Разделы

Интернет Веб-сервисы

Традиционные компании перехватывают инициативу на европейском рынке B2B

29 мая компания The Boston Consulting Group (BCG) анонсировала результаты исследования "Традиционные компании перехватывают инициативу: ускоряя развитие электронной коммерции B2B в Европе" (Incumbents Take the Initiative: Harnessing the Power of Business-to-Business E-Commerce in Europe), основной вывод которого - покупатели и продавцы из ведущих европейских корпораций ожидают быстрого роста объема транзакций, осуществляемых при помощи интернета , несмотря на царящее на финансовых рынках всеобщее уныние по поводу B2B. "Хотя для большинства компаний процесс внедрения B2B протекает тяжелее и дольше, чем предполагалось, на сегодня около 20% менеджеров утверждают, что начинают получать реальные выгоды от своих ранних вложений в интернет-бизнес - такие как снижение издержек и сокращение времени проведения сделок," - отмечает Генри Элкингтон (Henry Elkington), вице-президент BCG и один из авторов отчета. - "Однако то, что мы наблюдаем сейчас - лишь начало. Реальная ценность инвестиций в закупки и продажи через интернет (e-procurement и e-sales) станет очевидна, когда электронные площадки выведут эффективность бизнеса на принципиально новый уровень и позволят осуществлять управление системами поставок и сотрудничество в области разработки продуктов."

Основные работы по исследованию - опрос более чем 2,300 европейских и около 200 российских менеджеров по продажам, закупкам и по управлению системами логистических функций (supply chain management), проводился в январе-феврале этого года. По Европе BCG прогнозирует рост объема электронной коммерции B2B в Европе с 200 миллиардов евро в прошлом году до 3.1 триллиона евро в 2004 году, что составит 21% от всего объема транзакций. В свою очередь это позволит европейским компаниям сократить отставание от американского рынка, где каждая третья сделка будет совершаться в режиме онлайн.

Объем транзакций

(1). Европа включает в себя Бельгию, Великобританию, Венгрию, Германию, Голландию, Данию, Испанию, Италию, Норвегию, Польшу, Португалию, Россию, Финляндию, Францию, Чешскую Республику, Швейцарию и Швецию.
(2) Кроме EDI
Источники: Eurostat, национальные комитеты по статистике Норвегии и стран Восточной Европы, Swiss Federal Institute of Technology, Prognos, интервью BCG с 1,085 менеджерами по закупкам, анализ BCG



Источники: Eurostat, национальные комитеты по статистике Норвегии и стран Восточной Европы, Swiss Federal Institute of Technology, Prognos, интервью BCG с 1,085 менеджерами по закупкам, Center for Advanced Purchasing Studies, Purchasing Magazine, US Bureau of Economic Analysis, WEFA Industrial Monitor, US Department of Commerce, US Bureau of the Census, анализ BCG

Сегодня большинство компаний в первую очередь запускают проекты по электронным закупкам (e-procurement) как самый быстрый способ снизить затраты. Однако и здесь не все компании достигают планируемого эффекта объясняется это тем, что компании не смогли перестроить процессы организации закупок, выбрали первую попавшуюся информационно-технологическую платформу или не адаптировали корпоративную культуру к новым условиям. Компании, преодолевшие эти трудности, сумели сократить временные затраты на проведение сделки на 30% и стоимостных - на 25%.

BCG рассматривает проекты е-procurement как первые ступени к освоению потенциала электронной коммерции B2B. Помимо снижения затрат на проведение сделок, электронная коммерция позволяет:
  • сместить акцент с цены на общую стоимость товара;
  • усовершенствовать отношения с клиентами и адаптировать предложение под конкретные запросы клиентов;
  • создать принципиально новые формы сотрудничества.
Респонденты ожидают роста электронной коммерции во всех отраслях

Вопрос в том, за счет чего произойдет этот рост и как извлечь из него выгоду?
(1) Другие виды деятельности включают в себя бизнес услуги, торговлю и аренду недвижимости, аренду оборудования и частную медицину
(2) Производство сырья включает в себя сельское, лесное и рыболовное хозяйства, добычу минералов и руд черных и цветных металлов
Источники: Eurostat, национальные комитеты по статистике Норвегии и стран Восточной Европы, Swiss Federal Institute of Technology, Prognos, интервью BCG с 1,085 менеджерами по закупкам, анализ BCG



Отчет выделяет шесть направлений, следуя которым компания может стать успешным игроком в электронной коммерции B2B:
  • Запускайте e-procurement - это первая ступень к более сложным проектам.
  • Используйте интернет для завоевания новых клиентов, а не только для установления более эффективных отношений с существующими.
  • Инвестируйте в технологические решения в соответствии с бизнес стратегией.
  • Не откладывайте инвестиции в сложные широкомасштабные проекты с долгосрочной отдачей.
  • Не рассчитывайте исключительно на публичные электронные торговые площадки.
  • Будьте готовы к серьезным внутренним изменениям.
Один из интересных выводов исследования - независимые торговые площадки в ближайшее время не будут представлять из себя реально работающий бизнес, по крайней мере лишь их малая часть. Таким образом, основное внимание будет сосредоточено на совместных проектах отраслевых консорциумов, основная цель которых будет не получение прибыли, а отработка инструмента для проведения транзакций. А на основе опыта, накопленного благодаря использованию электронных закупок и продаж, компании будут развивать электронные системы управления поставками и системы разработки продуктов, который радикально изменят бизнес и принесут долгосрочные выгоды.

Как уже отмечалось, в ходе работы над отчетом было выполнено исследование текущего состояния и потенциала B2B в России. Оно показало, что B2B в России находится на ранней стадии развития. Было обнаружено более пятидесяти действующих и анонсированных электронных торговых площадок, большинство которых созданы в металлургии и отраслях ТЭК. Однако не более трети площадок способны структурировать хотя бы часть сделки, и текущий объем транзакций на подавляющем большинстве платформ незначителен.

e-B2B проекты в России на раннем этапе развития
Большинство существующих проектов в металлургии и нефтяной отрасли


Межотраслевые В2В площадки создаются для стимулирования участия средних и малых игроков в электронной коммерции

Что самое интересное, несмотря на отставание, традиционные российские компании предсказывают рост проникновения B2B. Они ожидают, что объем электронных сделок будет расти более чем на 100% в год и достигнет 22.3 миллиарда евро к 2004 году, что будет соответствовать 12% общего числа сделок между компаниями. 87% респондентов утверждают, что до 2004 года они планируют инвестировать по крайней мере в одну электронную торговую площадку. Однако сегодня лишь немногие российские компании четко понимают, какая модель электронного бизнеса наиболее им подходит.

Чтобы оценить целесообразность различных моделей B2B, многие традиционные компании в настоящий момент запускают пилотные проекты. Частные торговые платформы, позволяющие осуществлять продажи в режиме онлайн (e-sales), - самая распространенная инициатива на сегодняшний день. Некоторые традиционные компании уже имеют опыт создания внешних сетей (extranets) для существующих и новых клиентов, и им удалось перевести до 75% сделок в режим онлайн. Почти половина опрошенных утверждают, что осуществляют закупки в режиме онлайн (e-procurement), однако их участие ограничивается приобретением офисного оборудования.

Как и в Европе, традиционные компании, а не чистые интернет-игроки, будут удерживать инициативу на рынке электронной коммерции в корпоративном секторе. Хотя две трети ранних B2B платформ созданы новыми интернет-компаниями, на очень немногих из них реально совершаются сделки. Некоторым удалось привлечь внимание крупных традиционных компаний, которые в настоящий момент пробуют себя в области электронной коммерции, однако почти все из них выражают явное предпочтение иметь собственные электронные платформы в долгосрочной перспективе.

Традиционная непрозрачность больших корпораций, а также неготовность делиться с конкурентами являются основными причинами неразвитости электронной коммерции B2B в России. Высокая степень концентрации и вертикальной интеграции ключевых российских рынков не способствуют стремлению игроков включить электронную торговлю в разряд первоочередных задач. Другими причинами медленного развития B2B в России является неготовность менеджмента к сложному процессу внедрения B2B, недостаток в IT-специалистах, хорошо понимающих бизнес-процессы, отсутствие интернет-законодательства и общий скептицизм, связанный с колебаниями NASDAQ.

Однако, несмотря на все сложности и неопределенность, традиционные российские компании понимают, что в долгосрочной перспективе электронная коммерция B2B одновременно представляет угрозу и открывает новые возможности. Они видят, как конкуренты делают первые шаги по внедрению B2B и некоторые уже сегодня добиваются значительных результатов. Вследствие этого многие начинают задумываться о необходимости включить B2B в бизнес планы и разработать стратегию электронной коммерции.



The Boston Consulting Group (BCG) - компания, работающая в области управленческого консультирования и сфере разработки бизнес-стратегии. Начиная с 1963 года, компания выполняла проекты для клиентов, работающих на всех мировых рынках и представляющих все основные отрасли экономики, разрабатывая и помогая им реализовать стратегии для достижения конкурентного успеха. В настоящее время BCG работает в 33 странах и 50 городах мира.
Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность