J&P: Интеллектуальная транспортная инфраструктура становятся одним из самых значимых элементов интернета вещей

Телеком Инфраструктура Интернет
мобильная версия
, Текст: Михаил Иванов

J’son & Partners Consulting представила краткие результаты исследования рынка M2M/IoT в области интеллектуальной транспортной инфраструктуры (ИТС).

Как сообщают в J&P, интеллектуальная дорожная инфраструктура (SmartRoad) становятся одним из самых значимых элементов интернета вещей (IoT) в плане обеспечения безопасности дорожного движения, управления автомобильным трафиком и повышения качества сервиса для пользователей автодорог, а также обеспечения сбора средств на развитие дорожной инфраструктуры.

В экосистему «умных дорог» J'son & Partners Consulting включает решения для сбора и обработки данных о транспортных средствах и дорожной инфраструктуре с целью принятия решений, включая:

  • детекторы транспортного потока;
  • адаптивные (умные) светофоры;
  • средства автоматической фиксации нарушений ПДД;
  • электронные средства безостановочной оплаты проезда;
  • паркоматы;
  • подключенные информационные табло;
  • системы автоматизированного управления освещением;
  • другие подключенные объекты (например, автоматические дорожные метеостанции, дорожные контроллеры и пр.).

Детекторы транспортного потока

На сегодняшний день детекторы транспорта являются самым массовым элементом интеллектуальной транспортной инфраструктуры (ИТС). Как правило, они оснащаются несколькими датчиками разного типа: микроволновым радаром для измерения скорости, ультразвуковым детектором для оценки габаритов и классификации транспортных средств по классам и многоканальным инфракрасным детектором для обеспечения подсчета автомобилей и определения интенсивности движения.

К моменту внедрения ИТС в Москве и началу работы Ситуационного центра организации дорожного движения ГКУ ЦОДД в 2013 г. было установлено более 6,7 тыс. датчиков движения. Аналогичные проекты внедрены в Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и других крупных городах России.

Умные светофоры

Первые интеллектуальные (адаптивные) светофоры появились в Москве в 2007 г. на опытном участке протяженностью 7,5 км. Расположенные на них датчики считывают данные о плотности и скорости транспортных средств, метеоусловиях и пр. Информация передается в единый центр управления системой по беспроводной связи и используется для оптимального регулирования транспортного потока. По данным на начало 2015 г., значительная доля светофорных объектов в столице подключена к автоматизированной системе управления дорожным движением (АСУДД). Проекты по внедрению «умных» светофоров развиваются и в других крупных городах – Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Челябинске, Новосибирске, Омске, Екатеринбурге и др.

Первые централизованно управляемые через компьютер светофоры появились в США и Канаде в 1960-е годы. В 2010 г. разработчики IBM планировали запатентовать технологию, которая позволяет удаленно выключать двигатели автомобилей, приближающихся к перекрестку, если на светофоре горит красный свет. В Копенгагене планируется установить 380 умных светофоров, которые будут настроены таким образом, чтобы обеспечить приоритет велосипедистам и общественному транспорту. В случае успешной реализации проекта скорость передвижения на велосипеде по Копенгагену увеличится на 10 %, на автобусах – на 5–20 %.

Средства автоматической фиксации нарушений ПДД

Комплексы автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения (ПДД) включают как средства фото- и видеофиксации («камеры»), так и специальные технические средства (измерительные приборы).

По данным на начало 2016 г., в России комплексами автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения охвачено несколько тысяч зон контроля, с ноября 2014 г. их число выросло на 36 %. Основная тенденция в этом сегменте – это расширение спектра видов выявляемых правонарушений. Кроме фиксации фактов превышения скорости, такие системы фиксируют нарушения правил проезда регулируемых перекрестков, факты выезда на «встречку» и проезда под «кирпич», нарушения в зонах железнодорожных переездов, факты непредоставления преимущества в движении пешеходам в зоне пешеходных переходов и движения транспортных средств по полосам для общественного транспорта, нарушения правил остановки и стоянки и пр.

Стоимость установки стационарного комплекса фото- и видеофиксации в среднем составляет около p4 млн. Однако системы быстро окупают себя как с точки зрения экономики (поступления штрафов), так и эффективности (снижение количества ДПТ). Например, в Томске несколько стационарных комплексов за 10 месяцев 2015 г. собрали штрафов почти на p58 млн.

В Московской области стационарные комплексы фиксации нарушений ПДД за 1-е полугодие 2015 г. принесли в бюджет p560 млн. Таким образом, к реализации таких проектов могут быть привлечены и средства частных инвесторов, что может ускорить темпы оборудования дорог стационарными и мобильными комплексами фото- и видеофиксации нарушений ПДД.

Электронные средства безостановочной оплаты проезда

Единственным на сегодняшний день электронным средством безостановочной оплаты проезда, применяемым на российских платных дорогах, являются транспондеры DSRC. Это относительно недорогие устройства, крепящиеся к лобовому стеклу автомобиля и обеспечивающие обмен информацией по беспроводному каналу с антеннами на пунктах взимания платы. Для стимулирования использования транспондеров водителям предоставляются скидки на проезд.

Более масштабный проект запущен с 15 ноября 2015 г. Система взимания платы «Платон» создана в целях обеспечения соблюдения порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Владелец транспортного средства вносит плату, используя на выбор один из вариантов расчета платы:

  • оформление разовой маршрутной карты;
  • использование бортового устройства, оснащенного системой спутниковой навигации GPS/«Глонасс».

    В последнем случае списание денежных средств происходит в автоматическом режиме.

    Основным сдерживающим фактором развития системы «Платон» является социальная напряженность, связанная с внедрением этого проекта, и большой резонанс в СМИ. Так, 20 февраля 2016 г. дальнобойщики ряда регионов России начали забастовку с требованием отменить систему «Платон». Они призывали не брать заказы и не выезжать в рейсы до 1 марта 2016 г. Сообщалось, что в акции участвуют водители большегрузов из 43 регионов России.

    Паркоматы

    Первая зона платной парковки появилась в Москве 1 ноября 2012 г., к 2015 г. она была значительно расширена. Паркоматы устанавливаются также в других крупных городах – Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре и др.

    Информационные табло

    Первые табло с информацией о загруженности дорог появились в Москве в конце 2011 г. К началу работы Ситуационного центра организации дорожного движения ГКУ ЦОДД в 2013 г. их количество возросло до 150, планировалось расширение проекта. Табло предназначались для информирования водителей о заторах на дорогах, погодных условиях и крупных происшествиях на трассах.

    Основные типы информационных табло включают:

    • информация и предупреждения о погодных условиях;
    • предупреждения о пробках и вариантах объезда;
    • электронные дорожные знаки;
    • расстояние и время в пути до определенного места;
    • информирование об угнанных машинах и автомобилях, скрывшихся с места ДТП;
    • информирование о времени прибытия на остановках общественного транспорта;
    • информация о наличии свободных парковочных мест и навигация.

    Система автоматизированного управления освещением

    Широкое применение в России получают автоматизированные системы управления наружным освещением (АСУНО). За 2014 г. Росавтодор установил на федеральной дорожной сети более 400 км линий искусственного освещения, в 2015 г. планировалось расширить сеть еще на 200 км. АСУНО позволяет управлять яркостью и оперативно оповещать дорожников об аварийных ситуациях на линиях.

    Первая АСУНО в Липецке была введена в эксплуатацию в 2005 г. Из 242 пунктов питания наружного освещения к ней подключено 142. Система обеспечивает оперативное переключение режимов освещения города по графику «Вечерний режим» и «Ночной режим» для экономии потребления электроэнергии.

    Существенным драйвером развития интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в Москве станет ее подготовка к проведению чемпионата мира по футболу 2018 г. и Кубка конфедераций в 2017 г. В ближайшее время ожидается проведение конкурса на проведение до конца 2016 г. проектных работ по установке технических средств организации дорожного движения на 75 участках улично-дорожной сети столицы: комплексов фотовидеофиксации, табло отображения информации, камер видеонаблюдения, управляемых дорожных знаков, светофорных объектов.