Спецпроекты

На страницу обзора
Игроки российского рынка не могут поделить LTE

Российский рынок LTE-сетей в 2012 г. погряз в скандалах, связанных с нерыночным, как считает большинство операторов, принципом распределения основного «богатства» — частот для развертывания сетей 4G.

По данным ежегодного исследования рынка 4G-сетей в мире, проведенного аналитиками J’son & Partners Consulting, наиболее востребованной бизнес-моделью для операторов связи в 2012 г. является запуск MVNO-сетей. Речь идет о создании «виртуальных операторов», которые могут предоставлять услуги на чужой инфраструктуре по договоренности. В рамках исследования аналитиков было выяснено, что в мире существует несколько десятков таких проектов, при этом лидируют Австралия, Япония и США. Как правило, в этих странах в LTE-сетях развернуты сразу несколько MVNO, предлагающих большое разнообразие тарифных планов (предоплатные и постоплатные), рассчитанных на различные группы потребителей, а также брендированные смартфоны, Wi-Fi-роутеры и другое абонентское оборудование. Эксперты делают вывод, что именно такая модель работы будет главенствовать на рынке в ближайшую пару лет.

Принцип работы MVNO на базе LTE-сети предельно прост – сотовый оператор получает возможность сдать свое оборудование и частотный диапазон для работы другой компании, которая платит ему за аренду и, в большинстве случаев, еще и делит доходы от оказанных услуг. Выгода от предложенной схемы наступает тогда, когда стоимость OPEX ниже стоимости CAPEX, что наблюдается на развивающихся рынках, таких как, например, страны Африки и Россия.

MVNO-сети становятся выгодными

LTE-диапазон по-прежнему считается ценным активом не только в России, где главенствует достаточно суровый и критикуемый регулятор в лице ГКРЧ, но и в других странах, где сами частоты сильно загружены, а инвесторы и абоненты операторов требуют постоянного повышения эффективности и качества работы. В этой связи операторам, имеющим 4G, выгоднее сдавать его в аренду для MVNO – в развитии MVNO на собственных сетях LTE заинтересованы операторы с относительно небольшой абонентской базой.

По данным J’son and Partners, в настоящий момент в мире наблюдается смещение бизнес-модели виртуального оператора-дискаунтера к более сложным моделям, дающим дополнительные услуги, такие как гибкая тарификация онлайн (например, Zact, США), одновременное использование сетей 4G различных стандартов — WiMAX и LTE (Asahinet, Япония). Примитивные MVNO, которые используют ту же номерную емкость, что и «родительская» компания, работая на другой частоте, распространены только в странах «третьего мира».

При этом продолжает активно развиваться модель MVNE, позволяющая небольшим компаниям быстро и с небольшими затратами развернуть MVNO-проект. К перспективным бизнес-моделям в J&P относят заключение контрактов одного MVNO сразу с несколькими MNO для диверсификации доходов.

4G MVNO в мире

tablitsa.jpg

Источник: Tolaga Reserch, J’son & Partners Consulting, 2013



Российский телеком в части MVNO-сетей несовершенен для рыночных механизмов, которые позволяли бы операторам самим регулировать востребованность своей инфраструктуры и услуг в соответствии с мощностями. Причиной этого являются правовые лакуны в работе с виртуальными мобильными операторами, а также сильное лобби «большой тройки».

Россия будет свободной?

LTE-рынок, появившийся в России в начале 2012 года, насчитывает только неполных 1,5 года, за которые в стране до сих пор не решены ни юридические вопросы присоединения MVNO к сотовикам, из-за чего многие «виртуальные операторы» не могут работать в полную силу и сворачивают свои кобрендинговые проекты, ни административно-хозяйственные (наблюдается конфликт между владельцами сетей, частотного ресурса и менеджментом операторов), ни маркетинговые (большая часть населения страны не знает о преимуществах 4G). Эти проблемы подкрепляются еще мизерным ассортиментом LTE-оборудования, совместимого с местными сетями, высокими ценами на услуги LTE по передаче данных, отсутствием других услуг на базе 4G (например, передача голоса), а также невысоким качеством самих сетей, которые требуют модернизации под новые задачи.

За рубежом эти проблемы решаются, во-первых, за счет установления базисных принципов ведения бизнеса сотовиками и его контроля регуляторами. Это дает технологическую нейтральность, распределение готовых к использованию частот на аукционах вместо проведения дорогостоящей конверсии. Во-вторых, решению проблем способствует адекватный маркетинг, способный показать такие возможности 4G, как наличие большого количества контента для мобильных устройств, явные преимущества мобильного интернета в сферах мобильной электронной коммерции, социальных медиа, управления «умными сетями».

В России же единственным удачным примером можно считать работу сети «Мегафон» на частотах Yota — в феврале 2012 г. этот оператор заключил соглашение со «Скартел» о совместном использовании инфраструктуры для развития сетей LTE. Фактически мобильный оператор выступает в качестве виртуального оператора (MVNO) на сети Yota Networks, которая, в свою очередь, использует существующую инфраструктуру «МегаФона» (площадки для базовых станций, волоконно-оптические линии связи). По собственным данным, к концу 2012 г. Yota и «МегаФон», предоставляющие услуги 4G на сети Yota Networks, обслуживали около 700 тыс. и 150 тыс. абонентов соответственно. Это составляет, по данным J’son and Partners, примерно половину от всех абонентов MVNO (1,4 млн абонентов) по состоянию на начало 2013 г. Вместе с тем, по данным источников CNews на рынке, абонентская база и Yota, и «Мегафона» растет очень медленно, что связано с крайне малым количеством абонентского оборудования, способного полноценно работать в 4G-сетях. У «Мегафона» такого оборудования почти нет ввиду позиционирования оператора, но у Yota оно все работает в 4G, однако постоянных пользователей сравнительно небольшое количество.

Условия, которые предлагает «Скартел» в рамках MVNO-соглашений, не устраивают никого из операторов. Операторы вынуждены рассчитывать на стройку своих собственных сетей LTE, но этот процесс займет больше времени. На данный момент такие проекты реализовывают оставшиеся два оператора из «большой тройки», однако с маркетингом запущенных пилотных сетей у них еще хуже обстоит дело, чем у «Мегафона». Ключевой аспект – область покрытия и стабильность работы – у МТС и «Билайна» находятся на низком уровне, что в итоге ограничивает сферу применения 4G-решений только SIM-картами для смартфонов и планшетов, способных переключаться в 2G/3G, что автоматически делает аудиторию LTE-пользователей услуг связи такого типа меньше статистической погрешности.

«Базары» четвертого поколения

Неспособность игроков отечественного рынка договориться с обладателем дефицитных и дорогих частот на LTE, бьет рикошетом по всей отрасли 4G, где почти нет здоровой конкуренции, считают аналитики и эксперты, опрошенные CNews. Так, в J’son & Partners Consulting убеждены, что на данный момент попытки российского регулятора «раскачать» рынок MVNO в России в связи с появлением коммерческих сетей LTE пока не привели к ощутимым результатам. Крупные игроки рынка — владельцы частот на LTE — не заинтересованы в развитии рынка MVNO, однако при благоприятных условиях готовы сами стать виртуальными операторами в тех регионах, в которых у них нет LTE-покрытия. Тем временем, средние и малые компании не из телекоммуникационного сектора готовы становиться виртуальными операторами, в том числе MVNO на LTE, однако крупные операторы, как правило, не пускают их в свои сети. Это проявляется, например, в установлении заградительных тарифов для потенциальных MVNO.

В ответ на это Минкомсвязи подготовило новую редакцию постановления №8 «Об утверждении Правил проведения торгов на получение лицензии на оказание услуг связи», где предлагает проводить аукционы на получение лицензии на оказание услуг связи с использованием радиочастотного спектра. «Такие меры позволят полностью учесть тенденции развития рынка, повысить прозрачность процедуры распределения ограниченного ресурса, а также избежать спорных ситуаций, которые возникают в ходе конкурсов на распределение частотного ресурса», — поясняет руководитель департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи России Кирилл Степаненко. Ранее экс-заместитель министра связи и массовых коммуникаций Денис Свердлов уже отмечал, что проведение аукционов на получение лицензий является более демократичной и прозрачной процедурой по сравнению с конкурсами.

Предложение об изменении порядка получения радиочастот является элементом реформы отрасли связи, которая в настоящий момент проводится министерством. Задача реформы — снизить административные барьеры, которые мешают операторам активно развивать сети, и повышать качество услуг, предоставляемых абонентам. «У «Скартела» небольшая абонентская база, порядка 800 тыс. абонентов, к тому же в регионах весьма слабый спрос на услуги LTE, — говорит генеральный директор аналитического агентства «Ростелеком» Юрий Брюквин. — Кроме того, основной драйвер потребления услуг передачи данных – это уже не модемы, а смартфоны, но таковых устройств с поддержкой LTE пока не так много. К тому моменту, когда эта проблема решится, конкуренты «Мегафона» смогут догнать его по темпам строительства сети».

По прогнозам J&P, модель MNVO на сетях LTE будет активно развиваться во всем мире в ближайшие годы, и количество виртуальных операторов на сетях 4G продолжит расти.

Екатерина Немерич, Михаил Демидов

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2013
Выручка от проектов в телекоме 2012, тыс. руб. Рост 2012/2011, %
1 31 270 000 127.3%
2 18 109 220 2%
3 9 866 978 н/д
Подробнее

Рейтинги

CNews Telecom 2013: Крупнейшие телекоммуникационные компании России
Преимущественная бизнес-модель Выручка 2011, тыс. руб.
1 Сотовая связь 311 900 000
2 Сотовая связь 266 087 000
3 Проводная связь 214 607 158
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2013
Выручка от проектов в телекоме 2012, тыс. руб. Рост 2012/2011, %
1 31 270 000 127.3%
2 18 109 220 2%
3 9 866 978 н/д
Подробнее