Спецпроекты

На страницу обзора
Ритейлеры ищут онлайн-замену традиционному шопингу

В то время как рынок ритейла в целом по итогам 2014 г. вырос всего на 2,5%, сегмент интернет-торговли увеличился на 31%. Традиционные торговые сети делают ставку на  дальнейший рост онлайн-продаж, особенно в сегменте бытовой техники и электроники.

Согласно данным Росстата, по итогам 2014 г. российский рынок ритейла в сопоставимых ценах вырос на 2,5% по сравнению с 2013 г. и составил i26,12 трлн. При этом объем рынка продуктового ритейла снизился на 0,1%, а непродуктового увеличился на 4,7% в сопоставимых ценах.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за тот же период объем рынка e-commerce в России вырос на 31% и достиг i713 млрд. При этом около 30% онлайн-покупок россияне совершали в зарубежных интернет-магазинах, в основном в Китае.

Объем онлайн продаж в России, iмлрд.

srssrrr_1.png

Источник: АКИТ, 2015

Среди наиболее посещаемых российских интернет-ритейлеров в 2014 г., по данным АКИТ, Ozon, «Юлмарт», Wilberries, «Ситилинк». Интернет-магазины классических ритейлеров в ТОП-15 по посещаемости представлены такими компаниями как «М.Видео», «Связной», «Эльдорадо», Media Markt, «Спортмастер».

Схожие показатели развития e-commerce в 2014 г. приводят аналитики РБК. По их данным, в 2014 г. рынок вырос на 27% до i683 млрд. По мнению J’Son & Partners, в период до 2018 г. темпы роста интернет-торговли снизятся в среднем до 7% в год, наихудший показатель – 5% – ожидается в 2015 г., а небольшой рост начнется в 2016 г.

Ритейл выходит в сеть

Темпы роста интернет-торговли в 2014 г. существенно опережали темпы роста ритейла в целом. Об увеличении числа посетителей онлайн-представительств традиционных магазинов говорил еще в начале 2014 г. в ходе конференции «ИКТ в ритейле 2014», организованной CNews Conferences и CNews Analytics, Сергей Якушев, директор по информационным технологиям меховой компании «Алеф». «Рост посетителей веб-портала компании «Алеф» за последний год достиг 80%, а число реальных покупателей, посещающих оффлайновые магазины, напротив, постепенно падает», - рассказывал он.

В 2014 г. развитие многоканальных продаж стало ярко выраженным трендом среди ритейлеров непродуктового сегмента. Потеряв возможность бороться за покупателя путем снижения цен на товары, торговые сети стали уделять все больше внимания сокращению издержек и повышению каечства обслуживания. «Стремление в онлайн стало одной из основных тенденций в 2014 г., – говорит Павел Чекель, ИТ-директор компании «Юлмарт». – Продавцы больше не могут снижать цены и рисковать качеством и уровнем сервиса. Самые активные игроки прошли стадию экстенсивного роста, укрупнения и консолидации. Теперь они постепенно теряют специализацию и начинают продавать разные товары, превращаясь в сетевые супермаркеты. И, стремясь удержать клиента, переносят фокус с продукта на сервис».

О росте выручки на 16,3% до i203,2 млрд по итогам 2014 г. во многом за счет онлайн-продаж объявила сеть про продаже электроники «М.Видео». По данным ритейлера, за этот период его интернет-продажи увеличились на 90% до i18 млрд против i9,5 млрд в 2013 г., а доля онлайна в выручке возросла с 5,5% до 8,7%.

Кроме того, доля посещений сайта ритейлера с планшетов и смартфонов увеличилась в 2 раза по сравнению с 2013 г. - до 23%. Доля покупок с мобильных устройств возросла на 3,5% и достигла 12,5%. 35% пользователей традиционных магазинов с помощью мобильных устройств сравнивали цены в магазине с ценами в интернете.

Ритейлер Дата создания интернет-магазина Доля онлайн-продаж в обороте, 2014 Выручка интернет-магазина, iмлрд. Рост выручки интернет-магазина, 2014/2013 Прогноз доли интернет-продаж на 2015 г.
М.Видео 2012 г. 8.7% 18 90% н/д
Эльдорадо 2006 г. 17.3% 17.8 61.6% н/д
Media Markt 2013 г. 10% н/д н/д 20%
Техносила 2005 г. 21.5% 5.9 н/д н/д
Связной 2002 г. 23% 22 29% 25%

Основной конкурент «М.Видео» «Эльдорадо» отчитался о росте выручки по итогам 2014 г. на 16,2% до i131,8 млрд. При этом интернет-продажи ритейлера увеличились на 61,6% и составили i17,8 млрд, но их доля в продажах выше, чем у «М.Видео» – 13,7%.

Выручка интернет-магазина «Связной» в 2014 г. выросла на 29% до i22 млрд. Доля онлайн-продаж в совокупной выручке ритейлера составила 23%. Доля покупателей, которые одновременно пользуются и интернет- и традиционным магазином, равна 20% от общего числа клиентов. При этом 30% из них пользуется доставкой на дом, а 70% выбирают самовывоз из магазина. Средний чек в 2014 г. по сравнению с 2013 г. не изменился и составил i10 тыс. Посещаемость интернет-магазина – 17 млн человек ежемесячно, конверсия выросла на 25%.

«В 2015 г. доля интернет-канала в товарообороте “Связного” превысит 25%, — заявил президент ритейлера Майкл Тач. — Инфраструктура будет развиваться на базе уже существующей сети — это обеспечит оптимальный объем инвестиций и еще повысит эффективность. Видя растущий интерес клиентов к покупкам в разных каналах, мы увеличим число электронных каталогов в нашей сети в первом полугодии 2015 г. минимум на 25% до 1 600. Также вырастет число точек самовывоза, и будут запущены новые возможности доставки».

О планах сокращения торговых площадей и усиления онлайн-направления в 2014 г. заявила сеть Media Markt. Первый интернет-магазин ритейлер открыл еще в феврале 2013 г. По итогам 2014 г., по словам главы Media Markt в России Гидо Рема, доля интернет-продаж в выручке компании приблизится к 10%, а в 2015 г. увеличится до 20%. По словам Гидо Рема, Media Markt также рассматривает возможность создания собственной сети пунктов выдачи товаров.

О курсе на развитие интернет-продаж в интервью РБК рассказывал и генеральный директор «Техносилы» Илья Тимченко. 2014 г. компания завершила ростом выручки на 4% до i27,5 млрд. Начиная с 2013 г. в сегменте техники и электроники наблюдалось перераспределение спроса из офлайн в онлайн-канал, которое, по мнению эксперта, в 2015 г. лишь усилится. «Соответственно, наша основная задача – сыграть в игру, которая позволила бы на фоне падения трафика в магазинах и сокращения магазинных продаж заместить его онлайн-продажами, отъедая ранее потерянную долю и объемы у онлайн-игроков», - говорит Илья Тимченко.

На сегодняшний день на онлайн-продажи приходится более 21,5% выручки «Техносилы», сайт компании ежемесячно посещают более 7 млн человек. По словам спикера, через 3 года ритейлер будет продавать в онлайне существенно больше, чем в магазинах. Фактически, традиционный магазин будет просто помогать онлайн-продажам – там будут забирать товар около 70% клиентов.

Интернет-супермаркеты

Развитие интернет-торговли в сегменте продовольственного ритейла происходит не столь интенсивно. Metro Cash&Carry с ноября 2013 г. продает через интернет все необходимое для мелких и средних офисов — канцтовары, офисную технику, бытовую химию и продукты питания для офисного кофе-брейка.

В октябре 2014 г. об открытии интернет-магазинов в нескольких городах России рассказал «Ашан». Речь идет о продаже мебели, электроинструментов, детских товаров и детского питания.

В феврале 2015 г. появился онлайн-магазин «О’Кей» с пунктом выдачи в гипермаркете в подмосковном Путилково. В ближайшее время ритейлер планирует организовать доставку заказов до квартиры или офиса клиентов, расширить ассортимент и открыть еще несколько новых пунктов выдачи. По его мнению, сегодня онлайн-торговля «становится одним из залогов сохранения потребителя».

В тоже время, X5 Retail Group с 1 января 2015 г. закрыла запущенный в 2012 г. интернет-магазин Е5 и решила на некоторое время полностью отказаться от онлайн-продаж, несмотря на то, что, по данным «Ведомостей», с момента открытия по 2013 г. продажи E5 почти утроились, достигнув i1,43 млрд, но в 2014 г. их рост замедлился, а в III квартале 2014 г. выручка упала на 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. За январь - сентябрь 2014 г. выручка E5.ru увеличилась на 5,5%, составив i869,3 млн.

Технологии на службе онлайн-продаж

Рост интереса ритейлеров к развитию онлайн-сервисов потребовал от них модернизации уже имеющейся ИТ-инфраструктуры. Так, в феврале 2015 г. о завершении работ по созданию модульной виртуализованной ИТ-инфраструктуры для работы новой программной платформы интернет-магазина «М.Видео» рассказала «Инфосистемы Джет». Это упростило обслуживание ИТ-комплекса и обеспечило высокую скорость масштабирования его компонентов.

ИТ-инфраструктура состоит из нескольких типовых модулей, решающих разные задачи: предоставление статической информации, динамическая генерация контента, обработка поисковых запросов, обращение к базам данных и др. Разделение по функциональным ролям позволяет выявлять узкие места в части производительности и масштабировать только конкретные проблемные участки. Ускорить этот процесс помогают шаблоны развертывания, преднастроенные для каждого модуля. Большая часть ИТ-сервисов размещена в виртуальной среде и зарезервирована по схеме N+1. Сервисы, наиболее требовательные ко времени отклика (обработка поисковых запросов и обращений к базам данных, запросы в кэш), расположены на физических серверах. Их отказоустойчивость обеспечивается кластерной конфигурацией.

Целостность сессий обеспечивается сетевыми балансировщиками, которые также кластеризованы. Например, отложив товар, покупатель может продолжить поиск по сайту – статус его корзины не изменится. Помимо продуктивного ИТ-ландшафта, созданы среды разработки, тестирования и нагрузочного тестирования. При этом в течение нескольких дней все вычислительные мощности могут быть переведены в продуктивный режим – для непосредственного обслуживания онлайн-покупок.

По словам Дмитрия Постникова, руководителя группы архитектуры и контроля качества веб-разработок компании «М.Видео», теперь интернет-магазин справляется с пиковыми нагрузками в высокие сезоны, а ИТ-платформа может гибко трансформироваться под изменения трафика. Показательным стал период новогодних праздников, когда наблюдался 3-кратный наплыв пользователей. Благодаря гибкой архитектуре и быстрой реакции специалистов службы поддержки работоспособность интернет-магазина была обеспечена даже в этих условиях.

В марте 2015 г. «Крок» совместно с Qrator Labs рассказали о внедрении системы обеспечения круглосуточной защиты интернет-магазина «Эльдорадо», способной в автоматическом режиме отражать все хакерские и DDoS-атаки. Интернет-магазин подключен к сети фильтрации трафика уже больше года. За это время специалисты «Крок» и Qrator Labs помогли «Эльдорадо» нейтрализовать 5 крупных DDoS-атак (до 15 тыс. ботов, максимальная полоса атаки — 2,3 Гбит/с), а также блокировать свыше 320 тыс. хакерских активностей, многие из которых были спланированы с учетом технических особенностей интернет-платформы заказчика. Кроме того, решение позволило найти критические уязвимости в ПО интернет-магазина, которые были оперативно исправлены.

Наталья Рудычева/CNews Analytics