная спальня».

CNews: Чего стоит опасаться компаниям, которые встают на путь цифровой трансформации?

Алексей Чувашов: Ошибок может быть много. И они могут возникать на самом старте: случается, что у компании нет представления, как нынешние изменения могут повлиять на бизнес в будущем. Цифровизация ради цифровизации. В таких вопросах всегда важно задавать четкую стратегию с измеримыми целями и результатами.

Когда такие процессы запускаются в условиях неопределенности, очень важно сохранять бдительность, правильно расставлять приоритеты и не терять рациональности в принятии решений. Цифровизация — это здорово, но бизнес должен выжить сейчас, чтобы это будущее у него было.

Подходить к таким трансформациям нужно комплексно: провести аудит текущего ИТ-ландшафта и продумать будущие интеграции, сформировать четкие цели и задачи, предусмотреть обучение сотрудников. Опытный и грамотный подрядчик поможет простроить этот процесс и добиться успеха.

Вернуться на главную страницу обзора