Рынок системной интеграции становится важной составляющей цифровизации отечественного бизнеса. Рост значимости объясняется несколькими тенденциями, среди которых — ускоренное импортозамещение, ужесточение требований к информационной безопасности и увеличивающийся спрос на комплексные решения, адаптированные под специфику российских компаний. Что такое эффективная системная интеграция в современных реалиях, чем могут помочь интеграторы различным видам бизнеса, например, таким как девелопмент (Группа «Самолет») или FMCG («Арнест ЮниРусь»), и сотрудничество с каким типом интегратора выгоднее бизнесу — с моно или мульти? Разбираемся в статье.
Рост спроса на консалтинг и IBP
Объем российского рынка информационных технологий в 2024 году приблизился к 3,5 трлн рублей, при этом сегмент услуг, включающий системную интеграцию, демонстрирует динамику на уровне 27–30% в годовом выражении. Особое место в этой сфере занимают системы интегрированного бизнес-планирования (IBP), текущая емкость которых оценивается в 3 млрд рублей. Ожидается, что в ближайшие пять лет этот рынок может вырасти до 20–30 млрд рублей. При этом на долю крупнейших игроков приходится от 10 до 20% общего объема, что свидетельствует о высокой степени консолидации.
Повышенный спрос на консалтинговые услуги в сфере системной интеграции связан с необходимостью адаптации бизнеса к новым технологическим и экономическим реалиям. Уход международных вендоров заставляет компании искать альтернативные решения, перестраивать процессы и внедрять отечественные платформы. В этих условиях особенно востребованы интеграторы, обладающие не только технической экспертизой, но и глубоким пониманием отраслевой специфики, что действительно важно для клиентов.
Почему системному интегратору важно владеть отраслевой экспертизой?
Глубокое понимание бизнес-процессов заказчика позволяет предлагать комплексные отраслевые решения, повышающие качество внедрения. Отраслевая экспертиза — ключевой фактор успеха при внедрении сложных решений. Опытные интеграторы учитывают специфические потребности бизнеса, предлагая как готовые, так и индивидуальные решения, наглядно демонстрируя последствия различных подходов для выбора оптимального пути.
Своей точкой зрения на этот вопрос поделился Евгений Яцевич, управляющий партнер OptiTeam Consulting:
«На рынке системной интеграции отраслевая экспертиза — это не просто «приятное дополнение», а необходимое конкурентное преимущество. Когда консалтинговая ИТ-компания обладает глубокими знаниями не только о программном продукте, но и о том бизнесе, в который его внедряет, тогда она перестает быть просто поставщиком услуг и становится надежным партнером. Мы в OptiTeam понимаем операционные задачи клиента и его долгосрочные цели, поэтому предлагаем решения с учетом отраслевой специфики, которые могут масштабироваться вместе с ростом бизнеса».
Моноинтегратор с экспертизой более чем в 15 отраслях экономики
OptiTeam Consulting — российская ИТ-компания, специализирующаяся на внедрении CPM/IBP-платформы Optimacros. Это отечественная корпоративная система для крупного и среднего бизнеса, объединяющая возможности BI, EPM и CPM. На базе Optimacros можно решить более 50 видов задач — от прогнозирования и бюджетирования до управления цепочками поставок и интегрированного планирования.
За что клиенты выбирают CPM/IBP-платформу:
- высокая производительность при работе с большими данными (быстрый пересчет данных в модели благодаря технологии In-memory);
- гибкое развертывание (облако/on-premise);
- бесшовная интеграция с 1С, SAP и другими популярными системами;
- интуитивный интерфейс, напоминающий Excel, но с поддержкой многопользовательской работы;
- возможность замещения аналогичных западных программных продуктов (система включена в реестр российского программного обеспечения).
OptiTeam — самый крупный моноинтегратор CPM/IBP-платформы Optimacros на российском ИТ-рынке. За восемь лет работы компания реализовала более 170 проектов внедрения для предприятий различных отраслей. Выгода для клиентов очевидна: можно сразу использовать проверенные решения, избегая проб и ошибок при внедрении программного продукта.
«Среди интеграторов системы Optimacros именно в OptiTeam самый большой штат сертифицированных специалистов (более 200 человек). Наши моделеры, архитекторы и другие сотрудники консалтинговых подразделений регулярно проходят обучение и сертификацию у вендора, подтверждая свои глубокие знания и высокую квалификацию во внедрении и настройке программного продукта. Также в именно в команде OptiTeam работает большинство сертифицированных архитекторов и старших архитекторов (65 сотрудников уровня архитектор+).
Благодаря накопленной экспертизе, богатому практическому опыту в построении сложных архитектурных решений, причем более чем в 15 отраслях, команда OptiTeam и выделяется на рынке услуг системной интеграции. Вряд ли в России можно найти мультиинтегратора, обладающего таким же багажом знаний в области внедрения Optimacros, да притом в таком количестве отраслей.
Наши специалисты могут помочь точечно — проконсультировать по моделированию или провести аудит ИТ-решений, выполненных другими подрядчиками. Также мы готовы выполнить комплекс услуг — от внедрения системы с нуля до перевода клиента с иностранного решения на российское. Ну а главная фишка OptiTeam — это построение системы интегрированного бизнес-планирования на базе Optimacros, которая объединяет ключевые функции в единый процесс», — рассказывает управляющий партнер OptiTeam Consulting Евгений Яцевич.
В каких компаниях OptiTeam внедряет CPM/IBP-платформу Optimacros
OptiTeam сотрудничает с крупнейшими представителями основных отраслей российской экономики, включая промышленные холдинги и ведущие производственные предприятия, федеральные и региональные розничные торговые сети, строительные корпорации и девелоперские компании, фармацевтических производителей и дистрибьюторов, логистических операторов, а также финансовые организации и нефтегазовые компании.
Разрабатываемые OptiTeam отраслевые решения учитывают специфику каждого бизнеса.
- В розничной торговле, например, это выражается в создании интеллектуальных систем управления товарным ассортиментом, способных автоматически подстраиваться под изменения рыночной конъюнктуры.
- Производственный сектор получает точные инструменты для оптимизации ресурсопотребления с учетом всех технологических особенностей.
- Финансовые организации пользуются гибкими системами управления рисками, функционирующими в режиме реального времени.
Все решения созданы на основе апробированных методик, их функционал регулярно совершенствуется. Такой подход дает возможность не только оперативно реагировать на запросы клиентов, но и прогнозировать их потребности задолго до того, как сам клиент их озвучивает.
Потенциальным клиентам OptiTeam предлагает посетить действующих партнеров, уже использующих решения на платформе Optimacros. Такие референс-визиты позволяют оценить работу продукта в реальной среде, получить достоверные данные о результатах его работы в определенной сфере деятельности.
Методология внедрения в зависимости от уровня ИТ-зрелости бизнеса
OptiTeam выделяет три ключевых уровня зрелости компаний в области автоматизации планирования.
На начальной стадии автоматизации многие компании продолжают использовать отчеты в Excel, часто не связанные между собой. В результате данные многократно дублируются, в расчетах регулярно появляются ошибки, а общая аналитическая картина остается фрагментарной. При подобной организации работы серьезно снижается эффективность как текущего управления, так и долгосрочного стратегического планирования.
О более высоком уровне автоматизации может говорить использование ERP-систем. Однако такое ПО часто охватывает только отдельные бизнес-процессы, а не всю деятельность предприятия. В результате остается нерешенным вопрос консолидации данных, в то время как аналитические возможности ограниченны, и сотрудникам по-прежнему приходится вручную анализировать и дорабатывать информацию.
Наиболее зрелый подход к автоматизации предполагает создание единой системы бизнес-планирования, в которой гармонично сочетаются финансовые, операционные и стратегические аспекты управления. Плюс появляется доступ к расширенному набору аналитических инструментов и функциям прогнозирования. Руководство в любой момент может обратиться к актуальным данным и без задержек принять действительно обоснованное управленческое решение.
Вне зависимости от уровня зрелости бизнеса специалисты OptiTeam способны разработать индивидуальную стратегию цифровой трансформации, учитывая текущие операционные потребности и долгосрочные стратегические цели компании. Такой подход позволяет поэтапно выводить клиентов на новый уровень управления бизнесом.
Кейсы OptiTeam: как внедрить Optimacros у лидеров в сфере девелопмента и FMCG
Чтобы понять, как Optimacros работает в реальных условиях, рассмотрим его внедрение в двух компаниях из разных отраслей.
Построение финансовой модели для всех подразделений в группе «Самолет»
Группа «Самолет» – одна из крупнейших федеральных корпораций в сфере proptech и девелопмента (property technology – «технологии недвижимости»). Помимо основной деятельности, группа компаний управляет домами и объектами коммерческой недвижимости, строит жилье (включая курортное) и развивает проекты по всей стране, а также предоставляет услуги в сфере финансов, образования и имеет собственную платформу для работы с недвижимостью.
До внедрения Optimacros финансовое моделирование девелоперских проектов в компании «Самолет» проводилось в MS Excel. Основной сложностью была работа с большим количеством разрозненных файлов — на внесение изменений и актуализацию данных уходило значительное время, что замедляло подготовку сценариев продаж и реагирование на рыночные изменения. Это стало ключевой причиной для перехода на новое программное обеспечение, которое позволило оптимизировать процессы и повысить эффективность работы.
Масштаб задачи был значителен: компания регулярно взаимодействует с 218 юридическими лицами, ежегодно обрабатывает 420 000 платежей и 68 000 обращений в поддержку, используя два центра обработки данных.
В августе 2022 года «Самолет» начал сотрудничество с OptiTeam Consulting. Девелоперу было необходимо автоматизировать процессы коммерческого планирования, финансового моделирования, бюджетного планирования и управленческой консолидации девелоперских бизнес-юнитов.
Начали проект с автоматизации прогнозирования и планирования операционной деятельности, чтобы у сотрудников «Самолета» появился удобный инструмент для сценарного моделирования бизнеса. В первую очередь унифицировали методику расчетов для ЖК «Остафьево», затем адаптировали модель под все проекты группы. На втором этапе методику планирования продаж коммерческого департамента перенесли в Optimacros.
Новый инструмент – модель планирования продаж Price Cast на базе Optimacros – протестировали уже во время бюджетной сессии осенью 2023 года. Сотрудники сформировали план продаж для 100+ проектов, сократив при этом трудозатраты более чем на 30%.
В результате внедрения компания получила единую платформу для планирования продаж с индивидуальными методиками под разные типы недвижимости. Уже через четыре месяца после запуска модели в продуктив сотрудники активно использовали ее для формирования портфельных планов продаж и конкурентного анализа инвестиционных площадок. Это позволило сократить время подготовки данных для бюджетирования, обеспечить единую методику на всех этапах планирования и автоматизировать обмен данными между учетными системами и командами.
«Мы провели опрос, собрали обратную связь по внедрению модели PriceCast и получили, можно сказать, отличную оценку: 70% респондентов поставили пятерку, 30% — четыре балла», – поделился результатами внедрения представитель группы «Самолет».
Единая модель планирования для лидера FMCG-отрасли — компании «Арнест ЮниРусь»
Один из интереснейших проектов в копилке OptiTeam Consulting — это проект, реализованный у крупного производителя товаров повседневного спроса в России — компании «Арнест ЮниРусь».
Перед OptiTeam стояла амбициозная задача — автоматизировать на базе одной системы сразу несколько ключевых процессов: прогнозирование спроса, промопланирование и подготовку финансовой аналитики. Благодаря гибкой архитектуре Optimacros, широкому функционалу, а также опыту и постоянному взаимодействию команд исполнителя и заказчика, удалось поэтапно выполнить комплексную автоматизацию и добиться улучшения стратегических показателей.
Результаты внедрения Optimacros в «Арнест ЮниРусь»:
- сократилось время трансляции данных между моделями прогнозирования спроса;
- промопланирование стало эффективнее благодаря интеграции с корпоративными системами;
- ускорилась подготовка выгрузок для управленческой отчетности, появился автоматический контроль ошибок.
«Для каждого клиента мы стремимся сформировать систему интегрированного бизнес-планирования и объединить данные различных подразделений в единый контур. "Арнест ЮниРусь" — одна из тех компаний, в которых мы приблизились к цели создания IBP», — подвел итоги проекта Евгений Яцевич.
Подводя итоги
Рынок системной интеграции в России продолжает активно развиваться, чему способствуют процессы импортозамещения, ужесточение требований к информационной безопасности и растущий спрос на комплексные цифровые решения. В этих условиях ключевым фактором успеха становится не только техническая экспертиза, но и глубокое понимание отраслевой специфики бизнеса.
Сочетание глубокой экспертизы, гибкой платформы и проверенных практик делает OptiTeam значимым игроком рынка системной интеграции, способным помочь бизнесу адаптироваться к вызовам современной экономики.
■ erid:2W5zFJStTPvРекламодатель: ООО «ОптиТим Консалтинг»ИНН/ОГРН: 7715701328/1087746630663Сайт: https://optiteam.ru/