Оборот «Крок» вырос до 39 млрд рублей по итогам 2020 года
Оборот компании «Крок» по итогам 2020 г. вырос на 26% по сравнению с 2019: с 31 млрд руб. до почти 39 млрд руб. с НДС (или с 26 млрд руб. до 33 млрд руб. без учета НДС). Этот показатель превышает динамику ИТ-рынка России почти в два раза. Четверть выручки «Крок» пришлась на проекты, связанные с вычислительной инфраструктурой; самыми быстрорастущими направлениями бизнеса компании в 2020 стали телекоммуникационные сервисы, информационная безопасность и Big Data.
В 2020 г. «Крок» реализовывала 2794 проекта для 888 клиентов. Общее количество проектов увеличилось на 10%, при этом крупных — с бюджетом от 100 млн руб. — на 11%.
В результате нового подхода, полностью ориентированного на создание ценностей для клиента и достижение его бизнес-целей, в 2020 г. новыми заказчиками стали 282 компании — это на 15% больше, чем в 2019. Выросло и количество клиентов с высоким LTV (Lifetime Value): теперь компаний, которые непрерывно сотрудничают с «Крок» три и более лет, уже почти две трети — 553 заказчика, выручка по ним увеличилась на 6%. Отток клиентов (Churn Rate) снизился на 23%.
В 2020 г. география присутствия «Крок» расширилась на 19% — до 422 городов по всему миру.
Генеральный директор «Крок» Борис Бобровников сказал: «2020 г. стал вызовом для всех. Пандемию смело можно назвать катализатором цифровой трансформации российского бизнеса, и только тем компаниям, которые смогли быстро адаптироваться к условиям неопределенности, удалось минимизировать потери. А некоторым даже и вырасти. Для «Крок» прошедший год тоже не был легким, однако благодаря тому, что постоянная трансформация стала частью ДНК нашей компании, мы смогли не только быстро адаптироваться к новой реальности, но и помочь пройти через все это нашим уважаемым заказчикам и партнерам. В 2020 г. мы увеличили выручку на 26%, расширили корпоративную экосистему, начали сотрудничество с новыми клиентами и увеличили количество реализуемых проектов. Я очень благодарен заказчикам за доверие к нам и, конечно, команде «Крок» за то, что они готовы принять любой вызов и справиться с самыми сложными задачами».
Самые крупные доли в выручке «Крок» по итогам года распределились между вычислительной инфраструктурой (25,5% выручки), цифровыми процессами (9,2%), сервисом вычислительного оборудования (7,2%), а также сетевыми решениями и информационной безопасностью.
Один из важных инфраструктурных проектов 2020 г. позволил заказчику — компании «Ингосстрах» быстрее выводить на рынок новые продукты. Для этого разработано и внедрено гибридное облако, которое поможет разработчикам «Ингосстраха» получать необходимые ресурсы под разработку и тестовые среды в автоматизированном режиме и намного быстрее, чем раньше.
Некоторые технологические практики «Крок» в течение 2020 стали особенно востребованы среди заказчиков. Компания объединила их в группу самых быстрорастущих направлений: телекоммуникационные сервисы (+97%); информационная безопасность (+44%); Big Data (+40%); облачные сервисы (+39%)
Среди необычных телекоммуникационных проектов 2020 г. стоит упомянуть строительство сетевой инфраструктуры для центра обработки данных (ЦОД) концерна «Росэнергоатом». Особенность этого ЦОД — в непосредственной близости АЭС, а инновационность — в использовании технологии SDN, которая позволила его автоматизировать.
С 2020 г. все услуги и продукты, которые «Крок» предлагает клиентам, распределены по трем основным кластерам: бизнес-решения, инфраструктурные решения, инженерные и мультимедийные системы. Показатели по этим сегментам по итогу 2020 г. выглядят следующим образом (в скобках — динамика в сравнении с 2019 г.): бизнес-решения (+33,5%); инфраструктурные решения (+19,4%); инженерные и мультимедийные системы (-16,2%).
В самом активно растущем блоке — бизнес-решениях — наблюдается восходящая динамика второй год подряд (+16,5% в 2019). В этот кластер собраны направления «Крок», позволяющие прицельно решать задачи клиентов: будь то создание виртуальных тренажеров для отработки внештатных ситуаций на производстве или развертывание LMS-системы для обучения сотрудников необходимым софт-скиллам.
В новых реалиях команда инженерных и мультимедийных систем «Крок» сфокусировалась на актуальных для рынка проектах: быстровозводимых дата-центрах и офисах для коллаборативной работы. В 2020 г. мы создана мультимедийная экосистема в центре цифровой трансформации «Газпром нефти» и штаб-квартире «Иркутской нефтяной компании». Отвечая на запрос рынка на оперативное увеличение ИТ-мощностей, «Крок» участвовал в проектировании и строительстве крупных инфраструктурных объектов, среди них — модульный дата-центр для Магнитогорского металлургического комбината. Музейное портфолио пополнилось цифровой экспозицией для комплекса «Зоя» в Подмосковье.
Более трех лет в «Крок» существуют отраслевые практики. Если взглянуть на выручку «Крок» через призму ее распределения по вертикалям в 2020, увидим следующее деление: финансовый сектор (включает в себя банки, страховые и финансовые компании) — четверть выручки компании в 2020, прирост к 2019 составил 16%; государственный сектор — доля в общей выручке 17,8%, прирост к 2019 — 15%; промышленность — 16,2% от общей выручки, прирост к 2019 — 46%; розничные (торговые) компании — 11,6%, прирост к 2019 составил 31%.
Самыми быстрорастущими отраслевыми сегментами «Крок» в 2020 г. стали: нефтегазовый сектор — рост в 2 раза; телекоммуникации — рост в 2 раза; энергетика — рост в 2 раза; промышленность — рост на 46%.
В первые дни пандемии технические команды вместе с маркетологами и менеджерами по развитию бизнеса сформировали новый портфель решений для удаленной работы, который включал в себя все необходимые средства и сервисы для функционирования удаленных команд заказчиков. Первая итерация этого комплекса мер была представлена рынку 23 марта 2020 г. В течение следующих месяцев вышло еще несколько версий этого портфеля.
Юрий Драченин, «Контур.Эгида»: Контроль за сотрудниками со стороны ИБ не должен восприниматься как слежка

Так, благодаря комплексу сервисов для удаленной работы от «Крок» весной 2020 г. студенты НИУ ВШЭ продолжили посещать занятия, но уже в виртуальных аудиториях, а редакции журналов Cosmopolitan, GQ и других изданий, входящих в холдинг Conde Nast, не перестали радовать читателей даже во время пандемии.
В апреле 2020 был анонсирован отдельный комплекс решений для восстановления компаний после пандемии. Направления, входящие в антикризисный портфель, принесли прирост выручки в 82% за период с 1 марта по 30 сентября 2020 (по отношению к аналогичному периоду 2019). Также в данных направлениях увеличилось количество проектов, а число новых клиентов выросло на 172%. Наибольшую динамику показали направления вычислительной инфраструктуры, цифровых процессов, унифицированных телекоммуникаций.
Трансформация в «Крок» идет с начала 2018 г. Сначала изменения протекали традиционными циклами длиной в 6–8 недель. Спустя два года в «Крок» убедились в том, что трансформация интегрирована в генокод компании и перешли к культуре непрерывных изменений. Именно этот подход позволяет «Крок» быстро адаптироваться к любым изменениям и делать наши услуги и продукты еще более востребованными на рынке.
В 2020 г. «Крок» решил перезагрузить процессы работы над внутренними продуктами компании. Взяв лучшие продуктовые практики с рынка, компания адаптировала их исходя из потребностей своих клиентов и в соответствии с внутренними бизнес-процессами. Благодаря новой методологии появились такие важные нововведения как «жизненный цикл продукта «Крок», «портрет продукта «Крок» и «портрет Product Owner «Крок». Это позволило более осознанно подойти к работе над ключевыми продуктами компании, такими как «Крок.облако» и платформе «Цифровой рабочий», а также вывести на рынок несколько новых b2b-продуктов.

В 2020 г. команды «Крок» освоили различные методики работы над проектами. Будь то agile или классический waterfall, кросс-функциональные команды или проектная работа на стороне заказчика — производство предлагает клиентам наиболее комфортные и при этом эффективные практики.
В особом фокусе у производственных департаментов «Крок» в 2020 г. было дальнейшее развитие agile-моделей, которые позволили еще более гибко и быстро решать задачи заказчиков даже во время пандемии.
Важные достижения 2020 г. для «Крок» были, несомненно, связаны еще и с новым форматом работы во время глобального локдауна.
Весна 2020 г. началась с перевода сотрудников компании «Крок» на удаленную работу за 3 дня. Уже 17 марта большая часть команды работала из дома. Службе технической поддержки (хелпдеску «Крок») удалось осуществить этот переход абсолютно бесшовно: ни одно из подразделений компании не было отрезано от привычных рабочих инструментов и не потеряло в эффективности.
Большая работа в этот период была проделана не только фронтлайном компании, но и ее бэк-офисом. Подразделения корпоративной культуры, внутренних коммуникаций и обучения не только участвовали в переводе сотрудников на дистанционную работу, но и сопровождали команду на протяжении всего 2020: рекомендовали сотрудникам курсы по необходимым на «удаленке» навыкам, разрабатывали новые форматы встреч с топ-менеджерами (которые помогали не терять фокус), запускали спортивные и культурные программы, которые позволяли не «выгорать» от нахождения в замкнутом пространстве и т. д.
В 2020 г. в «Крок» был создан HotLineCROC — консультационный центр по борьбе с COVID-19. С одной стороны, сотрудники, занятые в проекте, сделали безопасным нахождение в офисе. Оборудовали его датчиками для бесконтактного открывания дверей, точными пирометрами, диспенсерами с антисептиками, бактерицидными лампами, масками и респираторами, разработали правила безопасного нахождения в офисе и т. д. С другой стороны, HotLineCROC работает как поддержка заболевшим сотрудникам и их родственникам: помогает с лекарствами, находит врачей, дает важные рекомендации.
В планах «Крок» на 2021 г. продолжать работать над эффективностью: увеличить выручку на 20% за счет подхода, основанного на постоянном развитии, который касается как внутренних процессов «Крок», так и постоянной работы с рынком и ожиданиями заказчиков. В 2021 г. компания продолжит расширять портфель решений, о котором было сказано выше. Важной задачей будет дальнейшая синхронизация продаж, производства и маркетинга. В компании ожидают, что этот процесс выльется в создание еще большего числа прикладных решений для бизнеса клиентов.