Спецпроекты

Продажи российских интернет-магазинов за границу растут колоссальными темпами

5220
Бизнес Финансовые результаты Интернет E-commerce Ритейл Розница Интернет

Объемы продаж российских интернет-магазинов за рубеж вырастут в 2018 г. на 36%. За последние два года они увеличились с $430 млн до $746 млн. Экономический потенциал розничного онлайн-экспорта из России эксперты оценивают в $10 млрд.

Рост экспорта

За последние два года экспорт товаров через российские интернет-магазины увеличился с $430 млн до $746 млн. При этом количество отправленных посылок выросло с 7,9 млн до 11,2 млн. Одновременно средний чек заграничного покупателя вырос с $55 до $67.

В 2018 г. прогнозируется рост рынка примерно на 36%. К таким выводам пришли эксперты eBay и исследовательского агентства Data Insight, опубликовавшие результаты анализа рынка. Они отмечают, что этот рынок демонстрирует двузначный рост уже несколько лет, поскольку российские интернет-магазины торгуют все оживленнее.

Аналитики прогнозируют, что доля отправлений средних и малых российских интернет-экспортеров, вырастет с 15% в 2016 г. до 36% по состоянию на конец 2018 г. Речь идет о магазинах, которые торгуют через маркетплейсы и доставляют товары почтой. В целом же количество отправлений из интернет-магазинов сократится до 64% и составит 7,2 млн в 2018 г.

По словам Ильи Кретова, гендиректора eBay в России, Израиле и на развивающихся рынках Европы, эксперты ожидали рост рынка на 14%, но вместо этого он продемонстрировал рост на 28% в 2017 г. и еще на 36% в 2018 г. В общем экономический потенциал розничного онлайн-экспорта из России аналитики оценивают в $10 млрд. Этот показатель достижим в ближайшие годы, если все игроки рынка и регуляторы объединят усилия.

Куда продаются товары

Если говорить о продажах в страны дальнего зарубежья, то за два года они продемонстрировал рост на 54%. В этот же период товарооборот со странами СНГ увеличился на 114%. Однако аналитики предупреждают, что рынок стран СНГ меньше рынка дальнего зарубежья, и быстрый рост экспорта в данном случае со временем прекратится.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе исследователи считают более логичным сконцентрироваться на экспорте в страны Европы, Северной Америки и в другие географически отдаленные страны. Среди причин они указывают более высокое проникновение интернета в этих регионах и более высокую, чем в СНГ, покупательную способность.

Российские продавцы в интернете все активнее продают товары за границу, в том числе через eBay

В 2018 г. доли Белоруссии и Украины в российском экспорте товаров, купленных по интернету, составили 18,6% и 8,3% соответственно, показав рост на 30-35% с 2016 г. Белоруссия вообще занимает первое место по этому показателю, далее следуют США с долей 17% и Казахстан с долей 12,8%. Российские экспортеры активно осуществляют продажи в Белоруссию и Казахстан, поскольку их привлекает рост количества пользователей интернета в этих странах, возможность общаться с клиентами по-русски, отсутствие таможенной очистки и сниженные таможенные платежи.

Еще одним перспективным рынком считается США — в связи с высокой платежеспособностью покупателей, дешевизной доставки и отсутствием пошлин на ввоз покупок стоимостью до $800.

Где находятся продавцы

Порядка 83% заказов, пришедших из-за границы, выполняют интернет-магазины из Центрального федерального округа. Причиной такого распределения заказов является концентрация крупных онлайн-магазинов в Москве.

Согласно экспортному индексу России, аналитики выделяют 12 перспективных регионов с долей онлайн-экспортеров на eBay выше, чем в среднем по стране. Первое место занимает Москва с экспортным индексом 196, за ней идет Санкт-Петербург с индексом 185 и Саратовская область с показателем 134. Экспортный индекс Волгоградской области равен 125, Московской — 117, Омской — 113, Самарской, Воронежской и Калининградской — 106, Республики Марий Эл — 128, Чувашии — 102, и Удмуртии — 101.

Драйверы и ограничения

Эксперты акцентируют внимание на том, что для развития экспорта необходим комплексный подход и работа всех участников рынка. Из факторов, способствующих росту рынка, они приводят в пример развитие логистической инфраструктуры розничного экспорта из России. Исследователи отмечают, что малые и средние интернет-магазины 86% посылок отправляют «Почтой России». На основании этих данных в 2018 г. eBay запустил интеграции с «Почтой» и экспресс-оператором DHL. В результате у российских экспортеров появился доступ к облегченной схеме отправки посылок за границу.

В то же время на рынке международных продаж продолжают существовать структурные ограничения, которые его регулируют. Примерно 8% российских интернет-продавцов из опрошенных исследователями сообщили, что добиться роста количества онлайн-экспортеров можно за счет снижения налога на экспорт. Порядка 14% магазинов отметили, что рост экспорта зависит от конкурентоспособности отечественных товаров. Еще 12% акцентировали внимание на том, что сдерживающим фактором является высокая стоимость доставки. Эксперты добавляют к списку ограничений невозвратный НДС и обратный импорт.

По словам Кретова, вопросы возврата НДС российским экспортерам и бондовых складов были рассмотрены Проектной мастерской РЭЦ по разработке национальной экспортной программы. В тоже время, у «Почты России» есть совместные с ФТС пилоты по ускоренному и упрощенному таможенному оформлению и оплате пошлин. Кретов также отмечает интерес, который проявляют к экспорту главы регионов, видя в нем альтернативный канал развития экономики и предпринимательства.

Самые популярные товары

Лидером трансграничных продаж в 2018 г. стала категория «Одежда и обувь», на долю которой приходится 36% от общей выручки российских онлайн-экспортеров. Далее в рейтинге следуют категории «Электроника» и «Товары для дома и интерьера» с долей по 14%.

Самыми перспективными категориями в будущем эксперты считают «Электронику и бытовую технику», «Косметику» и «Коллекционные вещи».

Экспортеры на eBay

По данным eBay и Data Insight, большой процент экспортных продаж является главной особенностью российских продавцов на eBay. В частности, 75% из них работают только с иностранными покупателями. При этом речь идет не о ближнем зарубежье: 89% осуществляют продажи в США, 56% — в Великобританию, 53% — в Германию. С Канадой торгуют 48%, с Францией — 43%, с Израилем — 30%.

Исследователи отмечают, что самому быть производителем не обязательно для успешной торговли. Например, 50% экспортеров на eBay не являются производителями — они лишь закупают товары с целью перепродажи; 22% производят товары сами, при этом выступая еще и дистрибьюторами. Исключительно производством занимаются также 22% экспортеров.

Для осуществления экспорта даже не нужен свой сайт, отмечают исследователи. Около 70% из опрошенных магазинов торгуют только на маркетплейсах. У 14% есть собственный домен, но туда не поступают заказы из-за границы.

По словам Кретова, сейчас на eBay предлагают свои товары 25 тыс. российских продавцов. Более 92% из них осуществляют продажи за границу, причем 42% делают это на регулярной основе. eBay, по собственным данным компании, пользуются более 177 млн покупателей во всем мире.



Стратегия месяца

Кто будет управлять облачной частью бизнеса?

Неудивительно, что популярность гибридной модели стремительно растет.

Технология месяца

6G перебьет аппетит к 5G?

Сети 6G, как ожидают аналитики, начнут появляться уже через пять-десять лет.