Разделы

Бизнес

ИТ-рынок Украины страдает от политиков

Ситуация, которая сложилась на ИТ-рынке Украины, определяется двумя факторами: компьютеризацией и мобилизацией общества. Можно говорить, что рынки ПК и сотовой связи находятся на разных этапах развития: компьютерный сектор вошел в стадию бурного роста, а телеком приближается к насыщению. Аналитики IDC предвещают в 2007 году рост продаж ИТ на украинском рынке около 20%. Несмотря на снижение этого показателя с 28% в 2006 году, данный прогноз является оптимистичным. Политический беспорядок в стране способен существенно замедлить рост.

Обзор ИТ-рынка Украины следует начать с сегмента ПК. 99% коммерческих компаний используют для работы компьютеры. Что касается государственных структур – 10% организаций снабжают своих сотрудников ПК. Однако в школах давно открыты компьютерные классы, а в университетах – факультеты, дающие ИТ-специальности.

На конец 2006 года, по данным различных аналитических компаний, на 100 украинцев приходилось 8-10 персональных компьютеров. Уровень компьютеризации общества, скажем прямо, небольшой. Эксперты полагают, что в ближайшие 3-4 года популярность ПК будет расти. Украинских ИТ-производителей можно условно разделить на три категории: крупные (более 20 тысяч продаж в год), средние (3-4 тысячи продаж в год) и мелкие (без производственной и сервисной базы). В десятку наиболее популярных компаний входят DiaWest, Everest, K-Trade, АМИ, "Версия-Системс", "Квазар-Микро&quot (концерн "Ситроникс", Россия), МКС, "Навигатор", "Инком", а также "Фокстрот-ИТ" и Compass. На долю этих компаний приходится треть всех ПК, собранных в стране. Расставлять приоритеты среди вышеупомянутых компаний не имеет смысла – они примерно равны по доле на рынке.


Политическая нерабериха, наступившая в стране, может существенно замедлить темпы роста ИТ

Недавно в прессе появилось мнение Сергея Кадулина, руководителя подразделения ПК в Украине компании Hewlett-Packard. "С одной стороны, - говорит он, - ситуация на рынке показывает, насколько удачно компании перекрывают определенные сегменты. С другой стороны, эта ситуация указывает на то, что каждая из компаний имеет некоторый барьер, ограничивающий ее рост". В целом, более 90-95% занимают украинские производители ПК. Суммарно, на долю 11 крупнейших в 2006 году пришлось порядка 400 тыс проданных ПК. Всего на Украине за прошедший год было продано 1,3 млн персональных компьютеров. По мнению Юрия Приходько, директора розничной сети компании DiaWest, объем рынка достиг 2 млрд долларов США. В перспективе, через 5-10 лет, на Украине будет около 20 компаний - производителей и вендоров ПК. Уже сейчас все идет к тому, что более крупные ИТ-компании вытесняют мелкие. Кроме того, начиная с 2005 года заметен выход крупных столичных компаний в регионы. Также аналитики предвещают выход в регионы крупных торговых сетей. И как следствие – волну поглощений.

Если 5-6 лет назад купить компьютер можно было только в компании, которая находилась, как правило, на окраине города, в каком-нибудь полуподвальном помещении, то сейчас ситуация изменилась. Покупка ПК стала гораздо доступнее. Кроме специализированных магазинов компьютер можно купить, например, в супермаркете. За последние несколько лет в больших городах были открыты крупные магазины электроники, такие как City.com, Megamax. На данный момент компьютер полностью перешел из разряда сложного для продаж продукта в разряд массовых.

Бурное развитие украинского рынка вызвало интерес транснациональных ИТ-компаний, таких как Intel и HP и т.д. Аналитики IDC утверждают: если в страна будет политически и экономически стабильна, темпы роста рынка ПК в 2007 году составят не менее 30%. Как правило, представительства крупных компаний-производителей не занимаются непосредственно продажей, а выполняют роль арбитров. Они следят за тем, чтобы локальные вендоры и производители придерживались рекомендованных, так называемых индикативных цен. Также в их обязанности входит продвижение торговой марки. Компания Intel, объединившись с Motorola, совсем недавно проводила road show по городам Украины. Региональные представительства крупных компаний проводят различные промоакции и тренинги.

От ПК к ноутбуку

Рассматривая компьютерный рынок Украины, первым делом нужно отметить плавное "перетекание" пользователей от стационарных ПК к ноутбукам. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, это снижение стоимости мобильных ПК. Во-вторых, они поставлены на конвейер. Кроме того, использование ноута позволяет экономить электроэнергию. Еще одним не менее важным фактором является развитие технологий беспроводной передачи данных (Wi-Fi, WiMAX). Даже беглый взгляд на статистику продаж ноутбуков показывает резкое увеличение количества проданных устройств за последние 2 года. Развитие рынка мобильных технологий позволяет выходить в интернет практически из любой точки страны. Для этого нужны две вещи: мобильный телефон и лэптоп. По данным Aventures Group, средняя себестоимость ноутбука в 2006 году составила 880 долл. Более половины проданных аппаратов (57%) стоили меньше 800 долл.

Массовое увеличение спроса на них обуславливает и активное развитие рынка периферии. Тенденция к удешевлению цифровых фотоаппаратов и развитие технологии беспроводной связи положительно сказались на украинском рынке. Свой вклад в развитие вносит и распространение интернета. Веб-камеры дешевеют с каждым годом, уже сейчас они стоят около 20 долл. В 2006 году было продано более 1 млн внешних карт памяти. Интеграция технологии bluetooth в различные периферийные устройства (фотоаппараты, принтеры) еще раз подчеркивает развитие беспроводного направления передачи данных. Эксперты в один голос предрекают глобальное расширение рынка дополнительных устройств и их удешевление.

Зачем и как «Росгосстрах» внедряет ИИ?
Внедрения

Основная тенденция в секторе ПО – покупка лицензионных версий программ. Если в 2003 году на 10 проданных программ была всего 1 лицензионная, то в 2006 году этот показатель увеличился до 6-7 (по информации из различных источников). Компании, связанные с компьютерным бизнесом, все чаще покупают лицензионные продукты. Сегодня лицензированные программы есть во всех сегментах – от операционных систем (Windows) до узконаправленных инженерных программ (AutoCAD, Lira). Лариса Аветисян, руководитель одной из крупных региональных компьютерных компаний "Эпицентр" (Симферополь), считает, что в следующие несколько лет практически все ПО станет лицензионным. Кроме того, по мнению г-жи Аветисян, будет активно развиваться обслуживание лицензионных программ. Это означает, что несколько раз в квартал специально обученный персонал будет делать мониторинг программ, установленных на обслуживаемых компьютерах. Таким образом, компании снимут с себя головную боль, связанную с обновлением ПО.

К слову, компания Microsoft планирует в 2007 году удвоить оборот от продажи лицензионного ПО в Украине. Adobe в середине 2006 года подписала договор с украинской "Лексфор". Последняя обязуется оценивать ущерб и вести судебные дела по факту нарушения авторских прав партнера.

Рынок связи

Ситуация с фиксированной связью на Украине достаточно неординарная. В этой сфере монополистом является компания "Укртелеком". Это государственный проект, который с течением времени вырос в национальную сеть фиксированной связи. На данный момент к "Укртелекому" подключены порядка 10 млн. абонентов. 92,86% акций оператора принадлежат государству, 7,14% распроданы. Уже несколько лет "Укртелеком" готовят к приватизации, однако, до сих пор акции не были выставлены на продажу, сроки ежегодно переносятся. Единственная достоверная информация: в руках государства останется 50%+1 акция.

Как совместить плюсы «облака» и своей инфраструктуры
Инфраструктура

Кроме услуг фиксированной связи "Укртелеком" предоставляет абонентам ADSL-доступ в интернет. В 2006 году он заключил договор с финской компанией Nokia на строительство 3G UMTS-сети. В представительстве оператора комментировать данный договор отказались, равно как и в украинском представительстве Nokia. Нам удалось наладить контакт с российским представительством Nokia, которое отвечает за регион СНГ. Сотрудник московского филиала сообщил, что поставки оборудования начались осенью 2006 года. Запуск сети в коммерческую эксплуатацию, по словам респондента, должен начаться в первом полугодии 2007. Есть основания полагать, что сеть не будет запущена в указанные сроки. Причиной тому является именно то, что "Укртелеком" – государственный монополист. В Киеве телефон без проблем находит 3G-UMTS-сеть. Из заявленных операторов только "Укртелеком" планирует ее развивать. После того, как сроки запуска сети были ограничены мартом 2007 года, в прессе стали ходить слухи о том, что "Укртелеком" договорится о национальном роуминге с компанией "Украинские РадиоСистемы" (Beeline). 3G-сеть будет работать только в трех городах-милионниках, на остальной территории страны абоненты будут использовать GSM-сеть УРС. Комментировать эту информацию в пресс-службах вышеперечисленных организаций отказались.

Говорить о перспективах фиксированной связи достаточно сложно. Аналитик компании iKS-Consulting Алексей Данилин считает, что "Укртелеком" может остаться на плаву, только если станет коммерческим предприятием, то есть будет продан.

Зарождение мобильной связи на Украине относится к 1993 году. Именно тогда начал свою работу первый национальный мобильный оператор – компания UMC. 4 года она была монополистом на рынке мобильной GSM-связи Украины. В 1997 году появился второй оператор – компания "Киевстар". В 2005 году на украинский рынок вышла Life, а в 2006 – Beeline. На сегодняшний день основная конкуренция идет между этими четырьмя брендами. Лидером по количеству абонентов сегодня является "Киевстар" (более 22 млн человек), затем идет UMC (более 20 млн. абонентов). На третьем месте уверенно расположился Life (более 5 млн). Замыкает большую четверку Beeline (более 2 млн. абонентов). В данный момент идет ожесточенная борьба в препейд-сегменте, который объединяет более 90% всех пользователей мобильной GSM-связи в Украине. Life и Beeline активно пытаются вести борьбу с доминирующими операторами, между делом успевая конкурировать друг с другом. Как сообщили в компании "ВымпелКом" (100% акций Beeline), нынешнее положение на рынке их категорически не устраивает. "Beeline вышел на украинский рынок, чтобы стать третьим национальным оператором и будет делать все для того, чтобы достигнуть этой цели", - сообщает Николай Прянишников, генеральный директор по работе с регионами. Эти слова подтверждены делом – на сегодняшний день у Beeline самый выгодный тариф на звонки по всем направлениям.

Подписаться на новости Короткая ссылка