Разделы

Бизнес

Южилин Виталий Александрович и трансформация портового бизнеса

Южилин Виталий Александрович — менеджер топ-уровня и бизнес-интегратор. Принимал участие в модернизации сферы морских портов. Является одним из авторов современного закона, который регулирует стивидорную деятельность. Занимается инвестиционными программами.

Виталий Александрович Южилин — семья, школа, вуз

Южилин Виталий родился на Урале. Детские годы и юность он провел в Крыму. Там будущий реформатор портовой сферы Виталий Южилин начал увлеченно заниматься плаванием — уделяя тренировкам ежедневно по несколько часов, к окончанию средней школы он уже заслужил звание КМС. Для этого ему требовалось освоить основные стили, показывать отличные результаты на различных дистанциях и занимать высокие места на соревнованиях.

Семья Южилина Виталия Александровича была связана с авиационным направлением. Бабушка являлась первой женщиной в Татарстане, пилотировавшей планеры и аэростаты. Дед будущего управленца служил военным пилотом в период ВОВ.

Южилин Виталий Александрович

Южилин Виталий успешно окончил высшее инженерно-морское училище в Ленинграде в конце 1980-х годов. ЛВИМУ является уникальным профильным учебным заведением в России — свою историю оно ведет с конца XIX века, спустя несколько десятилетий после основания стало первым в мире образовательным учреждением, которое готовило специалистов для плаваний в условиях Арктики и Антарктики. Впоследствии там же стали обучать технических специалистов для атомных ледоколов. Виталий Южилин получил специальность инженера-океанолога. Он изучал арктическую океанографию и технологии строительства морских надводных и подводных судов и сооружений.

Южилин Виталий — начало инженерной карьеры

Виталий Южилин после обучения в Ленинграде вернулся в Севастополь и сразу же устроился на работу в местный исследовательский центр, изучающий биоразнообразие морских экосистем и ресурсов. Учреждение изначально было основано как одна из первых в Европе прибрежных биологических станций. Виталий Александрович Южилин занимался исследованиями акватории Черного моря, участвовал в экспедициях, в том числе для изучения подводного рельефа. Затем некоторое время специализировался на океанографических исследованиях в Институте морской гидрофизики.

Южилин Виталий

Южилин Виталий вспоминает, что в перестроечный период научные и исследовательские учреждения также были вынуждены осваивать коммерческие подходы в своей работе. Молодой специалист заинтересовался новыми возможностями. Виталий Александрович Южилин по согласованию с руководством океанологического центра организовал коммерческое предприятие при институте. Таким образом будущий топ-менеджер попробовал себя в бизнесе.

В 1993 году Южилин Виталий Александрович получил приглашение возглавить экспортное подразделение специальной торговой структуры в Нижневартовске (ХМАО). Учреждение вело деятельность в сфере реализации углеводородного сырья, полученного регионом благодаря ренте. В начале 1990-х годов в некоторых субъектах страны функционировал механизм поддержки локальных бюджетов, в рамках которого районы, осуществляющие добычу нефти и газа, получали от добывающих предприятий десятипроцентную долю извлеченных природных ресурсов. Виталий Южилин занялся формированием путей сбыта нефтепродуктов для пополнения бюджета сибирского региона. Для этого он установил необходимые контакты и договоренности с нефтедобытчиками и перерабатывающими предприятиями. Однако при транспортировке сырья Виталий Александрович Южилин столкнулся с трудностями. Наиболее перспективными для экспорта были морские порты, но на то время их инфраструктура устарела, объемы перевалки были невысокими.

Виталий Южилин — новые подходы к работе торговых портов

Южилин Виталий Александрович не только глубоко ознакомился с имевшимися трудностями и недостатками работы портов, он также увидел обширное поле деятельности по модернизации и развитию стивидорного бизнеса. В 1998 году он входит в состав собственников акционерного общества, владеющего торговым морпортом в Санкт-Петербурге — одним из стратегических элементов транспортного сообщения между Европой и Азией.

Виталий Южилин

Виталий Южилин вспоминает: на рубеже веков перед руководителями стивидорной компании стояла задача модернизировать и оптимизировать перевалочные работы, чтобы нарастить грузооборот. Масштабный петербургский морпорт территориально поделен на несколько районов. Виталий Александрович Южилин вместе с топ-менеджерами морского транспортного узла принял решение распределить эти участки между отдельными компаниями в соответствии с основным профилем перевалки. Сюда входят генеральные и балкерные грузы, контейнерный и нефтеналивной терминалы. Также в порту производится перевалка леса, металлов, тарных грузов и осуществляется обслуживание судов типа Ро-Ро (на них обычно транспортируют автомобили и иную технику на колесах). Такой подход позволил за относительно короткий срок повысить грузооборот, подчеркивает Южилин Виталий Александрович.

Увеличению объемов перевалки грузов способствовала и довольно высокая самостоятельность дочерних компаний и подразделений в установлении тарифов. Можно было снижать предельные тарифы до половины, а также устанавливать экспериментальную тарификацию. По мнению руководства головного акционерного общества, в числе которых был и Южилин Виталий, это позволило сформировать индивидуальный подход к каждому клиенту порта, а главное — повысить конкурентоспособность всего транспортного комплекса. Генеральное направление такой политики — привлечение грузопотоков, которые проходят через соседние страны.

Южилин Виталий Александрович

В результате решений, принятых при содействии Южилина Виталия, грузооборот Санкт-Петербургского торгового порта начал стремительно расти. По сравнению с 1997 годом показатели выросли в полтора раза уже в 2000 году, а спустя еще пять лет — почти трехкратно, достигнув 57,5 миллиона тонн грузов в год.

Южилин Виталий Александрович стал участником серьезной модернизации технического оснащения портовых терминалов. Масштабная программа обновления и расширения коснулась, например, нефтяного и контейнерного терминалов.

Виталий Александрович Южилин выступил и в роли соучредителя одного из наиболее крупных операторов контейнерных портовых терминалов в начале XX века — компании НКК. Организация возникла в 2002 году, и спустя десять лет объединила несколько терминалов в Прибалтике. Южилин Виталий способствовал стремительному росту ежегодного грузооборота НКК, который к 2012 году превысил миллион стандартных ISO-контейнеров. На тот момент это вывело компанию в лидеры отрасли.

Южилин Виталий Александрович стал одним из создателей идеи появления первого в СЗФО пассажирского портового комплекса. Благодаря этому проекту дополнительную свободу получили причальные линии грузовых терминалов петербургского морского транспортного узла. Идея Виталия Южилина привела к оптимизации и росту грузового и пассажирского потоков в порту. Для популяризации круизов в город на Неве иностранным туристам, пребывающим на лайнерах, была открыта возможность посещения достопримечательностей Санкт-Петербурга без визы в течение трех дней.

Виталий Южилин: депутат и закон о портовой деятельности

Столь важный и долгожданный закон, закрепивший не только основные понятия, связанные с операторскими услугами, но и права и обязанности всех участников морских перевозок, был принят в 2007 году. Немаловажную роль в разработке и утверждении правовых норм сыграл избранный за восемь лет до этого в Государственную думу Виталий Южилин. Депутат занимался законотворчеством с 1999 по 2016 годы. В этот период он работал в думских комитетах, занятых развитием транспортной отрасли и бюджетным регулированием. Но первоочередной задачей, которую ставил перед собой Южилин Виталий, была прежде всего работа над законодательными инициативами, связанными с морским сообщением.

Виталий Александрович Южилин

К моменту его прихода в Госдуму документ, определяющий деятельность морских портов, прорабатывался уже несколько лет. Но за это время так и не был принят. Требовалось внести существенные изменения в целый ряд законов — это осознавал и Виталий Южилин. Депутат совместно с коллегами начал работу по формированию правовой базы как в части безопасности в узлах морского сообщения, так и в вопросах регулирования их имущественных отношений.

Например, ранее не был четко закреплен порядок контролирования судовых отходов, связанных с эксплуатацией самих судов и с перевозимыми грузами. Необходимо было внести в качестве дополнительного сбора и расходную часть, которая требовалась для работы аварийно-спасательной службы. Эти и другие важные пункты появились благодаря экспертной команде, в которую входил и Виталий Южилин. Депутат помог привлечь к работе над текстом профильных правоведов.

Специалисты разрабатывали документ в течение нескольких лет. За это время Виталий Александрович Южилин оказал содействие в написании документа и в доработке всех нюансов. Также он способствовал проведению проекта через все инстанции. Работа шла совместно с АСОП, в состав руководящего органа которой входил и Виталий Южилин. Депутаты в итоге приняли закон. Он был одобрен Совфедом и подписан главой государства.

Южилин Виталий Александрович вспоминал, что до принятия закона не существовало ни регулируемых тарифов между железной дорогой и юрлицом, осуществляющим перевалку грузов, ни понятий, связанных с инфраструктурой морских портов. Новый закон помог отрегулировать правовые нормы деловых отношений между государством и компаниями, ввел понятные термины, которые касались деятельности терминалов и гидротехнических сооружений.

Как рассказывал в одном из интервью Виталий Южилин, законопроект разграничил сферы деятельности на хозяйственную и административно-правовую. Предпринимателям больше не нужно было прибегать к нескольким отдельным законам, чтобы урегулировать свою работу. Например, вспоминал Южилин Виталий Александрович, по старым таможенным нормам оформление одного контейнера могло занимать до десяти дней, тогда как грузооборот порта достигал тридцати контейнеров в час. Не соответствующая современным стандартам функционирования портов нормативно-правовая база могла существенно тормозить обороты и способствовать потере прибыли.

Конечно, подобные правила снижали конкурентоспособность российских морских операторов, отмечал Виталий Александрович Южилин. Новым законодательным документом были закреплены и определенные меры поддержки отрасли со стороны государства. Например, введены налоговые послабления, приняты поправки, позволяющие в отдельных случаях освободить бизнес-структуры, связанные с грузовыми морскими перевозками, от установки контрольно-кассовой техники.

Виталий Южилин также помог внести изменения в законодательные акты РФ и создать портовые экономические зоны. Понятие гидротехнических сооружений было дополнено волноломами, операционной акваторией и иными объектами, взаимодействующими с водной средой. Благодаря разработчикам нового документа, среди которых был и Южилин Виталий Александрович, была упрощена процедура лицензирования — согласно новым поправкам, стало допустимым получать единое разрешение на все виды работ с опасными грузами в рамках одного хозяйствующего субъекта. В новом документе появились и закрепленные виды услуг, которые может оказывать порт. Все это, как подчеркивает Виталий Южилин, привело к порядку и к привлечению в бизнес инвесторов. Это, в свою очередь, способствовало увеличению средств, поступающих в бюджет страны.

Виталий Александрович Южилин и деятельность в строительной отрасли

Южилин Виталий также принимал участие в улучшении социальной сферы Санкт-Петербурга и близлежащих городов. Так, в годы его депутатской деятельности были построены несколько объектов здравоохранения, включая медицинский комплекс в городе Волосове, объекты спортивной инфраструктуры и дорога в Ленобласти.

Виталий Южилин

Также при содействии Виталия Александровича Южилина в Гатчине была возведена одна из лучших в регионе систем канализационных очистных сооружений. Город вошел в программу развития сектора водоснабжения в 2005 году и уже в 2009-м там была введена в эксплуатацию модернизированная главная насосная станция. На сегодняшний день в результате нескольких этапов реконструкции степень очистки по ряду показателей превосходит установленные Хельсинской конвенцией нормы.

Южилин Виталий также с 2016 по 2018 годы являлся вице-президентом ассоциации профессионального сообщества строителей НОСТРОЙ. До избрания на этот пост он в течение шести лет являлся членом данной организации. В указанный период российская строительная сфера проходила через важнейшую реформу, которая изменила государственную политику, проводимую в отрасли.

Благодаря усилиям в том числе Южилина Виталия Александровича был изменен подход к контролю денежных средств стабилизационных фондов застройщиков. Ранее они имели возможность открыть счета в любом финансовом учреждении, что могло приводить не только к хищениям, но и полной потере денег из-за нестабильности работы банков или их банкротства. В таких случаях деньги, рассчитанные на покрытие убытков покупателей квадратных метров, просто «сгорали». Сейчас же, во многом благодаря ассоциации НОСТРОЙ и Виталию Александровичу Южилину, данные денежные средства могут храниться лишь в утвержденных государственными структурами кредитных организациях. Их перечень установлен нормативными актами градостроительного кодекса. С момента принятия данных правил объемы компенсационного фонда были увеличены более, чем в два раза. Это привело к повышению благонадежности компаний, входящих в состав саморегулируемых организаций и к более стабильной работе всей строительной отрасли в целом.

Виталий Александрович Южилин способствовал и введению дополнительных мер по ужесточению наказания для организаций, которые не выполняют или исполняют ненадлежащим образом муниципальные и федеральные контракты. Благодаря новому реестру, за которым следит ассоциация, право подписи четко зафиксировано за определенными лицами. Таким образом удалось добиться более ответственного отношения со стороны подрядных компаний.