Спецпроекты

Сергей Зинкевич, КРОК

Сергей Зинкевич, КРОК:

Российский бизнес все чаще переносит в облака не отдельные сервисы, а всю инфраструктуру

В центральных районах России, по данным «КРОК Облачные сервисы», более 70% компаний когда-либо использовали облака в своей работе. О том, как меняется влияние облаков на компании и чем запомнится 2020 пандемический год для всего облачного рынка, в интервью CNews рассказал Сергей Зинкевич, директор по развитию бизнеса «КРОК Облачные сервисы».

CNews: Какие перемены прошлый год привнес в год нынешний?

Сергей Зинкевич: Есть такая расхожая шутка: в 2020 году драйвером цифровизации стал коронавирус. И отчасти она хорошо иллюстрирует то, что происходило и продолжает происходить до сих пор. Действительно, многие процессы в компаниях пришлось серьезно ускорить. Речь не только про перевод на удаленку персонала. Задачи вывода в онлайн клиентских сервисов и развитие этих сервисов вышли на первый план, хотя ранее об этом в корпоративном сегменте задумывались если не единицы, то в любом случае относительно небольшое количество клиентов. Яркий пример — рывок онлайн-розницы, в первую очередь, продуктовой, вслед за которой потянулись традиционные ритейлеры. Для последних это стало своего рода вызовом — потребовалось на новые рельсы переставить многие процессы, привлечь или усилить команду ИТ-разработчиков, нарастить вычислительные мощности. И все это сделать в очень сжатые сроки. Без облачных услуг в условиях пандемии добиться нужных результатов, скорее всего, не получилось бы. В целом, скорость принятия решений, скорость вывода продуктов на рынок существенно возросли. Параметр time-to-market стал одной из ключевых метрик для описания эффективности и конкурентоспособности компаний.

CNews: Какие истории будут развиваться более активно? Что получил рынок и как он будет это использовать

Сергей Зинкевич: Ясно, что мир движется в сторону некой гибридной формы, где свое место под солнцем найдут и онлайн- и оффлайн-задачи. Возврата к прежней жизни не произойдет, даже если пандемия резко закончится. Привычка пользоваться услугами и продуктами по подписке лишь укрепилась. Не так просто будет заставить людей посещать магазины и офисы банков или приезжать в офис каждый день, когда все операции можно совершить с помощью смартфона или на домашнем ноутбуке.

Сергей Зинкевич: Задачи вывода в онлайн клиентских сервисов и развитие этих сервисов вышли на первый план

Рынок, кстати, от этого только выиграет. Стимулом для развития станет использование высокотехнологичных услуг, направленных на работу цифровых направлений бизнеса — от высокоуровневых облачных услуг (например, PaaS — платформа как сервис) до машинного обучения, искусственного интеллекта, продвинутых средств защиты. Инструменты для информационной безопасности будут неизменно популярны, так как онлайн сейчас — это одна из ключевых точек притяжения злоумышленников. С момента пандемии количество инцидентов увеличилось в 2-3 раза.

CNews: Можно ли считать значимым перераспределение ролей на ИТ-рынке России? Какие компании смогли извлечь выгоду из сложной ситуации? Каким образом развиваются они и их заказчики?

Сергей Зинкевич: В целом, все значимые события на облачном рынке (они связаны, в основном, с крупными слияниями) произошли еще в 2019 году. 2020-й в этом плане не стал сюрпризом. Компании развивали свои технологические платформы, наращивали клиентскую базу, работали над укреплением своих позиций. В этой конкурентной борьбе, если мы говорим про корпоративный сегмент, увереннее себя чувствовали игроки, которые могли работать сразу в нескольких ипостасях. Например, для «КРОК Облачные сервисы» год был весьма успешным, так как мы смогли быстро подстроиться под лавинообразный поток запросов весной 2020 года и предложить свои компетенции облачного провайдера, ИТ-компании (привлекая экспертов «большого» КРОК), консалтера.

CNews: Каким стал для «КРОК Облачные сервисы» 2020 год? Удалось ли воспользоваться рыночными возможностями? На каких технологиях в первую очередь построен этот успех? Какие направления вашей деятельности оказались более привлекательными и востребованными?

Сергей Зинкевич: Облачное направление КРОК растет быстрее рынка не первый год, и 2020-й не стал исключением. Более того, по предварительным оценкам, темп развития бизнеса превысит предыдущие показатели.

Я уверен, что основа успеха «КРОК Облачные сервисы» — это наша команда, ее уровень профессионализма и готовности выстраивать клиентоцентричные отношения. Это проявляется во всем: начиная с грамотного подбора технических решений в рамках проекта и возможности мыслить стратегически, планируя развитие инфраструктуры заказчиков на несколько лет вперед, и заканчивая такими, казалось бы, маловажными рабочими моментами, как привычка реагировать на письма практически мгновенно и помогать даже по незначительным вопросам.

В конце 2020 года мы опросили наиболее крупных клиентов «КРОК Облачные сервисы» на предмет того, что в работе провайдера они считают наиболее важным. Первые места заняли как раз работа команды, доверие к компании на рынке, затем следовали технические особенности облачной платформы. Замыкал рейтинг параметр стоимости. Иными словами, крупные компании хотят получить качественный сервис с поддержкой высокого класса, и цена здесь зачастую не играет решающей роли.

CNews: Какие требования непосредственно к инфраструктуре предъявляют компании, учитывая возросшую потребность в вычислительных ресурсах?

Сергей Зинкевич: Здесь все традиционно. Клиентам важно, чтобы инфраструктура была гибко масштабируемой, высокопроизводительной, надежной. Из-за возросшего спроса на вычислительные ресурсы многие провайдеры не успели перестроиться, поэтому качество сервиса начало хромать. Все чаще стало заметно такое явление, как «переподписка». К счастью, мы успели еще в 2019 году провести масштабный апгрейд инфраструктуры, используя продукты стратегического партнера — Dell Technologies, поэтому проблем с нехваткой мощностей не почувствовали ни мы, ни наши заказчики. Наращивать ресурсы продолжили и в 2020 году, так как всегда с запасом приобретаем системы с учетом планового роста. И вчера, и, вероятно, завтра мы будем делать ставку на оборудование Dell Technologies — оно в наибольшей степени соответствует задачам корпоративного сегмента и еще никогда нас не подводило.

CNews: Какие направления вашей деятельности оказались более привлекательными и востребованными?

Сергей Зинкевич: Традиционно самой популярной услугой является IaaS, то есть публичное облако. За счет универсальности оно востребовано компаниями из всех отраслей — банками, ритейлом, логистикой, промышленностью и т.д. Публичное облако — это базовая инфраструктурная услуга, которая помогает быстро начать проект и является одним из эффективных инструментов для экономичной модернизации инфраструктуры. Дальше по степени популярности идет аренда выделенной инфраструктуры в ЦОД и частные облака — ими интересуются компании, которым важно иметь свое, но которые при этом не хотят отказываться от преимуществ виртуализированных сред. 2020 год стал для нас временем взлета PaaS. Это тоже связано с пандемией и запросом на повышение эффективности ИТ-разработки. При этом речь в данном случае идет не только о Kubernetes-as-a-Service, но и о дополнительных услугах (например, администрировании DevOps) в формате управляемых сервисов.

К слову, сегмент Managed Services также растет — компаниям не хватает рук и административного персонала при запуске и поддержке своих ИТ-проектов. Это весьма серьезная проблема для бизнеса. По данным АПКИТ, дефицит кадров будет нарастать, к 2024 году он достигнет отметки в 300 тыс. человек. Причем, острее всего ситуация будет с наиболее перспективными вакансиями — например, с позициями архитектора или DevOps. Уже сегодня поиск таких специалистов занимает несколько месяцев. И так уж сложилось, что компетенции сейчас взращиваются в основном внутри ИТ-компаний и облачных провайдеров, поэтому неудивителен такой интерес к услуге управляемых сервисов.

CNews: Если говорить в целом, то каким образом изменилась роль облаков в российском бизнесе?

Сергей Зинкевич: По нашим оценкам, в центральном регионе 70% компаний когда-либо использовали облака в своей работе, и этот показатель растет. Облачные услуги становятся все более популярными, все чаще компании размещают не одну-две системы в облаке, а мигрируют фактически всю инфраструктуру. Таких примеров действительно много. За счет массовости увеличивается и влияние облаков на компании. Не побоюсь сравнить их с кровеносной системой, по которой энергия достигает жизненно важных органов бизнеса.

CNews: Можно ли говорить о серьезном росте облачного рынка страны? Есть ли у вас внутренние данные о том, о каких цифрах и показателях может идти речь? Насколько темпы развития облаков в России соответствуют глобальным темпам?

Сергей Зинкевич: Мы можем оперировать данными аналитиков. Так, по мнению ТМТ Консалтинг, в 2020 году рынок вырос на 27% и составил 93 млрд. руб. А в IDC считают, что эта цифра уже превысила 100 миллиардов. Если говорить в целом, то темпы роста в России соответствуют глобальной динамике, хотя еще несколько лет назад российский сегмент опережал общемировой. Но это было связано с эффектом низкой базы. Несмотря на небольшое технологическое отставание от стран Запада, сейчас в целом тенденции в нашей стране совпадают с трендами в развитых странах. Облачный сегмент в России вступил в стадию зрелости.

CNews: Можете ли вы привести примеры нескольких наиболее запоминающихся облачных кейсов в крупных компаниях из разных отраслей?

Сергей Зинкевич: За 2020 год мы стартовали более 150 новых проектов — для крупных компаний с выручкой от 900 млн. руб. Знаковыми проектами можно считать фактически каждую крупную миграцию в облако торговой сети. Многие ритейлеры озаботились проблемой нехватки вычислительных ресурсов в период локдауна. В их числе — Stockmann, Ecco, сеть магазинов детских товаров «Кораблик», крупная продуктовая розница. Банки и финансовые организации использовали облако преимущественно для запуска новых направлений бизнеса и развития клиентских онлайн-сервисов. Логистические компании, такие как Dostavista, выбирали облако как способ эффективного управления ресурсами с учетом сезонности, отмечая, в том числе, удобство платформы для разработчиков.

2020 год для нас запомнится также переносом в инфраструктуру ЦОД и облака тяжелых систем, например SAP-приложений, используемых Фармстандартом, а также систем «1С». К слову, для их эффективной работы мы создали новый уровень хранения в облаке с использованием процессоров определенной тактовой частоты, серверов Dell Technologies и дополнительных настроек инфраструктуры. В результате нам удалось добиться высочайшей производительности среды, эквивалентной 35 баллам по тесту Гилева. В каждом третьем проекте оказывали дополнительные услуги в формате Managed Services — настраивали кластеры Kubernetes и выстраивали DevOps-процессы, предотвращали атаки злоумышленников на веб-приложения, мониторили инфраструктуру и осуществляли аварийное восстановление.