Разделы

Телеком

Блиц-интервью: IP-коммуникации станут конкурентом ТВ и радио

Накануне десятой юбилейной конференции по IP–телефонии и IP–коммуникациям, которая будет, как обычно, организована компаниями CompTek и CTI, CNews провел небольшое блиц-интервью. Об основных этапах развития этого сегмента телекоммуникационного рынка, о его основных тенденциях и перспективах развития рассказали в интервью корреспонденту CNews генеральный директор компании CTI Игорь Масленников, главный специалист компании «Тарио Коммьюникейшн» Герман Мызовский, директор по продажам мультисервисных услуг "РТКомм.РУ" Илья Федорушкин и старший вице-президент «Компания ТрансТелеком» Алексей Рокотян.

CNews: Ежегодная конференция по IP-телефонии проводится в десятый раз. Около 10 лет развивается и это направление в России. Каковы основные вехи становления IP-телефонии в нашей стране, как менялись форма и содержание этого бизнеса?

Игорь Масленников: В “доисторическую эпоху”, до 1994 года в основном велись лабораторные исследования по передаче голоса в пакетных сетях, через год наступил интернет-бум, появились бесплатные «интернет»-клиенты - Vocaltec Internet Phone, CuSeeMe, Microsoft NetMeeting. Все это было предысторией появления на рынке первого коммерческого шлюза IP-телефонии - Vocaltec Telephony Gateway в 1996 году. За ними начали работать первые российские операторы IP-телефонии через аналоговые шлюзы (1997), а затем и через цифровые (1998). С 1999 года начался закат эпохи Vocaltec, массовое распространение шлюзов Cisco в среде ISP и альтернативных операторов, «легализация» IP-телефонии как телематической службы. Самые распространенные бизнес-модели в то время - предоплаченные карточки, терминация.

Дальнейшая ретроспектива может быть представлена следующим образом: в 2000 году карточная IP-телефония становится массовой услугой на потребительском рынке, появляется высокая конкуренция операторов IP-телефонии, начинает развиваться IP-телефонный транзит как самостоятельный бизнес. В 2001 – первые коммерческие поставки IP-PBX и IP-телефонов, развитие бизнесов предоплаченных карточек, терминации и транзита. С 2002 года появляются идеи пограничных контроллеров сессий, Мера (MVTS) – «русский софтсвич», первые попытки «хостинга» IP-телефонных сервисов на базе Cisco CallManager. В 2003 году количество выданных лицензий на IP-телефонию составляет около 7 тыс., а ряд операторов IP-телефоннии («Зебра», «ОСС», «Тарио» и др.) становятся крупными предприятиями, операторов, не занимающихся IP-телефонией, практически не осталось. Получает распространение термин IP-коммуникации. Начало процесса изменения регулирования отрасли связи в России - 2004 год, - рост неопределенности по отношению к будущему IP-телефонии в России, внедрение первых SIP платформ абонетских сервисов («Комстар», «Телфин» и др.). С 2005 года продолжается процесс регулирования связи в России, у всех перед глазами феномен Skype.

Герман Мызовский: Основные этапы развития IP-телефонии можно воскресить в памяти, обратившись к архивным записям и пролистав программы предыдущих конференций. Каждый год в ходе обсуждения актуальных вопросов участники конференции непроизвольно выделяли доминирующую тему. Так или иначе, на становление IP-телефонии влияли традиционные субъективные и объективные факторы. Всегда поднимались темы государственного регулирования и текущего состояния рынка инфокоммуникаций. Технические вопросы, как правило, были связаны с появлением новых аппаратных и программных решений для нашего бизнеса.

Для массового потребителя IP-телефония была и остается по большей части "карточной" услугой дальней связи. Единственное важное изменение, отмечаемое нашими абонентами - это повышение качества связи и надежности работы системы. Некоторые дополнительные услуги, предоставляемые операторами в рамках "карточной платформы", были приняты рынком, некоторые отвергнуты, но в целом представление об услуге не менялось годами.

Между тем, несколько лет назад голосовые IP-коммуникации стали проникать в корпоративные сети. Развитие качественного интернета подхлестнуло интерес, как производителей оборудования, интеграторов, так и поставщиков услуг к борьбе за нового потребителя. Ярким примером компании, работающей на корпоративном рынке, являются Comptek и CTI - бессменные организаторы конференции. Впрочем, этот рынок тоже можно назвать консервативным.

Существенные изменения формы и содержания бизнеса мы можем ожидать в самом ближайшем будущем. Движущей силой станет новый класс индивидуальных потребителей, обладающих теперь широкополосным доступом к сети. Вероятно, передача голоса и дальняя связь не будут играть доминирующую роль в новом пакете услуг.

Илья Федорушкин: Все начиналось даже более 10 лет назад со звонков РС-2-РС, но как бизнес IP-телефонию стали рассматривать только с момента появления операторов «Инкомтел», «Тарио» и «Ринотел», благодаря которым звонки начали попадать в ТфОП. Появились услуги на базе карточных платформ, которые вывели IP-телефонию на новый неосвоенный рынок. Однако на тот момент времени (вплоть до 2000 года) качество связи было крайне низким. Это и подорвало доверие клиентов к технологии и только сейчас, с усилением Российского сегмента интернета и активной миграцией VoIP трафика в MPLS сети, многие клиенты поняли, что качество уже не является препоной для перехода на IP-телефонию. Когда московские «карточные» операторы поняли, что можно собирать трафик не только в Москве, они начали разрабатывать и внедрять партнерские программы, которые позволяли региональным операторам заниматься «карточным» бизнесом в регионах.

Так начал развиваться межрегиональный рынок, когда московские операторы оптом получали трафик из регионов и перепродавали его западным операторам. Некоторые поняли, что, несмотря на высокую прибыльность «карточного» бизнеса, необходимы большие вложения на поддержку клиентов, распространение услуг, рекламу, в то время как для простого транзита трафика достаточно иметь гейткипер и биллинг, а в некоторых бизнес-схемах еще и присоединение к ТфОП для терминации трафика от операторов.

В 2000 году технологией заинтересовались и начали внедрять на своих сетях крупные операторы голосовой связи, что можно считать началом активной миграции голосового трафика с TDM на VoIP. До этого момента под IP-телефонией основной массой пользователей понималась технология, позволяющая осуществлять дешевые звонки. В 2002-2003 годах технологией заинтересовались корпоративные пользователи, и именно с этого момента можно отсчитывать историю дополнительных услуг (Value Added Services или VAS). Начали продаваться Центры обработки вызовов любых типов (Contact Center), унифицированная почта (Unified Messaging), программные УАТС (IP PBX) и т.п.

В 2005 году в России появились первые полноценные услуги IP-Centrex на базе мощных софтсвитчей 5-го класса, и, что характерно, оба оператора («Комстар» и «РТКОММ»), вышедшие на этот рынок, выбрали одну и ту же платформу – Broadworks производства компании Broadsoft – признанного мирового лидера рынка софтсвитчей 5-го класса. Причем один и тот же продукт позволил операторам работать в совершенно разных сегментах рынка – на частном и корпоративном («Комстар») и на операторском («РТКОММ»), когда IP Centrex предоставляется операторам в аутсорсинг. Сегодня уже нельзя рассматривать IP-телефонию как независимую технологию – имеет смысл рассматривать ее как часть IP-коммуникаций, где голос просто один из сервисов, построенных на базе IP-протокола. И совершенно правильно конференция уже с прошлого года стала называться «Конференция по IP-телефонии и IP-коммуникациям». Возможно, в следующем году IP-телефония из названия конференции исчезнет совсем.

Алексей Рокотян: Если говорить кратко, то, зародившись как дешевая и не всегда легальная альтернатива традиционной дальней телефонии, сегодня IP-телефония начинает становиться тем, чем она, судя по всему, и будет в ближайшем будущем – голосовым приложением мультисервисных сетей. IP-телефония переболела детскими болезнями в технической сфере, сейчас дело дошло и до бизнеса.



37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153