Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в авиации 2014

Бизнес-аналитика приносит авиаперевозчикам прибыль

Бизнес-аналитика приносит авиаперевозчикам прибыль

Все больше предприятий отечественной авиации уделяют внимание централизации ИТ, внедрению и освоению новых технологий и методов управления бизнес-процессами. Особое внимание авиаперевозчики уделяют бизнес-аналитике, направленной на повышение рентабельности.

Взаимодействие и функционирование предприятий, работающих над воздушными судами, требует развитой ИТ-инфраструктуры. Ряд проектов по централизации ИТ был реализован на предприятиях холдинга ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации), среди них – создание единой корпоративной сети данных и интеграция сетевой инфраструктуры холдинга.

Как рассказал CNews Андрей Тимошкин, директор департамента информационных технологий ОАК, услуги связи всем предприятиям холдинга теперь предоставляет один провайдер. На базе его инфраструктуры была построена защищенная корпоративная сеть передачи данных, объединившая предприятия ОАК. Кроме того, предприятие построило контейнерный ЦОД, куда и были перенесены все критические компоненты ИТ-инфраструктуры, ключевые бизнес-приложения, где проводятся автоматические процедуры резервного копирования и архивирования данных.

В интервью с CNews Кирилл Богданов, заместитель генерального директора по ИТ компании «Аэрофлот», рассказал, что крупным компаниям жизненно важен правильный учет доходов, так как от него зависит не только прибыль, но и рентабельность рейсов. В начале прошлого года «Аэрофлот» перешел на систему учета доходов Sirax. Разработанная компанией Lufthansa Systems платформа Sirax AirFinance повышает эффективность учета, сверяя показатели продажи билетов с фактическими данными о полетах. Sirax позволяет службе учета получить точную и актуальную информацию, чтобы объективно понимать ситуацию.

Заказчик Проект Подрядчик Сроки
Вертолеты России Защита корпоративной сети Лаборатория Касперского Июль 2013 – июнь 2014 (план) гг.
Вертолеты России Создание ИТ-инфраструктуры Национального центра вертолетостроения Астерос Март 2011 – сентябрь 2012 гг.
Гражданские самолеты Сухого Создание инженерной инфраструктуры ЦОДа АМТ-Груп Март–июнь 2013 г.
Корпорация Иркут Внедрение Oracle Hyperion Planning Корус Консалтинг 2012 г.
ОАК Создание модульного ЦОДа, укомплектованного пятью стойками мощностью 10 кВт Крок Март–июнь 2013 г.
ОАК Автоматизация формирования консолидированной отчетности по МСФО на платформе Oracle Hyperion лето 2013 г.
ОКБ Сухого Модернизация ERP-системы Борлас Июнь 2012 – декабрь 2012 г.

Источник: CNews Analytics, Tadviser, 2013

Все большим спросом пользуются аналитические решения, решения по управлению перевозками, по управлению взаимоотношениями с клиентами, сервисные системы. По всем перечисленным направлениям информатизации активно создаются и внедряются мобильные приложения. К сожалению, большинство российских авиаперевозчиков находится на старте, для них речь идет пока о таких базовых вещах, как оптимизация системы документооборота, внедрение систем информационной безопасности. Однако лидеры отрасли быстро нагоняют крупнейших зарубежных коллег. Возможно, отсутствие информатизации чем-то поможет российским авиаперевозчикам. Строить с нуля всегда дешевле, чем модернизировать.

Lean-технологии

Отечественный авиапром постепенно осваивает премудрости Lean-технологий. Иркутский авиационный завод, сформировавший у себя службу бережливого производства, недавно отметил значимую дату: 5 лет следования философии lean-производства. Опыт корпорации «Иркут» интересует и другие отечественные предприятия, в 2013 г. завод посетили 22 делегации.

Служба бережливого производства Иркутского авиационного завода принимает участие в разработке проекта первого национального стандарта «Бережливое производство. Основные положения и словарь». «Одним из главных достижений службы считаю то, что на сегодня методам lean-технологий на предприятии обучено более 50% персонала, — комментирует директор по бережливому производству ИАЗ Сергей Яманов, – при этом самое широкое распространение получил инструмент 5С, охвативший до 70% всех рабочих мест завода».

Следует уточнить, что lean-технологии – это, скорее, метод организации производства, а инструмент 5С – просто подход к труду, состоящий из 5 принципов, начинающихся на букву «с»: сортировать работу по приоритету, соблюдать чистоту, содержать все в порядке, стандартизировать и доводить соответствие своей работы указанным процедурам до автоматизма.

Такие простые, казалось бы, вещи, как построение корпоративной культуры в соответствии с теорией менеджмента, способны принести немалую прибыль: за 2013 г. внедрение предложений на предприятии принесло около 13 млн руб. В 2012 г. lean-технологии, применяемые на Уфимском моторостроительном производственном объединении (УМПО), позволили сократить средний цикл производства двигателя с 17 до 10–12 суток.

В последнее время отмечается реальный рост значимости систем бизнес-аналитики в мировом авиапроме. О том же говорит и исследование швейцарской информационной компании SITA, проведшей анализ ИТ-трендов в мировой авиации.

Значимость бизнес-аналитики растет

intellekt_aviaprom_ris1.png

Источник: SITA, Flying into the future, 2013

По мнению специалистов SITA, авиапром сейчас делает бизнес онлайн, используя социальные сети и разнообразные приложения для мобильных устройств. Информация, отправляемая на личные устройства пользователей, должна быть тщательно отобрана, определена целевая аудитория и время отправки данных. В противном случае действия авиакомпании по информированию клиента могут ассоциироваться с обычным спамом, и незадачливый перевозчик вместо ожидаемых прибылей получит негативную реакцию клиентов.

Решить эту проблему могут системы бизнес-аналитики, именно поэтому уже к 2015 г. они станут жизненно важными для организации всех видов деятельности по взаимодействию с пассажирами, считают в SITA. По итогам опроса, опубликованного SITA, каждые восемь из десяти авиаперевозчиков и аэропортов намерены внедрить ту или иную систему бизнес-аналитики в ближайшие три года, и работать эта система будет, чтобы повысить уровень довольства клиентов и качество обслуживания.

В регионах РФ «двигателями прогресса» выступают авиаперевозчики, нередко преодолевая сопротивление администрации аэропорта. В мире же, напротив, многие аэропорты и авиаперевозчики уже осознали необходимость сотрудничества. По данным SITA, перевозчики получат доступ к данным аэропорта на 80%, а сами поделятся 53% информации (это в два раза больше прежних показателей).

Сотрудничество авиаперевозчиков с аэропортами

intellekt_aviaprom_ris2.png

Источник: SITA, Flying into the future, 2013

По заказу компании Amadeus Томасом Дейвенпортом был проведен анализ нескольких случаев наиболее успешного использования больших данных, на которые и опирается бизнес-аналитика. К примеру, Air-France KLM использует Big Data для оптимизации управления доходами. Система подсчитывает потенциальные расходы, вызванные возможными задержками рейсов или опозданием пассажиров. После этого решается, что выгоднее: отложить стыковочный рейс или зарезервировать пассажирам места на следующий вылет.

Интересно подходят к вопросу использования больших данных в Frontier Airlines, небольшом авиаперевозчике, базирующемся в Денвере, Колорадо. Вынужденные конкурировать с более крупными перевозчиками, Frontier Airlines исповедует гибкий подход к управлению доходами. По словам Джорджа Аретакис, возглавляющего управление доходами в компании, конкурентным преимуществом является «информация, которой вы владеете, отчасти – сила ума, способность интуитивно интерпретировать получаемую информацию и, во многом, умение понимать конкурента». Эти принципы его группа и применяет в работе: они стараются привлечь клиентов, устанавливая новые цены на короткий период времени, пока конкуренты не отследят ситуацию и не отреагируют.

Как рассказал CNews Кирилл Богданов, «Аэрофлот» также присматривается к системам бизнес-аналитики. Компания накопила уже большую базу данных о своих пассажирах, их можно использовать для улучшения обслуживания и организации маркетинговых действий. «Имея персональный профиль каждого пассажира, мы знаем, куда он ездит, где и как долго он чаще отдыхает, – комментирует эксперт. – Объединив клиентов со сходными запросами в группы, мы сможем предложить им наиболее выгодные и подходящие даты, время состыковок и другие условия, помогающие сэкономить средства и время, что повысит удовлетворенность работой авиакомпании».

Автоматизированные склады

Пропускная способность складов, а также точность в выборе комплектующих и материалов напрямую влияют на скорость и эффективность производства изделий. Кроме того, немалую роль играет эффективное использование складского пространства.

Автоматизированные склады популярны у западных корпораций из сферы авиастроения. Растущие обороты и неэффективность применяемых методов побуждает и отечественные компании обратить внимание на преимущества автоматизации складских помещений. Одним из таких преимуществ называют сокращение ошибок персонала, не справляющегося с большим потоком требований и информации (управление складом передается компьютерной системе). В результате тратится меньше времени и финансов, увеличивается безопасность труда, лучше организован контроль и получение необходимых товаров.

В филиале «Гражданские самолеты Сухого», расположенного на авиационном производственном объединение имени Ю. А. Гагарина на Комсомольском-на-Амуре, установили автоматизированную складскую систему KARDEX Shuttle швейцарского производства. Такие автоматизированные склады довольно компактны и могут работать круглосуточно. Система ARDEX Shuttle позволяет одновременно хранить до 400 тыс. наименований деталей, агрегатов и нормализованного крепежа различных габаритов и способна самостоятельно определять свободные места для размещения изделий на полках. По оценке «Компании инноваций и технологий», склады KADREX позволяют на 85% уменьшить складские площади и увеличить производительности в 1,5 раза.

Екатерина Кочеткова/CNews

Вернуться на главную страницу обзора