Сегодня крупные организации и органы власти столкнулись с необходимостью форсировать процессы цифровой трансформации. Оптимальным инструментом для построения информационных систем становятся технологически продвинутые цифровые платформы. Отечественная цифровая платформа SiTex аккумулирует в себе богатый инструментарий для кастомизации и глубокую отраслевую экспертизу разработчика, что позволяет создавать гибкие, высокопроизводительные информационные системы, адаптированные под необходимость постоянных изменений в условиях ограничений по бюджетам и срокам.
Какая она, идеальная платформа будущего?
Высокая скорость изменений в современном мире привела к настоящим прорывам в качестве цифровизации. Важнейшим свойством информационных систем организаций стала гибкость — большинство новых задач требует специализированного подхода, который сложно реализовать посредством готовых продуктов. На смену прежней стратегии автоматизации, когда для решения задач выбирался коробочный продукт или с нуля разрабатывалось собственное ИТ-решение, приходит новая. Информационные системы строятся на базе цифровых преднастроенных платформ с возможностью кастомизации и доработки любого уровня сложности.
Другой важной чертой современных информационных систем, особенно для крупных организаций, является легкость масштабирования. Возрастающая популярность электронных услуг и сервисов приводит к дефициту мощностей, необходимых для корректной работы существующих систем. Задачи быстрого выделения нужного количества ресурсов при росте нагрузки уже невозможно решать, используя старые подходы, тем более в сжатые сроки. Россия не отстает в освоении новых подходов к масштабированию информационных систем от мирового сообщества: ИТ-инфраструктура все большего числа организаций размещается в облаках, частных корпоративных или публичных.
Изменились и ожидания заказчиков. Если раньше внедренческие компании могли «гастролировать» по регионам или организациям и внедрять в каждом из них систему отдельно и не спеша, то сегодня, под меняющиеся законы и проводимые реформы, сроки проектов сжались до нескольких месяцев на внедрение кардинально новой информационной системы уровня страны.
Состоящая из отдельных универсальных (переиспользуемых) сервисов, которые можно собирать в отдельные композитные приложения для решения конкретных задач, современная информационная система может быть сравнима с конструктором Lego, с помощью которого организация строит свой цифровой контур. Эта метафора подходит применительно к подходу в работе «Систематики Консалтинг» над проектами, в которых продукты линейки SiTex и множество разработанных микросервисов собираются в композитные приложения и становятся компонентами больших облачных цифровых платформ. Такой подход дает возможность заказчикам переиспользовать лучшие практики и лучшие решения, аккумулирующие 25-летний опыт и экспертизу разработчика.
Универсальность vs Кастомизация
Информационные системы на базе SiTex работают в более чем 30 субъектах Российской Федерации. Это решения для МФЦ, информационные системы для социальной поддержки населения, разнообразные масштабные системы управления информацией регионального и федерального уровней.
Сегодня SiTex эволюционно развивается в сторону микросервисной архитектуры. Это ИТ-продукты на актуальных технологических стеках, созданные с использованием современных подходов к разработке программного обеспечения. При создании новой функциональности учитываются отзывы и рекомендация заказчиков и конечных пользователей.
SiTex легко встраивается в существующий ИТ-ландшафт, обеспечивая возможность информационного взаимодействия с системами и базами данных заказчика на основе стандартизированных протоколов обмена. К цифровой платформе SiTex могут быть подключены как микросервисы собственной разработки, так и сторонних разработчиков. Таким образом, под нужды конкретного заказчика могут быть кастомизированы и отдельные функциональные блоки, и приложение в целом.
Цифровая платформа поддерживает кроссплатформенность и может использоваться с основными типами операционных систем и СУБД. SiTex включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, имеет лицензии ФСБ и ФСТЭК.
High Load в фокусе внимания
Решения на базе платформы SiTex работают на самых разнообразных проектах: от небольших региональных до крупных федеральных, поэтому вопрос о быстродействии и масштабировании решений всегда был в центре внимания разработчиков продукта. Для этого активно используется нагрузочное тестирование с упором на нагрузки федерального уровня, когда система способна обрабатывать сотни тысяч сообщений в минуту.
Для таких нагрузок нужен не только оптимальное программного обеспечение для написания кода, но и правильно выбранные средства хранения данных. SiTex использует базы данных разного типа для разных сервисов, и может вспомогательно задействовать довольно большой спектр внешнего ПО. При необходимости используемое ПО или базы данных могут быть заменены на более подходящие, при этом изменения будут внесены только в те сервисы или модули, которые требуют изменений.
Чтобы система могла выдерживать значительные нагрузки, часть модулей функционирует в среде Kubernetes — открытого программного обеспечения для автоматизации развёртывания, масштабирования контейнеризированных приложений и управления ими.
Управление крупным регионом с решением «Систематика Консалтинг»
В проекте «Систематика Консалтинг» по созданию центра управления одним из крупных регионов (ЦУР) требовалось разработать единую систему для мониторинга качества предоставления услуг федеральными и местными органами власти. В качестве основы для разработки был взят SiTex с его стандартными блоками публикаций и страниц. Чтобы графики имели современный дизайн и были интерактивными, использовалась внешняя библиотека Highcharts, написанная на JavaScript.
ЦУР представляет собой дашборд губернатора региона, где можно отследить просрочки по услугам, отстающих и лидеров по ведомствам и МФЦ, аналитику прироста заявлений относительно предыдущего периода и многое другое. Есть несколько параметров, по которым происходит оценка качества и скорости оказания услуг. Это статус заявления, просрочка исполнения, а также способ подачи, то есть откуда пришло заявление. Решение «Систематика Консалтинг» позволяет расширить аналитические возможности системы региона в части получения детальной аналитики по каждому заявлению: например, причину просрочки, детали его обработки и т.п.
Самым сложным в реализации проекта оказался просчет статистики. Команде проекта пришлось несколько раз оптимизировать процесс и переделывать алгоритм общей агрегации данных — по мере роста количество данных просчет занимал все больше времени. В результате удалось реализовать такой алгоритм, что на так называемую «ночную задачу», или обработку общей статистики за сутки, уходит примерно 5-7 минут. Все остальные данные динамические и изменяются на ходу, для их учета требуются миллисекунды. При этом система работает стабильно вне зависимости от количества подключенных к ней региональных ведомств и МФЦ.
Масштабы подобного регионального проекта нельзя назвать небольшими: к ЦУР данного региона подключены 40 профильных ведомств и все МФЦ. За год накоплено порядка 15 миллионов заявлений. На каждое заявление приходится в среднем 4-5 записей, это порядка 50 миллионов записей статусов. Заявки от жителей поступают не только с РПГУ, МФЦ и профильных ведомств, но и со специализированного портала и системы, а также горячей линии губернатора и других общественных приемных. Ограничений в этом плане нет: внешние системы имеют возможность писать данные через стандартный модуль истории SiTex в нужном формате.
Системы социальной поддержки населения на базе SiTex
«Систематика Консалтинг» много лет занимается созданием информационных систем для органов социальной защиты населения и социальной сферы регионов в целом. На платформе SiTex разработана специализированная система Электронный социальный регистр населения (ЭСРН), позволяющая обеспечить предоставление гражданам мер социальной поддержки.
Цифровая платформа SiTex, на базе которой разработана система ЭСРН, может использоваться как low-code платформа для быстрой разработки новых сервисов и автоматизации административных процессов без использования программирования. Широкие возможности SiTex в качестве средства создания прототипов позволяет сотрудникам ведомств своими силами формировать любые агрегированные аналитические данные в различных срезах и выгружать их из системы, настраивать интерфейсное расположение учетных данных, создавать несложные учетные подсистемы и пр.
Система способна обеспечить качественно новый подход для запуска новых сервисов в работу, особенно необходимый органам социальной защиты в условиях массовой оцифровки федеральных и муниципальных мер социальной поддержки. Например, комплексная автоматизация процесса денежных выплат семьям с детьми от 3 до 7 лет, и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, анонсированных весной 2020 года, заняла всего 2 месяца. Услуга Ежемесячной денежной выплаты 3-7 лет была реализована по принципу предоставления гражданами только удостоверения личности и заявления одной из первых. Чтобы остальную работу по сбору персональных данных (из ФНС, ЗАГС, ПФР и других ведомств) могло взять на себя министерство, в системе налажено межведомственное взаимодействие с использованием СМЭВ. Успешность проекта автоматизации предоставления ежемесячной денежной выплаты детям дошкольного возраста была отмечена министром цифрового развития и связи Оренбургской области.
ЭСРН позволяет в сжатые сроки реализовывать пробные проекты автоматизации новых федеральных инициатив, оперативно переводить массовые социально-значимые услуги в электронный формат или организовывать межведомственное взаимодействие с использованием СМЭВ. В настоящее время ведется разработка подобного пилотного проекта — Системы долговременного ухода за инвалидами и пожилыми людьми.
ЭСРН может быть интегрирована не только с ведомственными информационными системами, но и с региональными картами платежной системы «Мир» с нефинансовыми сервисами. В Оренбургской области подобная интеграция выполнена с региональной Картой оренбуржца. В перспективе карта оренбуржца должна стать универсальной картой жителя региона, выполняющей функции полиса ОМС, рецепта на льготные лекарства, единой транспортной карты, бумажной справки для проезда в пригородных поездах. В органах соцзащиты и соцобслуживания населения карта может заменить паспорт – в считанные секунды сотрудники считают с нее всю необходимую информацию о владельце.
АРМ сотрудника органа власти: максимальная автоматизации процессов
При создании новых версий продуктов на базе SiTex усилия проектных команд сконцентрированы на оптимизации и максимальной автоматизации рабочих процессов заказчиков, повышении скорости обработки входящей информации и упрощении работы пользователей. «АРМ ППУ 2.0», один из продуктов «Систематика Консалтинг», позволяет в автоматическом или полуавтоматическом режиме рассматривать заявления граждан на предоставление госуслуг и принимать решения по ним.
Интерфейс и архитектура решения стратегически продуманы для дальнейшего движения в сторону Big Data, машинного обучения и искусственного интеллекта. В системе агрегируется большой объем данных, которые в дальнейшем могут быть использованы для анализа и оптимизации процессов оказания государственных услуг населению, начиная от улучшения формы заявления (какие поля в ней нужны, как они должны быть расположены для максимально комфортной работы гражданина) и заканчивая оптимизацией административного регламента оказания услуги.
Для минимизации участия сотрудника органа власти в процессе оказания государственных и муниципальных услуг в системе предусмотрено автоматическое заполнение полей данных, номеров заявлений, автоматическое формирование и отправка межведомственных запросов. Перевести обработку заявлений в полностью автоматический режим позволяют автоматическая отправка межведомственных запросов по сложным комплексным сценариям и цепочек запросов и алгоритмизация критериев принятия решения по оказанию услуги для автоматического вынесения резолюций.
По подсчетам заказчика решения, ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской Области», после автоматизации затраты на прием, регистрацию и обработку сложных заявлений снизились со 120 до 30 минут, а обработка простого заявления теперь занимает всего 2-3 минуты, вместо 60 минут.
Актуальные задачи и эволюция Sitex
Среди последних новинок продуктовой линейки SiTex — новые микросервисы для отправки уведомлений, межведомственных запросов. «Сервис реестров лицензий» — микросервис, предназначенный для создания и хранения реестровых записей о результатах оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Решение может быть настроено под конкретную услугу и интегрировано с любыми внешними системами. Сервис реестров лицензий был использован как компонент в первом в стране проекте по автоматизации процедуры направления и подписания концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве на региональном интернет-портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области.
Кроме десктопных приложений, продуктовая линейка SiTex дополняется мобильными приложениями. Кроссплатформенное мобильное приложение с поддержкой нативных графических интерфейсов «Госуслуги.Регион» позволяет иметь доступ к региональному порталу госуслуг и использовать его сервисы в режиме 24/7. В мобильном приложении можно подать заявления, получить уведомления о ходе их рассмотрения, записаться на прием в ведомство и многое другое.
SiTex как продукт для импортозамещения аккумулирует в себе мощное ядро, богатый инструментарий для кастомизации и глубокую отраслевую экспертизу разработчика. Это позволяет создавать гибкие, высокопроизводительные информационные системы, адаптированные под необходимость постоянных изменений в условиях ограничений по бюджетам и срокам.
Ключевой компонент успеха — люди
«Систематика Консалтинг» сегодня – это команда увлеченных профессионалов с глубокой экспертизой в предметной области, которая 25 лет решает задачи обеспечения максимальной эффективности управления процессами предоставления государственных услуг в электронном виде. Сейчас в компании работают более 300 разработчиков, архитекторов, аналитиков, руководителей проектов.
Вадим Злобин, генеральный директор и лидер команды на протяжении более 20 лет: «В процессе развития цифровой платформы «Систематике Консалтинг» удалось добиться синергии накопленного опыта внедрения и сопровождения создаваемых систем и работы в стиле R&D, постоянно двигающей наши технологии вперед. Сегодня мы, как разработчик современной отечественной цифровой платформы, активно используем в работе над масштабными проектами собственные технические и организационные методики, что позволяет вести проекты «под ключ», учитывая особенности и потребности конкретных регионов страны и федеральных заказчиков компании».
Без внимания экспертов не остаются и последние общемировые тренды в сфере технологий. Это позволяет команде мыслить стратегически, планируя возможные траектории развития информационных систем заказчиков и выбирая наиболее подходящий стек технологий для развития своей продуктовой линейки.