Спрос на цифровые инструменты в сфере образования увеличивается. Речь идет как о государственных учреждениях, так и коммерческом сегменте дополнительного и корпоративного обучения. Среди основных трендов, которые называли опрошенные CNews Analytics эксперты, — рост спроса на экосистемные решения, непрерывное образование, а также движение рынка в сторону глубокой персонализации, когда с помощью ИИ и других цифровых инструментов будет формироваться траектория развития каждого ученика с дальнейшим погружением в профессию.
Неравномерное развитие: что происходит в школах и вузах
Сферу образования можно условно разделить на две большие категории. К первой относятся дошкольные учреждения, школы и вузы. Здесь тренд на максимальную цифровизацию процессов задает государство. Так, по результатам национального проекта «Образование», итоги которого подвели в 2025 г., более 21 тыс. образовательных организаций оснастили оборудованием для внедрения цифровой среды. Появляется все больше сервисов, цель которых — упросить образовательный процесс, а также коммуникацию между учениками, педагогами и родителями. Например, в октябре 2025 г. в федеральной государственной информационной системе (ФГИС) «Моя школа», которой стали пользоваться во всей стране пару лет назад, появился модуль с цифровым портфолио, где будут собраны достижения обучающегося вплоть до оценок и результатов экзаменов. Возможно, в будущем оно будет использоваться во время поступления выпускника в вуз.
По словам лидеров отрасли, за последние годы удалось достичь базового уровня цифровизации в большинстве школ. По всей России реализуются знаковые проекты. Так, перед началом учебного года вице-премьер Дмитрий Григоренко сообщил, что в Республике Татарстан тестируется сервис защищенного прохода в школы с использованием биометрии. Он станет альтернативой карточкам и пропускам. Специальное оборудование уже установлено в 20 пилотных школах региона. Однако говорить о массовом переводе значительного количества рутинных процессов в цифру в школах, к сожалению, пока рано.
«Уровень цифровизации в образовании очень неоднороден и, в первую очередь, зависит от готовности самих педагогов осваивать новые инструменты, а также от типа учреждения. В государственных школах цифровизация часто ограничивается использованием обязательных систем вроде электронных журналов и платформ для видеоконференций. Учителям не хватает времени и ресурсов, чтобы глубоко интегрировать новые технологии в учебный процесс», — отмечает Никита Обидин, директор по развитию образовательной деятельности компании «Солар».
Если говорить о следующей ступени образования — высших учебных заведениях, то в них, по словам опрошенных CNews Analytics, уровень цифровизации выше. Например, у многих вузов есть собственные системы управления обучением (LMS), университеты используют технологии асинхронного формата и создают технопарки с современным цифровым оборудованием.
«Сегодня вузы идут дальше и внедряют инструменты для совместной работы, оценки прогресса и успеваемости учащихся. Можно отметить тенденцию перехода к непрерывному образованию. Например, ведущие российские вузы размещают курсы на «Национальной платформе открытого образования». Дополнительное обучение на онлайн-программах микроквалификации становится стандартом для многих сфер, например, для программирования, юриспруденции и психологии», — заключает Татьяна Федотова, директор по работе с организациями образования компании «МТС Линк».
Непрерывное обучение с помощью экосистемы сервисов
Коммерческое дополнительное и корпоративное онлайн-образование — куда более гибкая отрасль. Здесь проникновение цифровых инструментов в процесс обучения происходит быстрее, нежели в школах или вузах.
Онлайн-платформы обрастают все большим количеством сервисом, чтобы повысить вовлеченность и заинтересованность учеников, а также сделать процесс обучения более эффективным. Самый быстро развивающийся сегмент — корпоративное обучение сотрудников. Крупный бизнес пришел к пониманию, что качество и скорость обучения напрямую влияют на показатели эффективности того или иного предприятия. Специалистам необходимо непрерывное обучение, им важно получать дополнительные рекомендации, инсайты и аналитику.
«Мы наблюдаем последние несколько лет, как российский рынок EdTech эволюционирует от простой «оцифровки» конспектов к созданию сложных, интегрированных в рабочие процессы решений, которые не просто учат, а решают конкретные бизнес-задачи и меняют культуру компаний в сторону непрерывного обучения (lifelong learning). Цифровые платформы в корпоративном обучении обеспечивают гибкость и доступность, наличие единой базы знаний, объективность оценки компетенций и высокую вовлеченность», — отмечает Михаил Кречин, руководитель направления по развитию продуктов iSpring.
В сфере образования, как и в других отраслях, от заказчиков усиливается запрос не просто на эффективные сервисы с расширенным набором функций, а экосистемные решения с потенциалом дальнейшего развития.
«В поисках наиболее эффективных форматов обучения компании много экспериментируют и пробуют новые цифровые инструменты. Это приводит к тому, что многие из них внедряют отдельные сервисы для каждого образовательного формата. Более того, сервисы для обучения варьируются даже от одного подразделения к другому. Такая разобщенность приводит как к финансовым потерям, так и к снижению результативности обучения. Мы видим явный запрос на комплексную платформу, на экосистему интегрированных продуктов, которая позволит вывести корпоративное обучение на новый уровень», — обращает внимание Татьяна Федотова, директор по работе с организациями образования компании «МТС Линк».
Технологические тренды: от ИИ до VR
Несмотря на то, что государственные учреждения и коммерческие онлайн-образовательные платформы существуют в разных плоскостях, в обоих сегментах наблюдаются аналогичные технологические тренды, которые проявляются по-разному. Один из них — искусственный интеллект.
Если говорить о школах, то в некоторых учреждениях ИИ-ассистенты вскоре могут стать привычным инструментом для педагога. Так, с сентября 400 школ в Московской области стали участниками проекта «Ассистент преподавателя». Цифровой ИИ-помощник теперь помогает учителям подготовиться к урокам и генерировать персональные задания для каждого ученика.
«Сегодня в EdTech активно внедряются решения на базе искусственного интеллекта. ИИ-ассистенты анализируют прогресс учащихся, формируют персонализированные траектории обучения и снижают нагрузку на педагогов, отмечается, что продуктивность преподавателей благодаря ИИ выросла вдвое», — обращает внимание Владимир Крикушенко, генеральный директор компании NexTouch.
В онлайн-сервисах для дополнительного и корпоративного обучения ИИ-инструменты интегрированы более глубоко: используются ИИ-кураторы и ИИ-продавцы для автоматизации коммуникаций, поддержки учеников и продаж. Например, нейросетевые алгоритмы обрабатывают тысячи диалогов, квалифицируют заявки, отправляют нужные уроки, снижают роль человеческого фактора в рутинных задачах.
«Крупные онлайн-школы автоматизируют продажи и обслуживание, интегрируют методологов на базе GPT и Claude для быстрой подготовки материалов и анализа клиентских запросов. Как показал опыт онлайн-школ на нашей платформе, такие решения эффективны: нейросеть может обработать несколько тысяч диалогов, существенно повысив конверсию проекта. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем ИИ будет уже применяться для оценки домашних заданий, отслеживания рисков отчисления, а также контроля за дисциплиной», — отмечает Сергей Михайлов, генеральный директор GetCourse.
В первую очередь, в образовательные платформы интегрируют технологии, которые решают три ключевые задачи: адаптивность контента, вовлеченность слушателей и автоматизация рутины. В этом помимо ИИ помогают инструменты на основе дополненной реальности (AR), геймификации и даже беспилотники.
«Технологии дополненной реальности незаменимы там, где нужно, например, получить практические навыки работы со сложным или опасным оборудованием. AR позволяет в безопасной среде и без реальных последствий отработать любые сценарии. Если говорить о геймификации, то это уже одна из самых распространенных технологий для повышения мотивации, ее встраивают во многие образовательные платформы. Есть случаи использования беспилотников, но это — пока, скорее, экзотика и больше относится к междисциплинарным проектам на стыке робототехники и 3D-моделирования, а не к массовым цифровым инструментам», — считает Никита Обидин, директор по развитию образовательной деятельности «Солар».
Также меняется подход к использованию интерактивного оборудования. По мнению Владимира Крикушенко, генерального директора NexTouch, наблюдается тренд на переход от «умных досок» к полноценным цифровым классам, где оборудование синхронизировано с облачными платформами, ИИ-сервисами и системами видеоконференцсвязи.
Подводя итог, опрошенные CNews Analytics лидеры отрасли отметили, что названные тренды в ближайшие годы усилятся. В перспективе 3–5 лет рынок будет двигаться в сторону глубокой персонализации, когда для каждого ученика, в особенности в корпоративном сегменте, с помощью цифровых и других инструментов будет выстраиваться индивидуальная образовательная траектория под конкретные карьерные цели специалиста.










