Разделы

Интеграция Инфраструктура ИТ в госсекторе

Готовы ли регионы к новым требованиям по оказанию электронных госуслуг? ВИДЕО

В рамках панельной дискуссии на CNews FORUM 2014 представители регионов и Минкомсвязи обсудили готовность на местах предоставлять гражданам госуслуги на новом уровне — в соответствии с подготовленными дополнительными требованиями.

На прошедшем в Москве CNews FORUM 2014 ИТ-руководители субъектов РФ и Минкомсвязи в формате дискуссии обсудили проблемы региональной информатизации.

Открывая мероприятие, главный редактор CNews Максим Казак указал, что с того момента, как присутствующие в зале собирались в рамках ежегодного форума в прошлый раз, произошли достаточно важные изменения. В частности, появились новые требования к оказанию электронных услуг.

Напомним, в соответствии с подготовленным в Минкомсвязи текстом правительственного постановления, вскоре чиновники будут обязаны общаться между собой только через СМЭВ, обеспечить гражданам электронную запись на прием в госорганы (для визитов за услугами) и создать механизм обратной связи, чтобы люди могли дать оценку качеству сервиса. При этом в случае возникновения проблемных ситуаций заявитель сможет обжаловать действия чиновников в досудебном порядке. И еще одним принципиальным новшеством станет создание сервиса электронной оплаты госпошлин.

Участвовавший в дискуссии директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимир Авербах к этому добавил, что основной концептуальный подход его ведомства в вопросах оказания госуслуг связан с приближением к уровню, на котором сейчас функционируют коммерческие сервисы в интернете.


Владимир Авербах (справа): Наш основной подход при развитии госуслуг в электронном виде связан с приближением к уровню, на котором оказываются коммерческие услуги в интернете.

Общей тематикой дальнейшего обсуждения стал вопрос, готовы ли регионы на своем локальном уровне соответствовать готовящимся требованиям — предоставить гражданам новые возможности — преимущественно, на своих региональных порталах. Будут ли с этим проблемы, или все легко решается?

Начальник управления ИТ, связи и документооборота администрации Тамбовской области Андрей Стрельцов считает, что главным камнем преткновения при развитии госуслуг на местах являются федеральные законы, регламенты и подзаконные акты. «По области 95% нормативки приведено в то состояние, когда она не мешает оказывать услуги практически полностью», — заверяет Стрельцов.

В отношении онлайн-платежей он уверенно сообщил, что региональный портал его субъекта платежным агентом не станет точно. «В моем понимании, в ближайшее время мы осуществим вывод платежного интерфейса на какой-нибудь банковский платежный шлюз», — сказал он.


Одной из главных проблем на местах считают несовершенство федеральной нормативной базы.

Минкомсвязи уже неоднократно объявляло о том, что платежный шлюз, который применяется на Едином портале госуслуг, вскоре будет модернизирован и технологически от портала отделен, чтобы им смогли пользоваться регионы и ведомства, отреагировал Владимир Авербах.

«Настоятельно прошу прислушаться к нашим рекомендациям — не создавать свою платежную инфраструктуру, а включиться в пилотирование использования нашего шлюза», — призвал чиновник.

В продолжение темы, поднятой его коллегой, министр информатизации и связи Республики Мордовия Олег Соколов сообщил, что в его регионе также видят проблему отсутствия адекватной нормативно-правовой базы. «Она нуждается в переосмыслении, — уверен он. — Основной упор нужно сделать на удобстве и доступности госуслуг. Это явно привлечет людей к пользованию порталом».

По словам Соколова, для оказания некоторых региональных услуг необходимы сведения из федеральных органов. «Но при этом формат этих сведений федералы не разработали и в ближайшее время по разным причинам, включая отсутствие финансирования, не разработают», — заключает он.

Министр ИТ и связи Челябинской области Александр Козлов помимо несовершенства нормативной базы указывает на проблему финансирования, но отмечет, что типовые решения, которые сейчас предлагает Минкомсвязи, использовать будет явно дешевле, чем собственные.

Как проверить ЭЦП?
Интеграция

При этом Козлов задался достаточно актуальным вопросом. С учетом того, что почти половина сегодняшних региональных порталов являются клонами предыдущей версии единого федерального, созданными Ростелекомом в рамках сервисной модели, станут ли на них автоматически работать новые обсуждаемые сервисы, которые Минкомсвязи реализует уже на новой версии ЕПГУ.

«Готов сказать только, что модернизацию этих порталов мы будем планировать максимально автоматизировано», — сообщил Владимир Авербах. При этом он допустил, что часть услуг может не поддастся автоматизации, и тогда на регионы ляжет дополнительная финансовая нагрузка. «Но традиционно это может быть частично компенсировано субсидиями», — заверил он.

Ираклий Маградзе, директор Центра ИТ Тульской области, которая располагает собственным (неклонированным) порталом, сообщил, что в его понимании ничто не мешает уже сейчас выводить на него работающие федеральные сервисы, в том числе и платежные модули. «В основном жителей интересуют федеральные услуги и оплата госпошлин по ним», — сказал он.

В данном случае была затронута проблема популяризации среди населения именно региональных порталов, поэтому Владимир Авербах рассказал об идее Минкомсвязи по формальному выводу федеральных услуг на локальные ресурсы. Заключается она в создании видимости присутствия услуги и возможности ее получения на местном портале, в то время как технологически сервис остается реализован только на ЕПГУ.

«Возможно такую платформу, такой инструмент мы разработаем в будущем году, — говорит Авербах. — Возможно даже эти виджеты будут востребованы не только органами власти, но и какими-то коммерческими структурами. Но это уже, наверное, далекое будущее» (см. об этом подробнее).

В ходе дискуссии был затронут и ряд других вопросов, среди которых была, например, отмечена все еще сохраняющаяся, несмотря на развитие сети МФЦ, проблема доступа к услугам как таковая.

В заключение была поднята актуальная в сегодняшних условиях тема предстоящего уменьшения финансирования ИТ, что практически все сейчас считают неизбежным сценарием развития событий.

«Сокращение бюджетов — это проблема, но лишь отчасти», — заявил Авербах. В его понимании, в «тучные» времена производительность труда, в том числе в ИТ-разработке, явно росла не такими темпами, как оплата труда. «Думаю, сейчас это немножко будет приведено в соответствие», — говорит чиновник.

В заключении Авербах напутствовал регионы словами о том, что та сверхзадача по сокращению расходов, которая сейчас будет перед ними ставиться, на самом деле откроет им новые возможности — по централизации ресурсов, их унификации и типизации.

Докладчики пленарной части CNews FORUM 2014

В работе CNews FORUM 2014 приняло участие около 1,5 тыс. представителей бизнеса, госструктур, ИТ-компаний, а также независимых экспертов и аналитиков. Прозвучало более 100 докладов. В пленарной части мероприятия выступили заместитель министра связи Алексей Козырев, заместитель руководителя Федерального казначейства Сергей Гуральников, директор департамента ИТ и связи Минздрава Елена Бойко, директор департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Алексей Херсонцев, министр ИТ и связи Московской области Максут Шадаев, руководитель службы ИТ «НК Роснефть» Антон Строкович, президент Microsoft в России Павел Бетсис, председатель правления IBS Сергей Мацоцкий, гендиректор Hitachi Data Systems в России и странах СНГ Юрий Скачков, начальник департамента ИТ, автоматизации и телекоммуникаций «Газпром нефти» Константин Кравченко, старший вице-президент Банка Москвы, руководитель блока ИТ Сергей Меднов, вице-президент по ИТ холдинга «Евраз» Артем Натрусов

Денис Воейков

Подписаться на новости Короткая ссылка