Спецпроекты

Обзор скоро выйдет
Почему бизнес выбирает интеграторов с глубокой отраслевой экспертизой в автоматизации задач

Рынок системной интеграции становится важной составляющей цифровизации отечественного бизнеса. Рост значимости объясняется несколькими тенденциями, среди которых — ускоренное импортозамещение, ужесточение требований к информационной безопасности и увеличивающийся спрос на комплексные решения, адаптированные под специфику российских компаний. Что такое эффективная системная интеграция в современных реалиях, чем могут помочь интеграторы различным видам бизнеса, например, таким как девелопмент (Группа «Самолет») или FMCG («Арнест ЮниРусь»), и сотрудничество с каким типом интегратора выгоднее бизнесу — с моно или мульти? Разбираемся в статье.

Рост спроса на консалтинг и IBP

Объем российского рынка информационных технологий в 2024 году приблизился к 3,5 трлн рублей, при этом сегмент услуг, включающий системную интеграцию, демонстрирует динамику на уровне 27–30% в годовом выражении. Особое место в этой сфере занимают системы интегрированного бизнес-планирования (IBP), текущая емкость которых оценивается в 3 млрд рублей. Ожидается, что в ближайшие пять лет этот рынок может вырасти до 20–30 млрд рублей. При этом на долю крупнейших игроков приходится от 10 до 20% общего объема, что свидетельствует о высокой степени консолидации.

Повышенный спрос на консалтинговые услуги в сфере системной интеграции связан с необходимостью адаптации бизнеса к новым технологическим и экономическим реалиям. Уход международных вендоров заставляет компании искать альтернативные решения, перестраивать процессы и внедрять отечественные платформы. В этих условиях особенно востребованы интеграторы, обладающие не только технической экспертизой, но и глубоким пониманием отраслевой специфики, что действительно важно для клиентов.

Повышенный спрос на консалтинговые услуги в сфере системной интеграции связан с необходимостью адаптации бизнеса к новым технологическим и экономическим реалиям

Почему системному интегратору важно владеть отраслевой экспертизой?

Глубокое понимание бизнес-процессов заказчика позволяет предлагать комплексные отраслевые решения, повышающие качество внедрения. Отраслевая экспертиза — ключевой фактор успеха при внедрении сложных решений. Опытные интеграторы учитывают специфические потребности бизнеса, предлагая как готовые, так и индивидуальные решения, наглядно демонстрируя последствия различных подходов для выбора оптимального пути.

Своей точкой зрения на этот вопрос поделился Евгений Яцевич, управляющий партнер OptiTeam Consulting:

«На рынке системной интеграции отраслевая экспертиза — это не просто «приятное дополнение», а необходимое конкурентное преимущество. Когда консалтинговая ИТ-компания обладает глубокими знаниями не только о программном продукте, но и о том бизнесе, в который его внедряет, тогда она перестает быть просто поставщиком услуг и становится надежным партнером. Мы в OptiTeam понимаем операционные задачи клиента и его долгосрочные цели, поэтому предлагаем решения с учетом отраслевой специфики, которые могут масштабироваться вместе с ростом бизнеса».

Управляющий партнер консалтинговой практики OptiTeam Евгений Яцевич

Моноинтегратор с экспертизой более чем в 15 отраслях экономики

OptiTeam Consultingроссийская ИТ-компания, специализирующаяся на внедрении CPM/IBP-платформы Optimacros. Это отечественная корпоративная система для крупного и среднего бизнеса, объединяющая возможности BI, EPM и CPM. На базе Optimacros можно решить более 50 видов задач — от прогнозирования и бюджетирования до управления цепочками поставок и интегрированного планирования.

За что клиенты выбирают CPM/IBP-платформу:

OptiTeam — самый крупный моноинтегратор CPM/IBP-платформы Optimacros на российском ИТ-рынке. За восемь лет работы компания реализовала более 170 проектов внедрения для предприятий различных отраслей. Выгода для клиентов очевидна: можно сразу использовать проверенные решения, избегая проб и ошибок при внедрении программного продукта.

«Среди интеграторов системы Optimacros именно в OptiTeam самый большой штат сертифицированных специалистов (более 200 человек). Наши моделеры, архитекторы и другие сотрудники консалтинговых подразделений регулярно проходят обучение и сертификацию у вендора, подтверждая свои глубокие знания и высокую квалификацию во внедрении и настройке программного продукта. Также в именно в команде OptiTeam работает большинство сертифицированных архитекторов и старших архитекторов (65 сотрудников уровня архитектор+).

Благодаря накопленной экспертизе, богатому практическому опыту в построении сложных архитектурных решений, причем более чем в 15 отраслях, команда OptiTeam и выделяется на рынке услуг системной интеграции. Вряд ли в России можно найти мультиинтегратора, обладающего таким же багажом знаний в области внедрения Optimacros, да притом в таком количестве отраслей.

Наши специалисты могут помочь точечно — проконсультировать по моделированию или провести аудит ИТ-решений, выполненных другими подрядчиками. Также мы готовы выполнить комплекс услуг — от внедрения системы с нуля до перевода клиента с иностранного решения на российское. Ну а главная фишка OptiTeam — это построение системы интегрированного бизнес-планирования на базе Optimacros, которая объединяет ключевые функции в единый процесс», — рассказывает управляющий партнер OptiTeam Consulting Евгений Яцевич.

Команда OptiTeam Consulting на внутреннем корпоративном мероприятии TeamFest 2025

В каких компаниях OptiTeam внедряет CPM/IBP-платформу Optimacros

OptiTeam сотрудничает с крупнейшими представителями основных отраслей российской экономики, включая промышленные холдинги и ведущие производственные предприятия, федеральные и региональные розничные торговые сети, строительные корпорации и девелоперские компании, фармацевтических производителей и дистрибьюторов, логистических операторов, а также финансовые организации и нефтегазовые компании.

Разрабатываемые OptiTeam отраслевые решения учитывают специфику каждого бизнеса.

Все решения созданы на основе апробированных методик, их функционал регулярно совершенствуется. Такой подход дает возможность не только оперативно реагировать на запросы клиентов, но и прогнозировать их потребности задолго до того, как сам клиент их озвучивает.

Потенциальным клиентам OptiTeam предлагает посетить действующих партнеров, уже использующих решения на платформе Optimacros. Такие референс-визиты позволяют оценить работу продукта в реальной среде, получить достоверные данные о результатах его работы в определенной сфере деятельности.

Методология внедрения в зависимости от уровня ИТ-зрелости бизнеса

OptiTeam выделяет три ключевых уровня зрелости компаний в области автоматизации планирования.

На начальной стадии автоматизации многие компании продолжают использовать отчеты в Excel, часто не связанные между собой. В результате данные многократно дублируются, в расчетах регулярно появляются ошибки, а общая аналитическая картина остается фрагментарной. При подобной организации работы серьезно снижается эффективность как текущего управления, так и долгосрочного стратегического планирования.

О более высоком уровне автоматизации может говорить использование ERP-систем. Однако такое ПО часто охватывает только отдельные бизнес-процессы, а не всю деятельность предприятия. В результате остается нерешенным вопрос консолидации данных, в то время как аналитические возможности ограниченны, и сотрудникам по-прежнему приходится вручную анализировать и дорабатывать информацию.

Наиболее зрелый подход к автоматизации предполагает создание единой системы бизнес-планирования, в которой гармонично сочетаются финансовые, операционные и стратегические аспекты управления. Плюс появляется доступ к расширенному набору аналитических инструментов и функциям прогнозирования. Руководство в любой момент может обратиться к актуальным данным и без задержек принять действительно обоснованное управленческое решение.

Вне зависимости от уровня зрелости бизнеса специалисты OptiTeam способны разработать индивидуальную стратегию цифровой трансформации, учитывая текущие операционные потребности и долгосрочные стратегические цели компании. Такой подход позволяет поэтапно выводить клиентов на новый уровень управления бизнесом.

Кейсы OptiTeam: как внедрить Optimacros у лидеров в сфере девелопмента и FMCG

Чтобы понять, как Optimacros работает в реальных условиях, рассмотрим его внедрение в двух компаниях из разных отраслей.

Построение финансовой модели для всех подразделений в группе «Самолет»

Группа «Самолет» – одна из крупнейших федеральных корпораций в сфере proptech и девелопмента (property technology – «технологии недвижимости»). Помимо основной деятельности, группа компаний управляет домами и объектами коммерческой недвижимости, строит жилье (включая курортное) и развивает проекты по всей стране, а также предоставляет услуги в сфере финансов, образования и имеет собственную платформу для работы с недвижимостью.

До внедрения Optimacros финансовое моделирование девелоперских проектов в компании «Самолет» проводилось в MS Excel. Основной сложностью была работа с большим количеством разрозненных файлов — на внесение изменений и актуализацию данных уходило значительное время, что замедляло подготовку сценариев продаж и реагирование на рыночные изменения. Это стало ключевой причиной для перехода на новое программное обеспечение, которое позволило оптимизировать процессы и повысить эффективность работы.
Масштаб задачи был значителен: компания регулярно взаимодействует с 218 юридическими лицами, ежегодно обрабатывает 420 000 платежей и 68 000 обращений в поддержку, используя два центра обработки данных.

В августе 2022 года «Самолет» начал сотрудничество с OptiTeam Consulting. Девелоперу было необходимо автоматизировать процессы коммерческого планирования, финансового моделирования, бюджетного планирования и управленческой консолидации девелоперских бизнес-юнитов.

Начали проект с автоматизации прогнозирования и планирования операционной деятельности, чтобы у сотрудников «Самолета» появился удобный инструмент для сценарного моделирования бизнеса. В первую очередь унифицировали методику расчетов для ЖК «Остафьево», затем адаптировали модель под все проекты группы. На втором этапе методику планирования продаж коммерческого департамента перенесли в Optimacros.

Новый инструмент – модель планирования продаж Price Cast на базе Optimacros – протестировали уже во время бюджетной сессии осенью 2023 года. Сотрудники сформировали план продаж для 100+ проектов, сократив при этом трудозатраты более чем на 30%.

В результате внедрения компания получила единую платформу для планирования продаж с индивидуальными методиками под разные типы недвижимости. Уже через четыре месяца после запуска модели в продуктив сотрудники активно использовали ее для формирования портфельных планов продаж и конкурентного анализа инвестиционных площадок. Это позволило сократить время подготовки данных для бюджетирования, обеспечить единую методику на всех этапах планирования и автоматизировать обмен данными между учетными системами и командами.

«Мы провели опрос, собрали обратную связь по внедрению модели PriceCast и получили, можно сказать, отличную оценку: 70% респондентов поставили пятерку, 30% — четыре балла», – поделился результатами внедрения представитель группы «Самолет».


Единая модель планирования для лидера FMCG-отрасли — компании «Арнест ЮниРусь»

Один из интереснейших проектов в копилке OptiTeam Consulting — это проект, реализованный у крупного производителя товаров повседневного спроса в России — компании «Арнест ЮниРусь».

Перед OptiTeam стояла амбициозная задача — автоматизировать на базе одной системы сразу несколько ключевых процессов: прогнозирование спроса, промопланирование и подготовку финансовой аналитики. Благодаря гибкой архитектуре Optimacros, широкому функционалу, а также опыту и постоянному взаимодействию команд исполнителя и заказчика, удалось поэтапно выполнить комплексную автоматизацию и добиться улучшения стратегических показателей.

Результаты внедрения Optimacros в «Арнест ЮниРусь»:

  • сократилось время трансляции данных между моделями прогнозирования спроса;
  • промопланирование стало эффективнее благодаря интеграции с корпоративными системами;
  • ускорилась подготовка выгрузок для управленческой отчетности, появился автоматический контроль ошибок.

«Для каждого клиента мы стремимся сформировать систему интегрированного бизнес-планирования и объединить данные различных подразделений в единый контур. "Арнест ЮниРусь" — одна из тех компаний, в которых мы приблизились к цели создания IBP», — подвел итоги проекта Евгений Яцевич.

Подводя итоги

Рынок системной интеграции в России продолжает активно развиваться, чему способствуют процессы импортозамещения, ужесточение требований к информационной безопасности и растущий спрос на комплексные цифровые решения. В этих условиях ключевым фактором успеха становится не только техническая экспертиза, но и глубокое понимание отраслевой специфики бизнеса.

Сочетание глубокой экспертизы, гибкой платформы и проверенных практик делает OptiTeam значимым игроком рынка системной интеграции, способным помочь бизнесу адаптироваться к вызовам современной экономики.

erid:2W5zFJStTPvРекламодатель: ООО «ОптиТим Консалтинг»ИНН/ОГРН: 7715701328/1087746630663Сайт: https://optiteam.ru/

Евгений Кудрин