Спецпроекты

Модернизация ИТ-инфраструктуры: задачи и решения

Модернизация ИТ-инфраструктуры: задачи и решения

Когда у бизнеса возникают новые потребности, перед отделом информационных технологий возникает задача адаптации существующих информационных систем для поддержки новых бизнес-процессов. Чаще всего перестройку ИТ-инфраструктуры влечет за собой объединение компаний, увеличение нагрузки и расширение бизнеса.

Сегодня департамент информационных технологий должен одновременно внедрять новые решения и успешно обслуживать бизнес. При идеально организованной работе сотрудники ИТ имеют достаточно времени, чтобы решать обе задачи, не создавая неудобств остальному персоналу, привнося инновации в инфраструктуру, не мешая другим сотрудникам приносить прибыль компании.



Именно поэтому в идеале модернизация инфраструктуры должна идти на шаг впереди реальных задач, стоящих перед бизнесом, или хотя бы в ногу с ними. В этой области существуют три типичные задачи, которые можно успешно решить при соответствующей подготовке.



Объединение компаний


Когда несколько небольших компаний объединяются в холдинг, обычно возникает задача унификации процессов, оптимизации затрат на ИТ и централизации управления всеми компаниями. Головное предприятие стремится к тому, чтобы предоставить единообразные сервисы всем участникам холдинга, обеспечить качественную поддержку пользователей и высокий уровень сервиса для клиентов.



Одно из общепринятых решений этой задачи – создание единого центра обработки данных, который будет брать на себя обслуживание ИТ-процессов в различных компаниях, а также отказ от локальных серверных и высвобождения дополнительных ИТ-ресурсов на местах. Последнее бывает особенно актуально, так как в регионах нередко наблюдается серьезный недостаток квалифицированных кадров области ИТ.



Подобным путем пошли создатели холдинга "Аэропорты Регионов", которые постепенно объединяют под одним "крылом" инфраструктуру воздушных ворот в различных городах России. Центральным элементом ИТ-среды остается ЦОД аэропорта "Кольцово", в котором, по сравнению со многими региональными аэропортами, технологии оказались самыми современными, а объем мощностей – более чем достаточным. Ресурсы ЦОД используются для реформирования технологических процессов под современные стандарты. Решения, созданные в "Кольцово", тиражируются на другие аэропорты, применяются уже отработанные схемы управления качеством, преследуются одни и те же показатели эффективности.



"Российский региональный аэропорт – это, как правило, небогатое предприятие, поскольку сегодня ситуация в отрасли такова, что основные пассажиропотоки проходят через московское направление. Интеграция аэропортов в структуру холдинга подразумевает, в том числе, подключение ко всем необходимым авиационным информационным системам (включая глобальные), используя уже существующую в "Кольцово" серверную и сетевую инфраструктуру и соответствующее технологическое сопровождение", – рассказал Евгений Болгарин, директор по ИТ международного аэропорта "Кольцово" в своем интервью CNews.



Использование имеющихся ресурсов позволило холдингу добиться сокращения как финансовых, так и временных затрат. И благодаря такому подходу в аэропорту "Стригино" (Нижний Новгород) буквально за несколько месяцев был внедрен весь необходимый набор информационных систем. За последние 2 года пассажиропоток "Стригино" вырос почти в 3 раза – с 225 до 725 тыс. человек в год, и новые сервисы оказались как нельзя кстати.



Увеличение нагрузки


Когда компания сталкивается с необходимостью наращивания мощностей, так как текущая инфраструктура не позволяет сделать это быстро и эффективно, модернизация аппаратного оборудования становится, казалось бы, неизбежной. Однако в качестве альтернативы всегда можете использовать виртуальные платформы, которые будут максимально утилизировать ресурсы как имеющегося, так и нового оборудования.



Впрочем, некоторые компании поступают еще интереснее, используя виртуальные машины для установки систем на территории и оборудовании заказчика. Как сообщил в своем интервью CNews Дмитрий Кучеров, директор по ИТ компании "Автолокатор", специалистами по ИТ была реализована архитектура ЦОД с резервными мощностями, которые обеспечивают отказоустойчивость системы даже во время техногенных и природных катастроф. Таким образом, компания вышла на рынок услуг, сертифицированных по категории High Availability (HA). Это было необходимо для удовлетворения возрастающих требований клиентов с одновременным ростом количества заказчиков.



Однако полного соответствия требованиям бизнеса ИТ-специалистам удалось достичь за счет внедрение архитектуры virtual blade. Активное применение такого подхода позволило добиться двукратного роста утилизации ресурсов ИТ-инфраструктуры и обеспечить перемещение "виртуальных лезвий" между "физическими" серверами. Это, в частности, дало возможность в любой момент освободить тот или иной физический сервер для регламентных работ без прекращения обслуживания клиентов.

"В результате мы добились сокращения времени развертывания нашей системы на мощностях клиента до 1–2 часов, при этом нам абсолютно неважно, физический это сервер или "облачный". С точки зрения пользователя каждое виртуальное "лезвие" представляет собой полностью сконфигурированный и готовый к работе продукт, – рассказывает Дмитрий Кучеров. – Он включает в себя: высокопроизводительное ПО собственной разработки – наше know how; встроенные CRM-системы и системы защиты от несанкционированного доступа, например Firewall; большое количество свободно распространяемого ПО, необходимого для оказания услуг; и систему мониторинга на базе Nagiosx".



Использование виртуальных машин позволило значительно повысить качество обслуживания клиентов. Сначала специалисты настраивают и конфигурируют систему в виртуальной среде. После этого происходит монтаж созданного образа на сервер клиента или в облачный ЦОД. Если же клиенты предъявляют повышенные требования к конфиденциальности данных, заказчику предоставляется преднастроенное "виртуальное лезвие", доступ к которому возможен только внутри его инфраструктуры.



Инфраструктура для новой КИС


Для управления крупными компаниями и холдингами, особенно связанными с производственными циклами, нередко требуется внедрение отказоустойчивых ИТ-систем, которые предъявляют особенно высокие требования к ИТ-инфраструктуре. В данном случае перед отделом ИТ стоит задача подбора максимально эффективного и надежного способа обслуживания корпоративных ИС, ведь от их доступности зависит работа других подразделений компании.



Так, для управления 14 предприятиями холдинга УГМК была выбрана информационная система SAP R/3, в составе которой используется 19 подсистем. Располагая собственной командой ИТ-специалистов, руководство УГМК приняло решение о создании типовой конфигурации информационной среды для внедрения SAP R/3 и других необходимых для работы компании сервисов. И в качестве ее основы была выбрана технология "частного облака".



"Для обеспечения работы КИС используется оборудование IBM, в том числе две передовые системы хранения данных IBM XIV класса Hi-End. Функционирование инфраструктурных сервисов и вспомогательных информационных систем обеспечивают, среди прочих, 5 высокопроизводительных серверов IBM x3850, объединенных в виртуальную ферму Microsoft Hyper-V. Все 57 виртуальных машин работают в отказоустойчивом кластере, – рассказывает о надежности системы в своем интервью CNews Сергей Савин, заместитель технического директора по информационным технологиям – начальник управления информационных технологий "УГМК-Холдинга". – Дисковые системы, основные из которых работают по технологии FibreChannel, позволяют надежно разместить информацию, распределив ее по различным площадкам. Также вся имеющаяся информация ежедневно копируется на магнитные ленты и сервера резервного копирования. Площадки ЦОД защищены от перепадов напряжения системой резервного электропитания и системой гарантированного электропитания".



Таким образом, КИС УГМК на базе SAP представляет собой частное "облако". И что самое важно, это решение смогло стать типовым, так как команда специалистов может быстро адаптировать его собственными силами для различных предприятий УГМК. В частности, КИС УГМК на "Медногорском медно-серном комбинате" была внедрена примерно за 2 месяца для 170 рабочих мест с обеспечением полного цикла охвата операционных процессов. Работы по проекту были начаты 4 декабря 2012 г., а уже в январе 2013 г. система на базе SAP R/3 заменила все устаревшие информационные системы, обеспечивая полный цикл работы с финансами и логистикой.



Расширение бизнеса


Успешные компании, входя в фазу роста, нередко сталкиваются с ограничениями существующих информационных систем. Так произошло в сети торговых магазинов "Белый Ветер Цифровой". Руководство компании обозначило амбициозные планы: к 2015 г. планируется увеличить количество магазинов с 106 до 300, достичь оборота в 300 млрд рублей и выйти на IPO. Учитывая масштабы изменений тот факт, что возможности используемой ERP-системы Axapta не удовлетворяли потребностями бизнеса уже в годичной перспективе не вызывал никакого удивления.



Выход из ситуации был найден достаточно стандартный – замена ERP на более гибкую и масштабируемую систему, которая позволит компании интегрировать все процессы и развиваться в более долгосрочной перспективе. Из решении SAP for Retail, Oracle и Microsoft Dynamics AX 2012. Благодаря обширным возможностями, а также готовым модулям интеграции с процессами фронт- и бек-офиса был выбран последний вариант, способный с относительно небольшими затратами обеспечить обработку растущих объемов информации, поступающей из существующих и новых магазинов.



"Мы готовились к проекту несколько месяцев – с апреля по август 2012 г. Но непосредственно внедрение проходило методом большого взрыва – за одну ночь, когда мы просто выключили одну систему и наутро включили другую, для всей компании, – комментирует в своем интервью ИТ-директор сети магазинов Юрий Сафронов. – Во время запуска системы произошло несколько сбоев, на полное устранение которых ушло еще порядка 3 недель. В частности, на восстановление работы интернет-магазина ушло 2–3 дня, до конца августа мы устранили все неполадки в работе оффлайн-магазинов". В данном случае не удалось обеспечить непрерывность бизнеса, но баланс между стоимостью изменений и возможностью сбоев определяется индивидуально.



Андрей Шуклин

Вернуться на главную страницу обзора