Спецпроекты

На страницу обзора
Платформа-конструктор: создаем информационные системы управления регионального и федерального уровней

Сегодня крупные организации и органы власти столкнулись с необходимостью форсировать процессы цифровой трансформации. Оптимальным инструментом для построения информационных систем становятся технологически продвинутые цифровые платформы. Отечественная цифровая платформа SiTex аккумулирует в себе богатый инструментарий для кастомизации и глубокую отраслевую экспертизу разработчика, что позволяет создавать гибкие, высокопроизводительные информационные системы, адаптированные под необходимость постоянных изменений в условиях ограничений по бюджетам и срокам.

Какая она, идеальная платформа будущего?

Высокая скорость изменений в современном мире привела к настоящим прорывам в качестве цифровизации. Важнейшим свойством информационных систем организаций стала гибкость большинство новых задач требует специализированного подхода, который сложно реализовать посредством готовых продуктов. На смену прежней стратегии автоматизации, когда для решения задач выбирался коробочный продукт или с нуля разрабатывалось собственное ИТ-решение, приходит новая. Информационные системы строятся на базе цифровых преднастроенных платформ с возможностью кастомизации и доработки любого уровня сложности.

Другой важной чертой современных информационных систем, особенно для крупных организаций, является легкость масштабирования. Возрастающая популярность электронных услуг и сервисов приводит к дефициту мощностей, необходимых для корректной работы существующих систем. Задачи быстрого выделения нужного количества ресурсов при росте нагрузки уже невозможно решать, используя старые подходы, тем более в сжатые сроки. Россия не отстает в освоении новых подходов к масштабированию информационных систем от мирового сообщества: ИТ-инфраструктура все большего числа организаций размещается в облаках, частных корпоративных или публичных.

Изменились и ожидания заказчиков. Если раньше внедренческие компании могли «гастролировать» по регионам или организациям и внедрять в каждом из них систему отдельно и не спеша, то сегодня, под меняющиеся законы и проводимые реформы, сроки проектов сжались до нескольких месяцев на внедрение кардинально новой информационной системы уровня страны.

Состоящая из отдельных универсальных (переиспользуемых) сервисов, которые можно собирать в отдельные композитные приложения для решения конкретных задач, современная информационная система может быть сравнима с конструктором Lego, с помощью которого организация строит свой цифровой контур. Эта метафора подходит применительно к подходу в работе «Систематики Консалтинг» над проектами, в которых продукты линейки SiTex и множество разработанных микросервисов собираются в композитные приложения и становятся компонентами больших облачных цифровых платформ. Такой подход дает возможность заказчикам переиспользовать лучшие практики и лучшие решения, аккумулирующие 25-летний опыт и экспертизу разработчика.

Универсальность vs Кастомизация

Информационные системы на базе SiTex работают в более чем 30 субъектах Российской Федерации. Это решения для МФЦ, информационные системы для социальной поддержки населения, разнообразные масштабные системы управления информацией регионального и федерального уровней.

Сегодня SiTex эволюционно развивается в сторону микросервисной архитектуры. Это ИТ-продукты на актуальных технологических стеках, созданные с использованием современных подходов к разработке программного обеспечения. При создании новой функциональности учитываются отзывы и рекомендация заказчиков и конечных пользователей.

Некоторые варианты применения цифровой платформы

SiTex легко встраивается в существующий ИТ-ландшафт, обеспечивая возможность информационного взаимодействия с системами и базами данных заказчика на основе стандартизированных протоколов обмена. К цифровой платформе SiTex могут быть подключены как микросервисы собственной разработки, так и сторонних разработчиков. Таким образом, под нужды конкретного заказчика могут быть кастомизированы и отдельные функциональные блоки, и приложение в целом.

Цифровая платформа поддерживает кроссплатформенность и может использоваться с основными типами операционных систем и СУБД. SiTex включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, имеет лицензии ФСБ и ФСТЭК.

High Load в фокусе внимания

Решения на базе платформы SiTex работают на самых разнообразных проектах: от небольших региональных до крупных федеральных, поэтому вопрос о быстродействии и масштабировании решений всегда был в центре внимания разработчиков продукта. Для этого активно используется нагрузочное тестирование с упором на нагрузки федерального уровня, когда система способна обрабатывать сотни тысяч сообщений в минуту.

Для таких нагрузок нужен не только оптимальное программного обеспечение для написания кода, но и правильно выбранные средства хранения данных. SiTex использует базы данных разного типа для разных сервисов, и может вспомогательно задействовать довольно большой спектр внешнего ПО. При необходимости используемое ПО или базы данных могут быть заменены на более подходящие, при этом изменения будут внесены только в те сервисы или модули, которые требуют изменений.

Чтобы система могла выдерживать значительные нагрузки, часть модулей функционирует в среде Kubernetes — открытого программного обеспечения для автоматизации развёртывания, масштабирования контейнеризированных приложений и управления ими.

Управление крупным регионом с решением «Систематика Консалтинг»

В проекте «Систематика Консалтинг» по созданию центра управления одним из крупных регионов (ЦУР) требовалось разработать единую систему для мониторинга качества предоставления услуг федеральными и местными органами власти. В качестве основы для разработки был взят SiTex с его стандартными блоками публикаций и страниц. Чтобы графики имели современный дизайн и были интерактивными, использовалась внешняя библиотека Highcharts, написанная на JavaScript.

ЦУР представляет собой дашборд губернатора региона, где можно отследить просрочки по услугам, отстающих и лидеров по ведомствам и МФЦ, аналитику прироста заявлений относительно предыдущего периода и многое другое. Есть несколько параметров, по которым происходит оценка качества и скорости оказания услуг. Это статус заявления, просрочка исполнения, а также способ подачи, то есть откуда пришло заявление. Решение «Систематика Консалтинг» позволяет расширить аналитические возможности системы региона в части получения детальной аналитики по каждому заявлению: например, причину просрочки, детали его обработки и т.п.

Самым сложным в реализации проекта оказался просчет статистики. Команде проекта пришлось несколько раз оптимизировать процесс и переделывать алгоритм общей агрегации данных по мере роста количество данных просчет занимал все больше времени. В результате удалось реализовать такой алгоритм, что на так называемую «ночную задачу», или обработку общей статистики за сутки, уходит примерно 5-7 минут. Все остальные данные динамические и изменяются на ходу, для их учета требуются миллисекунды. При этом система работает стабильно вне зависимости от количества подключенных к ней региональных ведомств и МФЦ.

Масштабы подобного регионального проекта нельзя назвать небольшими: к ЦУР данного региона подключены 40 профильных ведомств и все МФЦ. За год накоплено порядка 15 миллионов заявлений. На каждое заявление приходится в среднем 4-5 записей, это порядка 50 миллионов записей статусов. Заявки от жителей поступают не только с РПГУ, МФЦ и профильных ведомств, но и со специализированного портала и системы, а также горячей линии губернатора и других общественных приемных. Ограничений в этом плане нет: внешние системы имеют возможность писать данные через стандартный модуль истории SiTex в нужном формате.

Системы социальной поддержки населения на базе SiTex

«Систематика Консалтинг» много лет занимается созданием информационных систем для органов социальной защиты населения и социальной сферы регионов в целом. На платформе SiTex разработана специализированная система Электронный социальный регистр населения (ЭСРН), позволяющая обеспечить предоставление гражданам мер социальной поддержки.

Цифровая платформа SiTex, на базе которой разработана система ЭСРН, может использоваться как low-code платформа для быстрой разработки новых сервисов и автоматизации административных процессов без использования программирования. Широкие возможности SiTex в качестве средства создания прототипов позволяет сотрудникам ведомств своими силами формировать любые агрегированные аналитические данные в различных срезах и выгружать их из системы, настраивать интерфейсное расположение учетных данных, создавать несложные учетные подсистемы и пр.

Информационные системы строятся на базе цифровых преднастроенных платформ с возможностью кастомизации

Система способна обеспечить качественно новый подход для запуска новых сервисов в работу, особенно необходимый органам социальной защиты в условиях массовой оцифровки федеральных и муниципальных мер социальной поддержки. Например, комплексная автоматизация процесса денежных выплат семьям с детьми от 3 до 7 лет, и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, анонсированных весной 2020 года, заняла всего 2 месяца. Услуга Ежемесячной денежной выплаты 3-7 лет была реализована по принципу предоставления гражданами только удостоверения личности и заявления одной из первых. Чтобы остальную работу по сбору персональных данных (из ФНС, ЗАГС, ПФР и других ведомств) могло взять на себя министерство, в системе налажено межведомственное взаимодействие с использованием СМЭВ. Успешность проекта автоматизации предоставления ежемесячной денежной выплаты детям дошкольного возраста была отмечена министром цифрового развития и связи Оренбургской области.

ЭСРН позволяет в сжатые сроки реализовывать пробные проекты автоматизации новых федеральных инициатив, оперативно переводить массовые социально-значимые услуги в электронный формат или организовывать межведомственное взаимодействие с использованием СМЭВ. В настоящее время ведется разработка подобного пилотного проекта — Системы долговременного ухода за инвалидами и пожилыми людьми.

ЭСРН может быть интегрирована не только с ведомственными информационными системами, но и с региональными картами платежной системы «Мир» с нефинансовыми сервисами. В Оренбургской области подобная интеграция выполнена с региональной Картой оренбуржца. В перспективе карта оренбуржца должна стать универсальной картой жителя региона, выполняющей функции полиса ОМС, рецепта на льготные лекарства, единой транспортной карты, бумажной справки для проезда в пригородных поездах. В органах соцзащиты и соцобслуживания населения карта может заменить паспорт – в считанные секунды сотрудники считают с нее всю необходимую информацию о владельце.

АРМ сотрудника органа власти: максимальная автоматизации процессов

При создании новых версий продуктов на базе SiTex усилия проектных команд сконцентрированы на оптимизации и максимальной автоматизации рабочих процессов заказчиков, повышении скорости обработки входящей информации и упрощении работы пользователей. «АРМ ППУ 2.0», один из продуктов «Систематика Консалтинг», позволяет в автоматическом или полуавтоматическом режиме рассматривать заявления граждан на предоставление госуслуг и принимать решения по ним.

Интерфейс и архитектура решения стратегически продуманы для дальнейшего движения в сторону Big Data, машинного обучения и искусственного интеллекта. В системе агрегируется большой объем данных, которые в дальнейшем могут быть использованы для анализа и оптимизации процессов оказания государственных услуг населению, начиная от улучшения формы заявления (какие поля в ней нужны, как они должны быть расположены для максимально комфортной работы гражданина) и заканчивая оптимизацией административного регламента оказания услуги.

Для минимизации участия сотрудника органа власти в процессе оказания государственных и муниципальных услуг в системе предусмотрено автоматическое заполнение полей данных, номеров заявлений, автоматическое формирование и отправка межведомственных запросов. Перевести обработку заявлений в полностью автоматический режим позволяют автоматическая отправка межведомственных запросов по сложным комплексным сценариям и цепочек запросов и алгоритмизация критериев принятия решения по оказанию услуги для автоматического вынесения резолюций.

По подсчетам заказчика решения, ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской Области», после автоматизации затраты на прием, регистрацию и обработку сложных заявлений снизились со 120 до 30 минут, а обработка простого заявления теперь занимает всего 2-3 минуты, вместо 60 минут.

Актуальные задачи и эволюция Sitex

Среди последних новинок продуктовой линейки SiTex — новые микросервисы для отправки уведомлений, межведомственных запросов. «Сервис реестров лицензий» — микросервис, предназначенный для создания и хранения реестровых записей о результатах оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Решение может быть настроено под конкретную услугу и интегрировано с любыми внешними системами. Сервис реестров лицензий был использован как компонент в первом в стране проекте по автоматизации процедуры направления и подписания концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве на региональном интернет-портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области.

Кроме десктопных приложений, продуктовая линейка SiTex дополняется мобильными приложениями. Кроссплатформенное мобильное приложение с поддержкой нативных графических интерфейсов «Госуслуги.Регион» позволяет иметь доступ к региональному порталу госуслуг и использовать его сервисы в режиме 24/7. В мобильном приложении можно подать заявления, получить уведомления о ходе их рассмотрения, записаться на прием в ведомство и многое другое.

SiTex как продукт для импортозамещения аккумулирует в себе мощное ядро, богатый инструментарий для кастомизации и глубокую отраслевую экспертизу разработчика. Это позволяет создавать гибкие, высокопроизводительные информационные системы, адаптированные под необходимость постоянных изменений в условиях ограничений по бюджетам и срокам.

Ключевой компонент успеха — люди

«Систематика Консалтинг» сегодня – это команда увлеченных профессионалов с глубокой экспертизой в предметной области, которая 25 лет решает задачи обеспечения максимальной эффективности управления процессами предоставления государственных услуг в электронном виде. Сейчас в компании работают более 300 разработчиков, архитекторов, аналитиков, руководителей проектов.

Вадим Злобин, генеральный директор и лидер команды на протяжении более 20 лет: «В процессе развития цифровой платформы «Систематике Консалтинг» удалось добиться синергии накопленного опыта внедрения и сопровождения создаваемых систем и работы в стиле R&D, постоянно двигающей наши технологии вперед. Сегодня мы, как разработчик современной отечественной цифровой платформы, активно используем в работе над масштабными проектами собственные технические и организационные методики, что позволяет вести проекты «под ключ», учитывая особенности и потребности конкретных регионов страны и федеральных заказчиков компании».

Без внимания экспертов не остаются и последние общемировые тренды в сфере технологий. Это позволяет команде мыслить стратегически, планируя возможные траектории развития информационных систем заказчиков и выбирая наиболее подходящий стек технологий для развития своей продуктовой линейки.

Интервью обзора

Рейтинги

Разработчики и поставщики российских ИКТ-решений 2021
№ 2021 Название организации Общая выручка от продажи продукции российских разработчиков 2021 г., ₽тыс. с НДС *
1 Крок 12 249 699
2 Rubytech 11 568 724
3 Айтеко 10 980 192
Подробнее