Разделы

Телеком Техника

"Родной" номер при смене оператора: когда в России?

Во многих странах мира становится нормой не менять номер своего мобильного телефона при смене оператора и типа самого аппарата. Это возможно — в Сингапуре, Гонконге, Корее, Австралии, странах Западной Европы; недавно стало доступно в Америке; скоро — в Тайване, Японии, Восточной Европе и, возможно, в России. Правда, несмотря на то, что Министерство ИТ и связи РФ отказалось от нейтралитета в этом вопросе, чиновники предпочитают не комментировать сроки вывода услуги на рынок.

Кому в силу тех или иных обстоятельств (а чаще из-за ввода новых тарифных планов и предложений) не приходилось менять оператора сотовой связи, а соответственно, и номер? А затем заново обзванивать своих родственников, друзей и деловых партнеров, сообщая новую контактную информацию… Но между тем, развитие технологий в современных системах связи позволяет сохранять номер даже при смене оператора.

В различных странах на трех континентах земного шара абоненты с давних (или недавних пор — в разных странах по-разному) используют Number Portability, переключаясь от оператора к оператору и при этом сохраняя свой первоначальный номер. Услуга, дословно, портативного номера, теоретически разделяется на обычную — для пользователей традиционной проводной связи; подвижную (mobile) — для пользователей сотовой связи; общую — для пользователей сотовой и проводной связи, в частном (локальном) случае ограниченных географической зоной нумерации. Поскольку в техническом русском языке отсутствует термин, определяющий название услуги, а также классификация, то, избегая ошибочного перевода, речь пойдет о Mobile Number Portability (MNP, «переносимость мобильного номера»).

Переадресация: безо всяких шуток

1-е апреля 1997 г. может считаться датой рождения услуги, постоянно вызывающей массу споров среди основных игроков телекоммуникационной индустрии. В этот день на территории небольшого города-республики Сингапур вступила в действие MNP. Маленький рынок и отсутствие жесткой конкуренции (дуополия операторов M1 и SingTel) позволила внедрить простое техническое решение — переадресацию вызовов.

Гонконг, самый конкурентный (шесть действующих операторов сотовой связи трех стандартов) рынок Азии, пошел более основательным путем. Начало этому положила работа исследовательской группы Ovum, проведенная по заказу Уполномоченного офиса электросвязи OFTA еще в первом квартале 1994 г. для внедрения услуги среди традиционных проводных операторов связи. Утвердив сроки и технические требования, услуга стала предоставляться в начале 1997 г. Основой для технического решения стала платформа Интеллектуальной сети (IN). Уже через полгода OFTA стал работать над внедрением MNP, разослав для обсуждения технические требования. После жарких дебатов 1 марта 1999 г. Гонконг в очередной раз подтвердил репутацию самого либерального телекоммуникационного рынка, дав коммерческий старт MNP.

Помимо упомянутых территорий, к настоящему времени MNP действует в Корее и Австралии. В 2005 г. к ним присоединится Тайвань, а еще через год — Япония и Новая Зеландия.

Европа полностью перейдет на MNP

Пионером MNP в Европе стали самые либеральные страны континента — Великобритания (1998 г.) и Голландия (1999 г.). К настоящему моменту данной услугой воспользовалось1 более 1,6 млн. и 300 тыс. абонентов соответственно.

Внимание! CNews.ru предлагает аналитические отчеты:
«Анализ состояния и тенденций развития сетей сотовой связи».
«Потребительские предпочтения клиентов магазинов по продаже мобильных телефонов в Санкт-Петербурге»

CNews.ru сообщает о подготовке аналитического обозрения «Рынок сотовой связи 2004 г.».
Содержание обозрения размещено здесь, выпуск обозрения намечен на последнюю неделю июля.

Дальнейшим толчком к развитию NP на территории Европейского Союза стала выпущенная в 2002 г. директива под номером 22. Статья 30 этой директивы предписывает внедрение NP, в том числе и для пользователей сотовой связи, к 25 июля 2003 г. Директива распространяется и на новых членов Евросоюза, вступивших в него 1 мая 2004 г. Эти страны, не успев привести свое телекоммуникационное законодательство в соответствие с требованиями к дате вступления, уже получили предупредительные письма из Еврокомиссии. Таким образом, следует ожидать, что к концу этого года MNP распространит свое действие и на страны Восточной Европы.

Америка: не все сразу

Либерализация некогда монопольного американского рынка связи добралась и до сохранения номеров абонентами. Утвержденная Телекоммуникационным актом еще в 1996 г. в качестве одного из способов развития конкуренции, в 1998 г. местная (Local) NP стала доступна на рынке традиционной проводной связи. Но ее распространение на действующих сотовых операторов растянулось на годы.

Особенностью NP в США является ее локальный характер, и сменить оператора, сохранив номер, можно только в пределах географической зоны нумерации, ограниченной одним или парой трехзначных кодов (аналог российских междугородных кодов городов и областей). Например, пользователь, использующий номер в Чикаго, не сможет сохранять его, подключаясь к сети другого оператора в Лос-Анджелесе.

Первоначально Федеральная комиссия по связи (FCC — аналог российского Минсвязи) предписала сотовым операторам внедрить функцию к 30 июня 1999 г. Затем срок перенесли на 31 марта 2000 г., но и этот шаг не поставил точку. Операторы оспаривали решения и сроки внедрения, ссылаясь на колоссальные расходы (суммарная оценка доходила до полутора миллиардов долларов), и выиграли очередную паузу, пролоббировав перенос сроков на 24 ноября 2002 г. Таким образом, они не оставляли надежды спустить процесс «на тормозах». Гордо отрапортовав, что и в 2002 г. местная NP еще не будет поддерживаться, операторы вызвали всеобщее негодование потребителей, представленных многочисленными ассоциациями.

Уступив давлению пользователей, Федеральная комиссия по связи установила 100 Приоритетных лицензионных зон (территорий, на которые распространяется действие лицензии). Здесь LNP на сетях сотовой связи должны были внедрить к 24 ноября 2003 г. Указание подкрепили обещанием штрафовать всех неуспевающих. На остальной территории США операторы обязаны были внедрить LNP к 24 мая 2004 г. Но и эти распоряжения оспаривались. Последней попыткой перенести внедрение LNP стала подача в суд жалобы крупнейшего сотового оператора Verizon Wireless на FCC, обосновывавшего свои требования и без того «большим уровнем перехода абонентов от одного оператора к другому». Этот оператор заявил, что не видит необходимости в исполнении требований Комиссии. Но суд не признал требования Verizon законными. Была отклонена и последующая апелляция.

MES по-русски: чем заменить зарубежные системы управления производственными процессами
Цифровизация

Обеспечение работоспособности

Если техническая сторона вопроса регулируется специальными стандартами и рекомендациями (например, TIA в США или ETSI в Европе), четко определяющими взаимодействие сетей, то организационная сторона процесса обычно гораздо более расплывчата.

Для абонента процесс перехода от одного оператора может занимать от одного часа до двух дней. Специальный стандарт, разработанный Ассоциацией сотовой индустрии Америки CTIA, предусматривает завершение процесса в течение 150 минут. Но на практике это может оказаться гораздо дольше, поскольку в процесс вовлекаются не только взаимодействующие операторы, но и промежуточные инстанции, как, например, база данных номеров MNP. Помимо центральной базы данных, могут существовать и ее местные варианты для выделенных географических зон. Для упрощения задачи технической реализации крупный оператор может иметь и собственную базу данных MNP.

Как один из вариантов, процесс переключения номера может выглядеть следующим образом. Абонент при подключении к новой сети подает заявление оператору с просьбой о сохранении номера. Оператор уведомляет конкурента о переносе номера в свою сеть. В установленный срок запрошенный оператор должен подтвердить или, если предусмотрено стандартом, отложить процесс и запросить дополнительную информацию. При наличии подтверждения оператор сети, принимающий абонента, уведомляет администратора базы данных номеров MNP о начале процедуры переноса номера. На этом этапе важно определить момент, когда прекращается тарификация и расчет абонента в его бывшей сети. Для завершения процесса администратор базы данных должен получить подтверждения от взаимодействующих операторов о завершении процесса с указанием числа и времени.

Чем заменить иностранные ECM
Импортонезависимость

Россия: Минсвязи занимает позиции

Министерство ИТ и связи России, главный защитник интересов лоббистов отрасли, в редакции утвержденного в прошлом году Закона «О связи» крайне скупо упомянуло о возможностях абонента по сохранению номера. Ст. 45 гласит, что абонент «вправе требовать», а оператор «обязан», с оговоркой о «технической возможности», «переключить абонентский номер на абонентскую линию в помещении, расположенном по другому адресу и находящемся во владении данного абонента». Но говорить о сохранении номера при переходе от одного оператора к другому вряд ли возможно.

С одной стороны, сохраняемая монополия «Связьинвеста» свидетельствует о нецелесообразности внедрения услуги на фоне неконкурентной среды. С другой стороны, конкуренция между сотовыми операторами на быстрорастущем рынке мобильной связи говорит, что время внедрения MNP давно назрело.

Российские сотовые операторы на словах заверяют о своей готовности внедрить MNP, но очевидно — это не более чем декларация намерений и акции для поднятия собственного имиджа. На настоящий момент, за исключением технических проработок оператора МТТ («Межрегиональный ТранзитТелеком» — через эту компанию должны пропускать трафик все сотовые операторы), вряд ли можно говорить о каких-то серьезных подвижках в этой области. Только на выработку процедур и стандартов может уйти больше года, и еще примерно столько же — на техническое внедрение. Учитывая опыт других стран и сложность технических решений, можно оценивать общий срок внедрения услуги от полутора до двух лет.

Представители Министерства информационных технологий и связи РФ в конце второго квартала заявили, что поддерживают внедрение MNP. Очевидно, что здесь требуется специальное постановление правительства (конкретизирующее закон «О связи») или согласованный приказ Минсвязи. Но в Минсвязи ничего не сообщают о подготовке таких документов. По-видимому, профильному министерству не стоит откладывать это решение в долгий ящик (как было с сертификацией мобильных телефонов). Пора, засучив рукава, начинать работать над проблемой, и делать это надо прямо сейчас. Новое Министерство информационных технологий и связи РФ, как регулятор и страж интересов отрасли, обязано в кратчайшие сроки определить политику и сроки внедрения этой функции. Такое решение пойдет на пользу не только потребителям, но и рынку мобильной связи в целом. Эксперты считают, что введение MNP только усилит конкуренцию на сотовом рынке.

Алексей Синчуков / CNews.ru


1Но в Европе, в целях защиты от демпинга и агрессивных маркетинговых акций по «перетягиванию» абонентов, операторы, как правило, взимают разовую плату — около 5-10 евро с абонента, уходящего к конкуренту. С другой стороны, оператор, «принимающий» абонента, платит около 15 евро тому оператору, от которого абонент перешел.