Разделы

Телеком Цифровизация Бизнес-приложения

Рынок ПО: Второе дыхание ASP

Павел Серафимович

Термин ASP (Application Service Providing) в последнее время несколько утратил свой ультрамодный блеск. Более того, этот былой блеск часто отпугивает потенциальных участников этого рынка. Можно утверждать, что за 2-3 последних года термин ASP принял на себя большое количество отрицательных эмоций, связанных с провалом соответствующих IT-проектов. Аналитики отмечают, что многие компании, выходящие на рынок аутсорсинговых услуг для малого и среднего бизнеса, старательно избегают термина ASP в своих пресс-релизах. В этом обзоре автор стремился показать жизнеспособность ASP-провайдинга, а также то, что ASP-модель не является чем-то застывшим, а динамично развивается.

Ряд экспертов считает, что ASP-рынок появился из-за необходимости аутсорсинговых компаний стандартизировать предоставляемые ими услуги. Напомним отличие ASP-модели от аутсорсинга. ASP-модель характеризуется отношением "один ко многим", т.е. ASP-провайдер предлагает всем своим клиентам заранее определенный набор решений. Аутсорсинг предполагает отношение "один к одному" между ASP-провайдером и его клиентами. Следовательно, каждое аутсорсинговое решение разрабатывается в соответствии с требованиями конкретного клиента. Выделившись из аутсорсинга в отдельное направление, ASP-рынок в дальнейшем, по мнению некоторых аналитиков, постепенно этим же аутсорсингом и поглотится. Использование ASP-модели предполагает, что клиентам будет достаточно базовой модели предлагаемого ASP-компанией бизнес-приложения. Однако исследование маркетинговой компании MetaGroup показало, что, как правило, требуется изменение 10% функциональности базовой ERP-системы, например, для приведения ее в соответствие с бизнес-процессами заказчика и внутренними форматами хранения данных. Такая подгонка функциональности бизнес-приложения не только увеличивает срок и стоимость внедрения ASP-решения, но и усложняет его дальнейшее сопровождение. Уже сейчас жизнь заставила большинство ASP-компаний существенно увеличить численность своих консалтинговых подразделений, сопровождающих процессы внедрения и интеграции ASP-решений данной компании для конкретного заказчика. Необходимость таких подразделений отрицалась ранее приверженцами "чистой" ASP-модели, что преподносилось как преимущество ASP-модели над моделью аутсорсинга. На ранних этапах развития ASP-рынка, называя своим потенциальным клиентам минимальную стоимость базового ASP-решения, многие компании повышали вероятность дальнейших недоразумений на этапе внедрения и сопровождения. Поэтому аналитики считают одним из самых значимых достижений в развитии ASP-модели выработку сравнительно точной модели ценообразования для ASP-решений. Причем, эта модель продолжает постоянно совершенствоваться.

Кроме этого, требуется развитие ASP-рынка и в других направлениях. Аналитики отмечают, что многие ASP-компании не имеют четко проработанных систем обработки транзакций, резервного копирования, внесения изменений в арендуемое бизнес-приложение.

По мере накопления опыта и стремясь соответствовать требованиям рынка, ASP-решения становятся все более разнообразными. Примечательная метаморфоза произошла с крупным веб-интегратором бизнес-приложений компанией Jamcracker. Начав в конце 90-х годов как ASP-провайдер, Jamcracker теперь превратилась фактически в биржу ПО. Если раньше компания предлагала своим клиентам относительно небольшой набор бизнес-приложений определенной категории, например ERP-систем, то теперь ассортимент значительно расширен. Jamcracker разработала систему, позволяющую на единой основе предоставлять в аренду бизнес-приложения от различных ASP-провайдеров. Это было расценено на рынке как усиление позиций Jamcracker, что позволило в прошлом месяце инвестировать в компанию $28,4 млн. Неплохой показатель для стартапа конца 90-х.

В последнее время на рынке корпоративного ПО появился еще один тип поставщика ASP-решений. Трудно предсказать, расширит или сузит это в дальнейшем ASP-рынок. Потенциальные клиенты ASP-провайдеров - IT-подразделения компаний - все более активно начинают использовать ASP-модель для внутрикорпоративного хостинга собственных приложений.

Реорганизация внутренних IT-систем компании в соответствии с ASP-моделью является сложной задачей и технологически, и организационно. Поэтому многие компании обращаются за помощью к специалистам ASP-провайдинга, таким компаниям, как IBM, New Moon Systems, Citrix.

"За последнее время количество таких клиентов существенно возросло, - отмечает Реж Гориеши (Reza Ghorieshi), ведущий консультант корпорации IBM по вопросам электронного бизнеса и одновременно глава комитета по обмену опытом (Best Practices) в ASP Industry Consortuim. - Уже прошла первая итерация попыток реализовать ASP-модель на практике. Среди этих попыток были и успешные, и неудачные. Колебавшиеся ранее IT-менеджеры теперь располагают подробной информацией и видят возможные количественные и качественные выгоды от внедрения ASP-модели в их компании. Кроме этого, у компаний появляется возможность вернуть хотя бы часть средств, вложенных в разработку ПО для нужд компании, путем предоставления ASP-услуг другим отраслевым компаниям".

Компания New Moon в прошлом году изменила направленность своей маркетинговой политики. При продвижении на рынок своего Windows Terminal Server под названием Canaveral компания ориентируется теперь, в основном, на конечного потребителя ASP-решений вместо ASP-провайдеров.

После выпуска Canaveral в октябре 2001 года New Moon зафиксировала 800 загрузок пробной версии сервера с сайта компании и заключила несколько сделок с крупными американскими и европейскими компаниями и банками. Президент New Moon Марк Лов (Marc Lowe) утверждает, что несколько европейских банков нашли в Canaveral замену решению MetaFrame от Citrix. Продвигать Canaveral на рынок взялась дистрибьюторская компания Unique Cooperative Solution Inc. (USCI), которая занимается продвижением ПО от Citrix. USCI намерена продать в ближайшем месяце не менее 50 копий Canaveral.

Некоторые аналитики считают, что внедрение ASP-модели внутри компании является естественным продолжением использования единого пользовательского интерфейса для различных клиент/серверных приложений компании. Такой интерфейс для Windows, построенный на базе решений от Citrix, используют 99 компаний из списка Fortune 100. ASP-модель позволяет избавиться от жесткой структуры, присущей корпоративной WAN, и добиться действительно совместного доступа к данным внутри компании.

Стремление IT-подразделений компании повысить свою эффективность за счет использования ASP-модели обусловлено также возросшей конкуренцией с внешними ASP-провайдерами. В условиях экономического спада, когда компании тщательно просчитывают издержки, IT-подразделения должны постоянно доказывать свою необходимость, борясь порой за собственное выживание. Развитие ASP-отрасли потребовало выработки стандартов, так называемых соглашений об уровне обслуживания SLA (Service Level Agreements). Теперь, используя SLA, руководство компаний имеет возможность более объективно оценить качество работы собственных IT-подразделений.

Использование ASP-модели внутри компании становится все более актуальным в последнее время также из-за необходимости поддерживать постоянно появляющиеся новые типы клиентских устройств у сотрудников и клиентов компании, таких, как лэптопы, PDA, мобильные телефоны. Внедрение ASP-модели в этом случае позволяет IT-подразделениям быстрее и с меньшими затратами реагировать на изменение клиентской базы.

Ипотека для ИТ-специалистов: что важно знать
Поддержка ИТ-отрасли

ASP-провайдеры постоянно расширяют ассортимент предлагаемых ими решений и не ограничиваются арендой бизнес-приложений. Примером ASP-аренды наукоемких приложений является проект корпорации HyperDynamics. Эта компания совместно с Prime GeoSience открыла портал для удаленного использования приложений для обработки геофизических данных. До 1 тыс. геофизиков могут одновременно пользоваться приложением PrimeView от компании Prime GeoSience для записи, обработки, интерпретации и визуализации сейсмических данных. Стоимость такой ASP-услуги составляет примерно $200 в день для одного пользователя.

Российский ASP-рынок только формируется. Вот мнение Ирины Ланиной, директора по маркетингу компании Navision CIS: "Бум ASP-модели в мире пришелся на 1999-2000 гг., когда огромные надежды инвесторов были связаны с развитием интернета и электронной коммерции. Но любая эйфория проходит и наступает спад - как и получилось на Западе. По счастливой случайности, России удалосьминовать период резкого взлета и резкого падения интереса рынка к ASP-модели, которая на тот момент была далека от совершенства и не несла в себе какую-либо тщательно продуманную бизнес-модель".

Участники российского ASP-рынка отмечают трудности с которыми им приходится сталкиваться. Среди них - непрозрачность финансовой отчетности российских компаний, нестабильность и сложность налогового и бухгалтерского законодательства, недостаточное развитие страховой базы, высокая стоимость широкополосных каналов доступа в интернет, отсутствие необходимых приложений для сдачи в аренду российским компаниям, отставание технической инфраструктуры российских компаний.

Наиболее перспективными потенциальными клиентами российских ASP-провайдеров, по мнению участников российского ASP-рынка, являются компании различных вертикальных рынков, государственные учреждения, компании, занимающиеся электронной коммерцией, высокотехнологичные компании, производящие ПО и "железо".

Игорь Беляк, Directum: Все умеют распознавать документы, но мало кто знает, что с ними делать дальше
Искусственный интеллект

Среди российских ASP-проектов следует отметить DATA FORT - совместный проект компаний IBS и Cable&Wireless по оказанию услуг в сфере аутсорсинга IT-решений (аренды приложений и инфраструктуры). Компания DATA FORT сейчас работает с несколькими производителями ПО. В прошлом месяце, например, было объявлено о начале совместной с представительством Oracle Corporation в странах СНГ маркетинговой программы по продвижению услуг удаленного доступа к СУБД Oracle9i на условиях аренды. Целью этого проекта является предоставление возможности использовать СУБД Oracle компаниям с небольшим IT-бюджетом, которые раньше не могли себе позволить покупку данного ПО или использовали его нелегально. Предполагается, что наибольший интерес данная услуга может представлять для торговых организаций, поддерживающих сайты с элементами торгово-закупочных площадок, компаний, для которых критично постоянное обновление данных через интернет, например, финансовых и брокерских компаний. Дина Нуркаева, менеджер по маркетингу компании DATA FORT, осторожно оценивает перспективы развития ASP-рынка в России: "Я бы сказала, что главным событием на этом рынке в 2001 году стало то, что он появился. В этом году не следует ожидать чего-либо существенного. Рынок продолжит формироваться и будет слабо расти. Возможно, появятся 3-4 серьезных проекта. Заметного подъема стоит ожидать в 2003-2004 годах при условии стабильного роста экономики. Начиная с января 2002 года нами подписано и разрешено к публичному объявлению 2 контракта на аренду приложений сложного уровня: аренда систем Navision (класс ERP) и система SupportWizard (класс Call Tracking). Примерно половина из обращающихся к нам за демо-доступом к различным приложениям в 2001 году на вопрос анкеты о характере интереса отвечают: "Интересна сама модель ASP. Хочу проверить работоспособность бизнес-приложений при удаленном доступе". Остальные - рассматривают возможность аренды или покупки систем, изучают возможности переноса на внешний хостинг и т.д.".

Другим совместным проектом компании DATA FORT является ASP-провайдинг ERP-системы от компании Navision. Ирина Ланина, директор по маркетингу компании Navision CIS, считает, что наступило подходящее время для продвижения ASP-решений в России: "Сейчас российские предприятия начинают потихоньку понимать преимущества ASP-модели, среди которых - реальная возможность работы с дорогими, ранее недоступными, приложениями; отказ от закупки сложного дорогостоящего оборудования и найма квалифицированного IT-персонала; безопасность конфиденциальной информации и многие другие. Как следствие, компании получают больше времени на управление самим бизнесом. С другой стороны, крупные разработчики ПО принимают активное участие в продвижении ASP-модели, так как ASP-рынок очень интересен для традиционных вендоров ПО. Так что в ближайшее время можно будет наблюдать популяризацию ASP-модели самими производителями программного обеспечения. Компания Navision в России одной из первых стала предлагать в аренду свои ERP-системы. Начата реализация проекта по предоставлению услуг удаленного доступа к ERP-системе Navision Attain для российского представительства компании Gedore Werkzeuge GmbH - одного из крупнейших мировых производителей профессионального слесарно-монтажного инструмента. Предложенная ASP-провайдером DATA FORT модель аренды позволит Gedore Werkzeuge оптимизировать вложения в автоматизацию деятельности по планированию и управлению ресурсами организации, снизить риск непредвиденных затрат и сократить расходы по общей стоимости владения решением".

Интересным является также проект Outline3d.ru компании ParallelGraphics. Рассказывает Александр Пивоваров, директор по маркетингу компании ParallelGraphics: "Мы стали предлагать ASP-услуги с начала этого года. Речь идет о сервисе Outline3d.ru. Первым клиентом стала компания "Атлас Люкс", которая продает кухни. При помощи Outline3d они смогли предоставить клиентам самостоятельно выбирать и планировать кухонные наборы, сидя дома. Сразу после объявления к нам пришли еще несколько компаний из разных областей со словами "мы хотим сделать у себя похожее решение для наших клиентов". Мы не говорили с ними про ASP-услуги. Мы говорили о самой услуге - создании интерактивного 3D-решения на сайте клиента. ASP- это только одна из возможных форм реализации решения. Именно поэтому многие ASP-решения мы просто не идентифицируем как ASP-услуги".

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция CNews.ru готова рассмотреть к публикации материалы (статьи), подготовленные специалистами вашей компании, по следующим темам:

  • Рынок корпоративного ПО;
  • Сеть и безопасность (информационная безопасность);
  • Digital Life (цифровые устройства);
  • Рынок телекоммуникаций;
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес).

Авторство и указание компании будет сохранено.

Ждем Ваши предложения и заявки по адресу marketing@cnews.ru.