Виктор Орловский: "Сбербанк" – это философия
Как в 2011 г. "Сбербанк" развивал умное управление очередями в отделениях, сеть терминалов, корпоративный и интернет-банкинг, как готовится вывести на рынок новые виды peer-2-peer-платежей и развивать доступ к госуслугам, об этих и других проектах, а также рациональной кадровой политике CNews рассказал отвечающий за ИТ старший вице-президент банка Виктор Орловский.CNews: Конкретные соглашения не называете?
Виктор Орловский: Мы не анонсируем соглашения. Я не вижу в этом смысла.
Централизация
CNews: Вы занимаетесь централизацией региональных систем back office на единых мощностях. Что сделано в этой части?
Виктор Орловский: Нужно сказать, что и с точки зрения развития инфраструктуры, и проектов, направленных на централизацию, у нас происходят серьезные изменения. В 2011 г. мы ввели в эксплуатацию первую очередь суперсовременного центра обработки данных. Те, кто был в центре и видел то, что мы построили, включая иностранных специалистов и экспертов, видевших многое, это сооружение не может не удивлять. К нам приехали специалисты из UPTIME Institute и были поражены тем масштабом и инновационными решениями, многие из которых действительно были применены впервые в мире.
Еще один очень важный проект – централизация систем класса Core Banking территориальных банков (таких банков 17 и несколько разных комбинаций систем). К середине 2013 г. в "Сбербанке" будет полностью централизованный Core Banking и расчетная система, что позволит сократить время на внедрение новых продуктов и услуг в 10–50 раз. Системы, которые мы сейчас внедряем, отличаются от того, что внедрено в западных банках десятилетия назад, самой современной архитектурой, масштабируемостью, производительностью, встроенными средствами программирования и настройки бизнес процессов.
Виктор Орловский: За следующие два года мы построим лучшую в мире площадку для работы на фондовых рынках направления global markets объединенной "Тройки" и "Сбербанка"
Мы строим 2 дата-центра – основной ЦОД в Южном Порту и резервный, который будет находиться в Сколково. Южный Порт в полном объеме вводится до середины 2012 года (5 тыс. кв метров машинного зала).
В 2011 году у нас будет централизовано около 40% всех Сore Вanking систем "Сбербанка". В 2012 – еще около 40%, итого примерно 80%. Оставшиеся же будут цетрализованы в 2013 году. Мы прикладываем все силы, чтобы такой переход был абсолютно безболезненным для нас.
В нашем случае особую роль играет производительность систем. Мы сейчас принимаем более 50 тыс. заявок на кредиты в день, общее количество банковских карт в этом году превысило 60 млн штук, обслуживается более 350 млн счетов. Вся эта нагрузка ляжет на централизованную систему. Как и огромное количество онлайн-транзакций – около 30 млн в день. Если прибавить к ним оффлайновые (сделанные в допофисах) и корпоративные, то получится примерно 100 млн транзакций в день.
CNews: На чьем ПО и оборудовании происходит централизация?
Виктор Орловский: Программное обеспечение самое разное. Это и наши собственные разработки, и ПО компаний ЦФТ, "ТехноДиасофт". С точки зрения систем управления базами данных – это в основном Oracle. Аппаратное обеспечение тоже разное. Это и Sun, и Hewlett-Packard, и IBM. Мы сейчас очень серьезно смотрим на технологию supercluster от компании Oracle.
CNews: Что будет с региональными дата-центрами и развернутыми в них решениями?
Виктор Орловский: Мы уже перестали вводить в них новые мощности. Часть площадей мы вполне можем сдать в аренду под колокейшн. Часть просто свернем и закроем.
CNews: А куда утилизируется оборудование?
Виктор Орловский: Железо мы перевозим в новый ЦОД, как правило. В любом случае аппаратное обеспечение такого класса устаревает через 5 лет.
CNews: Что еще делается банком для централизации?
Виктор Орловский: За следующие два года мы построим здесь, на Вавилова, 19, (центральный офис "Сбербанка" – прим. CNews) лучшую в мире – у нас не меньше задача, именно лучшую, – площадку для работы на фондовых рынках (dealing floor) для направления global markets объединенной "Тройки" и "Сбербанка". Проект уже идет.
В первую очередь это большое количество развернутых специализированных торговых систем. Такая площадка – очень специализированный объект, причем специфики много в самых разных областях: ПО, процессы, технологии, безопасность.
Кадры
CNews: Ранее вы говорили о создании R&D-центра, о том, что "будете нанимать лучшие умы". Кем можете похвастаться?
Виктор Орловский: Мы их и нанимаем. Сейчас в центре работает 9 человек. В основном молодые и толковые ребята, амбициозные, с очень высоким IQ. Руководитель центра – Мирче Михаэску – был до прихода в "Сбербанк" вице-президентом в компании IBM и отвечал в IBM за R&D и инновации. У Мирче колоссальный опыт работы, багаж знаний, он уникальный, креативный человек, и мы очень рады его появлению в нашей команде. Скажу, что мы очень довольны тем, как стартовало это подразделение. Несколько очень интересных проектов сейчас стартовали. Но уверен, главные достижения еще впереди.
CNews: Конкретные результаты уже можете назвать?
Виктор Орловский: Нет, не назову, потому что это ноу-хау банка. Сейчас есть более 10-ти интереснейших проектов, над которыми мы работаем. Пожалуй, это может стать темой для отдельной статьи.
CNews: Хотя бы над чем думают?
Виктор Орловский: Обработка больших объемах данных (аналитика) – так называемая тема Big data, социальные сети (social media), работа с различными бесконтактными технологиями, биометрия.
CNews: Имеется в виду оплата с мобильного телефона? Такого плана?
Виктор Орловский: Да, в том числе, и не только.
Ярослав Третьяков, «Пульс»: Для HR цифровизация означает меньше бумажной рутины и больше фокуса на развитии сотрудников
CNews: С идеями, которые собраны вами методом краудсорсинга, это как-то связано? Какие идеи, что из краудсорсинга перешли в R&D-подразделение?
Виктор Орловский: Я сейчас не буду комментировать, давайте поговорим на эту тему отдельно. Итак получается очень много информации – читателю может и надоесть.
CNews: На CNews Forum и Алексей Широких, и Сергей Меднов выразили обеспокоенность тем, что "Сбербанк" как пылесосом прошелся по рынку и забрал все лучшие кадры на большие зарплаты. Как-то прокомментируете?
Виктор Орловский: Да, конечно. При огромном уважении к участникам конференции хочу подтвердить, что мы действительно ищем лучшие кадры на рынке. И, к моему большому сожалению, мы действительно будем эти лучшие кадры привлекать к работе в Сбербанке. Известный принцип, так хорошо описанный в книге г-на Коллинза "От Хорошего к Великому" – "сначала КТО, потом ЧТО" – не оставляет нам других опций. У руля каждого проекта должен стоять выдающийся менеджер, тот человек, который способен вытянуть проект. В "Сбербанке" не бывает простых задач, каждая задача превращается в сложную из-за объема и масштаба банка, а также из-за того, что в банке происходят сразу много непрерывных изменений. Еще одна аналогия для Сбербанка хорошо отражена в книге Стивена Спира "Догнать зайца" – мы развиваемся бурно сразу во многих направлениях. Выдающийся менеджер – это лидер, имеющий опыт, знания и компетенции, волю, в то же время способный делать вещи своими руками и не отрываться от земли. Но главное, это человек, способный учиться и воспринимать новое, понимающий, что он не на вершине, а у ее подножья, человек ценящий команду и понимающий ее роль. В большой степени менеджер в "Сбербанке" жертвует многим – длинные рабочие часы, мало выходных, "нервотрепка", ни одна компенсация для "обычного" человека этого не стоит. Но для человека, который хочет, оставить после себя след, который хочет научиться новому, хочет проявить себя нет места на свете лучшего, чем Сбербанк – я в этом глубоко уверен.
Наша зарплатная политика как в банке, так в "Сбербанк-Технологиях", не позволяет предложить какие-то компенсации выше рыночных. Мы еще раз после вашей публикации специально вместе с специалистами по компенсации и найму проверили, есть ли у нас перекос. Его нет. В любом случае, спасибо вам за статью и коллегам за критику – она полезна и заставляет взглянуть на вещи по новому.
Наша целевая задача – вырастить экспертов из молодых специалистов, создать собственную школу, вертикальные лифты и институт наставничества.
Рынок при этом имеет диапазон. Наша задача – брать людей во второй трети или третей четверти рыночного диапазона зарплат. То есть мы платим выше средней по рынку, но значительно ниже, чем на пике. Я вам приведу пример. Я не могу взять например, студента питерского университета или МГУ, победившего в олимпиаде по программированию. Я не могу его взять ни в "Сбербанк", ни в "Сбербанк-технологии", потому что ему надо платить такие деньги, которые мы не можем ему предложить. И есть ряд компаний на рынке, я сейчас не буду называть их, но это в первую очередь компании, связанные с разработкой сайтов, с интернет-технологиями, которые платят этим студентам очень высокие компенсации сразу же после студенческой скамьи.
Это отечественные компании. Мы с ними боремся за одних и тех же людей, но не в состоянии предложить аналогичные зарплаты. Так что наша задача – взять талант (может быть, не гений, но талант) и развить его. Одной из важных задач мы видим в том, чтобы брать не знаковых людей с рынка, а в первую очередь ориентироваться на талантливую потенциальную молодежь.