Спецпроекты

На страницу обзора
Благодаря ИТ на рынке выживут и традиционные ритейлеры, и новые экосистемы
Российский ритейл прошел пандемию на фоне обострившейся конкуренции между традиционными игроками и компаниями, для которых эта сфера не является основным бизнесом. О том, как будет развиваться конкуренция между ними, и кто победит, почему российский ритейл не хочет уходить в облака и какими будут магазины ближайшего будущего, в интервью CNews рассказала Татьяна Вандышева, директор по развитию бизнеса в розничных сетях и e-commerce «Инфосистемы Джет».

Татьяна Вандышева«Инфосистемы Джет»

«Если бы не пандемия, мы бы не знали об удаленке еще лет 10»

CNews: Татьяна, рынок активно меняется в течение последнего года, меняется и стек технологий, которые используются бизнесом. Что здесь первично: трансформация рынка провоцирует появление новых технологий или все-таки технологии диктуют то, в каком направлении будет развиваться ритейл?

Татьяна Вандышева: Мне кажется, здесь смело можно говорить об обоюдном влиянии. Важно отметить, что изменения, о которых вы говорите, диктуют глобальные тренды. Ключевой из них — трансформация технологического уклада. Многие эксперты и аналитики полагают, что мы уходим от модели потребления в сторону некой цифровой модели, в которой роль посредника, оказывающего услуги или продающего товары, теряет свою актуальность. Это понимают игроки как в России, так и на Западе.

Другой тренд — и от него никуда не уйти — влияние пандемии, которая в десятки раз ускорила все рыночные процессы. Если бы не эта глобальная проблема, мы бы еще лет 10 не задумывались бы о массовой удаленке или тотальном переходе в онлайн. Пандемия заставила многие компании совершить «квантовый скачок» в этом направлении…

CNews: … и стабилизироваться в этом состоянии? Или процесс будет продолжаться?

Татьяна Вандышева: Я думаю, это только начало, а стабилизацию можно ждать, самое раннее, к 2023 году.

CNews: И как названные вами тренды влияют на ИТ?

Татьяна Вандышева: Они приводят к масштабированию и массовому применению технологий, причем даже тех, которые давно известны рынку, вроде искусственного интеллекта, биометрии и дополненной реальности. Решения на их основе стали частью повседневности уже не только для бизнеса, и для простых людей. И это, в свою очередь, вынуждает развивать эти технологии, централизовать и автоматизировать их применение. Это полностью изменит, да и уже меняет, взаимодействие бизнеса с потребителями, а также внутренние процессы компании.

CNews: Вы упомянули западных игроков в контексте понимания ими масштабов перемен. Но ведь наверняка существует некая глобальная повестка и некая российская, и они пересекаются не на 100%, ведь у нас достаточно замкнутая экосистема.

Татьяна Вандышева: Не могу сказать, что наши и западные тренды очень сильно отличаются, но определенная специфика есть. Например, в части влияния законодательства: у нас активно развивают проекты, связанные с маркировкой и прослеживаемостью товаров, у каждой итерации появляется цифровой след и связанными с ним большими данными можно определенным образом управлять и извлекать из этого дополнительные преимущества.

Но если говорить в целом, то какой-то серьезной уникальностью отечественный рынок ритейла не обладает. Я бы даже отметила, что мы достаточно быстро развиваемся и учимся внедрять новые технологии. Ритейл в России эволюционирует куда более серьезными темпами, чем в Европе, но отставание от Китая и США присутствует.

CNews: Это отставание — пропасть?

Татьяна Вандышева: В контексте разработки — нет, а в инфраструктурных вопросах отставание очень серьезное.

«Российские ритейлеры не готовы уходить в публичные облака»

CNews: Можете назвать топ-3 технологий, которые сейчас меняют ритейл?

Татьяна Вандышева: Биометрия, дополненная реальность и все, что связано с кибербезопасностью.

Почему биометрия? Потому что это тренд на уровне уже не отдельной отрасли, а всего государства. В ближайшее время связанные с биометрией бизнес-процессы будут окончательно закреплены на законодательном уровне, мы можем оплачивать покупки с помощью систем распознавания лиц, а модели поведения покупателей будут формироваться на больших данных, собираемых с помощью геолокации, на основе эмоций и поведенческих характеристик.

Татьяна Вандышева: Ритейл в России эволюционирует куда более серьезными темпами, чем в Европе, но отставание от Китая и США присутствует

Дополненная реальность находит отклик у поколений миллениалов и зумеров, которые уже определяют векторы развития ритейла. Они привыкли собирать информацию о товаре перед покупкой, они любят тестировать, примерять. AR/VR-технологии станут неотъемлемой частью non-food-ритейла: от одежды до мебели. Если же говорить о продуктовом сегменте, то следует ожидать сокращения площадей магазинов в пользу некоего пространства с дополненной реальностью, в котором покупатели будут узнавать что-то о продуктах. Эти же технологии прямо сейчас используются в онлайн-торговле, ведь уже есть возможность примерить обувь, не выходя из дома.

Актуальность ИБ-направления продиктована массовым переходом потребителей на удаленку и ростом онлайн-торговли, развитием бесшовных сервисов и омниканальности. Это открывает достаточно большое поле для деятельности злоумышленников, и с этим необходимо работать. Каким образом? Раньше информационная безопасность была небольшим сегментом в службе собственной безопасности, отвечавшим за своевременное обновление антивирусных программ. Теперь же есть понимание, что весь блок, связанный с онлайном, подвергается серьезным атакам. Помимо этого, необходимо защищать собственную разработку, которую практикуют все гиганты рынка. Например, активно растет контейнерная разработка, и все крупные компании понимают важность обеспечения безопасности кода.

Безусловно, не могу не упомянуть искусственный интеллект и управление данными. Именно на основе этих направлений будет выстраиваться персонификация предложений, рекламных кампаний, доставки, других моделей работы с потребителями.

CNews: Вы не упомянули облака.

Татьяна Вандышева: И это не случайность. К вопросу об отличиях между российским и западным ритейлом: зарубежные коллеги очень рано и очень активно пошли в облака. Использование этой модели оказалось для них крайне комфортным, а потому облака там используются не только для разработки, но и для базовой инфраструктуры. Наши ритейлеры исторически достаточно закрыты. Облака используются разве что в приватной модели, построенной на собственной инфраструктуре. А если это публичное облако, то оно заточено под поставку незначительного количества сервисов, например, там может быть развернута отдельная среда разработки или размещены некритичные системы. Если же говорить про инфраструктуру и персональные данные, то российский рынок пока не готов к полностью облачным историям, хотя гибридным сценариям найдется применение.

CNews: Крупные игроки, которые строят экосистемы при поддержке собственной очень развитой разработки, активно заходят на традиционные для ритейла рынки. Можно ли говорить о том, что они уже отъели значительную их часть?

Татьяна Вандышева: Это двусторонний процесс. «Сбербанк», «Яндекс», Ozon — все эти компании сейчас достаточно активны, они пытаются занять долю рынка. Но мы видим, что и традиционные игроки проводят экспансию в онлайн-продажи. X5 Retail Group, например, занимает первое место в стране по объемам выдачи онлайн-заказов — порядка 15-20 тысяч в день. Такие гиганты не отдадут свою долю рынка новым игрокам.

Скорее всего, мы придем к какой-то гибридной форме совершения покупок. Однозначно будет развиваться класс «магазинов у дома» с товарами первой необходимости, потому что люди хотят сократить время, которое они проводят за покупками. Возможно, такие магазины станут еще и пунктами выдачи заказов. Крупный ритейл понимает это и старается повышать количество точек взаимодействия с клиентом, качество продуктов и систем доставок. И в этой жесткой конкурентной борьбе у традиционного бизнеса есть преимущество: он более опытен в части пополнения потребительской корзины, чем «Яндекс» или «Сбербанк».

CNews: Что нужно делать ритейлерам прямо сейчас, чтобы по итогам года оставаться конкурентоспособными и при этом поддерживать свои среднесрочные стратегии?

Татьяна Вандышева: В первую очередь, работать над своими внутренними процессами, потому что основными возможностями для роста сейчас являются снижение стоимости потребительской корзины, сокращение времени доставки, улучшение качества взаимодействия с интернет-площадками и ритейлерами в онлайн-формате. Помимо этого, важно расширение возможностей для доставки, например, с помощью коллаборации между собой или с какими-то маркетплейсами. Одним из наиболее перспективных шагов в этом направлении представляется смешение non-food и food-ассортимента. Другим — создание дополнительных сервисов, которые повысят скорость взаимодействия с потребителем и расширят возможности оплаты и получения заказов.

Татьяна Вандышева: В ближайшее время связанные с биометрией бизнес-процессы будут окончательно закреплены на законодательном уровне, мы можем оплачивать покупки с помощью систем распознавания лиц

Если же говорить о развитии ассортимента, то важно помнить о глобальной тенденции снижения лояльности к брендам. Она обусловлена тем, что зумерам бренды, как таковые, неинтересны — они смотрят на качество продукта и его свойства, информацию о которых легко найти в интернете. Поэтому развитие ассортимента логично реализовывать через создание ритейлерами собственных торговых марок, повышение качества продукции, снижение ее стоимости благодаря автоматизации.

CNews: Вы учитываете эти потребности компаний? На чем вообще строится ваша работа с ритейлом?

Татьяна Вандышева: Это направление у нас разделяется на две части: инновационную и инфраструктурную. По второму пункту все понятно: мы предлагаем достаточно вариативный набор оборудования и решений, связанных, например, с хранением больших данных. Параллельно развиваются такие направления как построение озер данных, контейнерная разработка, Kubernetes, ИБ.

Если же говорить об инновационных продуктах, то мы работаем над новыми цифровыми решениями. Скажем, все ждут появления электронных ценников, информационных панелей и табло в магазинах, и мы тоже достаточно активно смотрим в этот сегмент. Кроме того, у нас есть команды, которые занимаются искусственным интеллектом и аналитикой, например, потребительской корзины, персонификацией предложений, формированием портрета потребителя и настройкой рекламных кампаний, уровней, каналов взаимодействия, оптимизацией технологических процессов и так далее. Хороший пример — решение, которое с помощью компьютерного зрения заранее, еще на складе, определяет, в какой кондиции находится товар. Другой пример связан с контролем технологического процесса применительно к сотруднику магазина: своевременно ли он выполняет свои обязанности, носит ли он форму и маску. Еще одно важное для нас направление — интернет вещей, благодаря которому можно контролировать энергопотребление и управлять им. Мы даже создали собственные логгеры (устройства-регистраторы), работающие на основе IIoT-платформы. Казалось бы, это больше история про ЖКХ, но и в ритейле ей находится применение в целях снижения операционных расходов и повышения эффективности использования площадей и ресурсов. К примеру, для того, чтобы повысить энергоэффективность в продуктовом магазине PRO-Market на территории технопарка «Сколково» мы использовали также нашу ИВ-платформу Jet Smart Building (JSB).

«У российского ИТ-рынка — большое будущее»

CNews: Ваше ритейл-направление растет?

Татьяна Вандышева: У нас отличными темпами растет направление онлайн-ритейла. Это связано с тем, что мы сотрудничаем с крупнейшими гипермаркетами и другими лидерами сегмента электронной торговли как в сфере построения классической инфраструктуры и обеспечения ее безопасности, так и в области работы с большими данными.

CNews: Они не уходят в собственную разработку?

Татьяна Вандышева: Онлайн-ритейлеры исторически привыкли использовать ресурсы партнеров и активно пользуются аутсорсингом. Тем более, такой подход на длинной дистанции представляется куда более выгодным, чем создание больших департаментов собственной разработки внутри ритейлера. Согласно нашим исследованиям, в ритейле сервисный подход в трехлетнем горизонте дает экономию в 20%. При этом онлайн-ритейлеры пропорционально наращивают собственную разработку и компетенции под новые вызовы и задачи.

CNews: Какой проект за последний год запомнился вам больше других?

Татьяна Вандышева: В этом году мы рассказали про проект проектирования и запуска дата-центра для онлайн-магазина «Утконос». Проект был продиктован возросшими нагрузками на ИТ-системы компании из-за резкого роста торговли через интернет на фоне пандемии. Помимо поддержки бизнеса компании в основном городе присутствия, ЦОД должен помочь с экспансией в регионы. В рамках этого проекта наши специалисты установили 32 телекоммуникационных шкафа, часть из которых имеет высокий уровень защиты от пыли и влаги. Выделенная мощность под вычислительное оборудование составляет 300 кВа.

CNews: Какие тренды придут вслед за теми тенденциями, которые мы перечислили? Или стоит ожидать усиления существующих явлений?

Татьяна Вандышева: Во-первых, продолжится усиление тенденции на отказ от посредников в цепочке потребления. Во-вторых, будут развиваться сервисы на базе искусственного интеллекта. Все большую роль начнут играть биометрические данные и геолокация, которые будут использоваться в том числе и в рекомендательных целях: куда пойти, что купить, с кем стоит иметь дело, а кого лучше избегать. Отсюда третий пункт: потребители начнут все активнее использовать персональных помощников, которые будут помогать им выстраивать взаимодействие с окружающим миром.

В перспективе трех-пяти лет я верю в то, что у нас будут появляться полноценные магазины не только без кассиров, но и без товаров. Выкладку товаров в них заменят даже не фотографии, а 3D-модели, которые можно будет посмотреть, потрогать, примерить и сделать заказ, покинув магазин, не встретившись ни с одним человеком и не имея дел с упаковкой.

Татьяна Вандышева: В перспективе трех-пяти лет я верю в то, что у нас будут появляться полноценные магазины не только без кассиров, но и без товаров

Еще одна важная тенденция, которая пока только-только зарождается — беспилотная доставка без участия человека.

Все эти перемены должны быть хорошо приняты российским ритейлом. На самом деле, я восхищаюсь способностью нашего рынка перестраиваться и адаптироваться. Посмотрите, через какие перемены ритейл прошел за последний год. Это говорит о том, что в этих компаниях работают замечательные команды, которые не только видят тренды, но и понимают, как их использовать. Поэтому, вне всяких сомнений, у отечественного ритейла, как и у российского рынка технологий, большое будущее.

Короткая ссылка