Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Виктор Орловский: "Сбербанк" – это философия

Как в 2011 г. "Сбербанк" развивал умное управление очередями в отделениях, сеть терминалов, корпоративный и интернет-банкинг, как готовится вывести на рынок новые виды peer-2-peer-платежей и развивать доступ к госуслугам, об этих и других проектах, а также рациональной кадровой политике CNews рассказал отвечающий за ИТ старший вице-президент банка Виктор Орловский.

CNews: Когда я, как горожанин, смогу получить такую карту?

Виктор Орловский: По закону Вы сможете получить карту с 01.01.2013, но возможно, и раньше.

Кроме уже перечисленного в рознице: также была запущена для розничных клиентов уникальная программа лояльности. Я считаю, что это очень значимая, важная программа среди выведенных нами на рынок. В ней очень много технологических инноваций, она также уникальна и по части предложения клиентам.

В 2012 году мы будем и дальше развивать онлайн-каналы и продуктовое предложение в этих каналах. Уже появилась версия онлайн-банкинга для iPhone, в скором времени будет запущен и Android. В 2012 мы запустим  так называемые peer-2-peer платежи, то есть возможности перевести через личный кабинет клиента Сбербанка на нашем сайте средства с любой карты Visa или MasterCard любого банка на любую карту любого другого банка. Также мы реализуем аналогичную возможность через сеть банкоматов "Сбербанка".

CNews: Кто из банков согласился? Нужно ли им для этого передать какую-то информацию о своих клиентах Сбербанку?

Виктор Орловский: Банкам не нужно передавать нам собственные данные. Технически механизм проведения транзакций основан на использовании встроенных сервисов платежных систем Visa и MasterСard. Достаточно, чтобы карта банка соответствовала одному из этих стандартов. Платеж можно будет провести с любой такой карты. Неважно, какие банки выступили эмитентами.


Виктор Орловский: В 2012 мы запустим так называемые peer-2-peer платежи, то есть возможности перевести через личный кабинет клиента Сбербанка на нашем сайте средства с любой карты Visa или MasterCard любого банка на любую карту любого другого банка

Также мы реализовали несколько интересных проектов, связанных с интернет-эквайрингом. В том числе для оплаты не только по картам, но и через банковские счета. Например, на ozon.ru вы уже сейчас можете заказывать товары непосредственно через "Сбербанк Онл@йн". Можете оплатить свою задолженность по налогам на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС). Подобные сервисы продолжат появляться и в 2012 г.

CNews: За что еще можно будет заплатить?

Виктор Орловский: Я думаю, что это будет стандартный сервис, который станет так же популярен, как оплата электронной картой через интернет-банк. Везде, где сейчас можно расплатиться, используя карту, вы также сможете перевести оплату через "Сбербанк Онл@йн".

CNews: Имеется в виду открытый API, с помощью которого порталы смогут встраивать оплату через вас?

Виктор Орловский: Это будет некое стандартное решение, плагин для компании-мерчента, такой же, как и в случае для оплаты по карте. Мерчент заключает с нами договор, а мы делаем все остальное. Причем уровень отчислений Сбербанку для такого партнера будет очень выгодным, процент будет значительно ниже по сравнению с interchange по электронным картам.

Корпоративный блок

Виктор Орловский: Основные проекты в розничном блоке я перечислил (хотя это, безусловно, не полный список). Что касается корпоративного бэнкинга, то мы усиленно продвигаем услугу "Сбербанк Бизнес Онл@йн". К ней уже подключилось около 400 тыс. клиентов. Услуга по факту стала массовой, абсолютным бестселлером на рынке корпоративных услуг. Не только малый и средний, но и крупный бизнес подписывается на ее использование.

CNews: Это обслуживание зарплатных счетов?

Виктор Орловский: Не только. Это полное обслуживание корпоративных клиентов. Не только зарплаты на банковских счетах, а полное покрытие финансовых потребностей корпорации. Система будет для нас ключевой в будущем году, и мы планируем миграцию на нее со всех остальных систем корпоративного бэнкинга. Ее функциональность будет настолько гибкой и, как мы полагаем, востребованной, что она просто заменит собой все остальные ранее использовавшиеся решения.

CNews: То есть если раньше заказчики могли подписываться на отдельные корпоративные услуги из разных систем, то теперь у них останется только одна возможность – общая подписка на единый централизованный бэнкинг?

Виктор Орловский: Дело в том, что исторически мы несколько раз меняли решение для обслуживания корпоративных клиентов, поэтому большое число клиентов работают на разном ПО. Теперь через некоторое время мы будем предлагать только одну услугу, которая вытеснит все остальные.

Также интересен проект развития портала системы сервисов для мелкого и среднего бизнеса, причем в первую очередь именно мелкого, который называется "Деловая среда". Его мы также запустим в 2012 году.

Также достаточно успешно развивается проект CRM для корпоративного блока

CNews: А для небольших предприятий CRM какого вендора используется?

Виктор Орловский: Та же, что и для корпоративных заказчиков – Oracle Siebel. Очень серьезно в корпоративном бэнкинге развивается "Кредитная фабрика", сейчас мы подключили кредитование малого бизнеса по этой технологии. Также в группе компаний ведется очень много интеграционных проектов с банками Украины, Белоруссии, Казахстана. Такие проекты как CRM, ERP. Кстати, проекты ERP тоже движутся очень неплохо. Сейчас в Москве уже внедрен модуль HR, управление недвижимостью, договорные отношения, финансовое планирование.

Ярослав Третьяков, «Пульс»: Для HR цифровизация означает меньше бумажной рутины и больше фокуса на развитии сотрудников

Цифровизация

CNews: Имеется в виду SAP HCM, который внедряет IBS?

Виктор Орловский: Ведет работы банк, IBS помогает. Сейчас идет тиражирование модулей по договорным отношениям и SAP Finance (FI). В 2012 г. у нас будет тиражирование проекта, как в территориальных банках "Сбербанка", так и в группе компаний, за границей.

Мы, кстати, внедрили банковскую информационную систему Oracle FlexCube в нашем филиале в Индии. Это было быстрое безболезненное внедрение всего функционала, включая и удаленные каналы обслуживания и core banking.

Еще из больших проектов – внедрение корпоративной сервисной шины. В целом за прошлый год у нас было внедрено множество сервисов. Появилось новое хранилище управленческой отчетности, портал MIS (management of Information support) на корпоративном внутреннем интранет-портале "Сбербанка", который уже сейчас дает менеджменту достаточно много информации для принятия управленческих решений. В том числе оперативные ежедневные данные, еженедельную и квартальную отчетность. Проект MIS движется достаточно быстро, хотя, наверное, это один из самых сложных проектов – уже сейчас первые результаты проекта MIS доступны пользователям, и на основе полученной и проанализированной информации принимаются все важные управленческие решения.

В казначействе (подразделение, отвечающее за привлечение средств в случае необходимости и работу со свободными активами на финансовых рынках, прим. CNews) у нас идет внедрение системы Murex (отвечает за автоматизацию трейдинга и управление рисками, прим. CNews).

Более 150 отечественных производителей электроники представят свои передовые разработки
Бизнес

Как раз сейчас формируется план ведения программ для инвестиционного банка и глобальных рынков. Он включает в себя более 20 проектов, которые в самом начале следующего года начнут исполняться.

Мы очень серьезно работаем над решениями класса Business Process Management (BPM), внедряем продукты компании Pegasystems. Этот проект сейчас находится в опытной эксплуатации, в операционном блоке началась промышленная эксплуатация решения. Это решение станет для их автоматизации бизнес-процессов банка.

Еще можно назвать внедрение систем электронного офисного документооборота, управления корпоративным порталом. В 2012 г. преобразится сайт банка sbrf.ru. Появится инновационная, я считаю, на сегодняшний день не имеющая аналогов в мире, система, позволяющая каждому пользователю настроить сайт под себя. На страницу можно будет выносить самые разные виджеты: любую информацию, как касающуюся работы с физлицами, так и данные вообще не относящиеся к банку.

Помимо крупных внедрений, которые я перечислил, было, конечно, множество мелких доработок, число которых исчисляется десятками тысяч. Хотя каждая из них не велика, но все вместе они очень сильно влияют на бизнес, нашу операционную эффективность, производительность труда. Важно, что много инициатив по тому, что нужно сделать, поступает снизу через два канала – Производственную систему "Сбербанка" (это наше ноу-хау на базе ЛИН-технологий) и "Биржу  идей" – специализированную программу, в которой каждый сотрудник может внести и развить свое уникальное предложение.

Как Вы знаете, к своему 170-тилетию Сбербанк первым в России реализовал проект с использованием технологии краудсорсинга. Мы получили уникальные результаты – поработать в виртуальное предприятие "Сбербанка" пришло более 120 тыс. пользователей. На генерацию и обработку идей было потрачено более 500 тыс. часов работы. Было сформировано и отобрано множество интереснейших идей.

CNews: На новую кастомизируемую страницу клиента банка что именно можно будет выносить из сторонних приложений?

Виктор Орловский: Все что захотите. Вы сами сможете разрабатывать виджеты, выкладывать их, а все остальные смогут ими пользоваться. Появится хранилище приложений (application store) для нашего портала.