Спецпроекты

Константин Зайцев: Мировой опыт автоматизации напрасно отождествляют с Западом

Интеграция Бизнес-приложения
На российском рынке автоматизированных систем управления предприятием сегодня существует не так много компаний, сохранивших за длительный период работы верность своим разработкам, продвигающим и внедряющим исключительно собственные решения. Компания «Информконтакт», являясь одновременно и разработчиком, и интегратором, справляется с обеими задачами достаточно успешно. О специфике программного продукта компании - «Системы Alfa», об особенностях его внедрения в интервью CNews рассказывает технический директор компании «Информконтакт» Константин Зайцев.

CNews: Ваша компания шла по тому же пути, что и другие российские разработчики корпоративного ПО: начав с создания заказных программ для автоматизации бухгалтерского и складского учета, вы пришли к разработке собственной ERP-системы. Почему для вашей компании этот путь оказался более приемлемым, чем поворот к внедрению популярных западных систем?

Константин Зайцев: Поворот к разработке собственной системы произошел после того, как мы увидели, что количество заказчиков возросло, когда пришло понимание, что та технологическая платформа, те проектные решения, которые заложены в основу системы, достаточно перспективны и конкурентоспособны. Как полноценное решение, а не как заказная разработка, наш продукт «Система Alfa» оформился в середине девяностых. В то время западные вендоры еще не были широко представлены в России. Да и российские компании тогда только выходили на рынок автоматизации с полноценными системами.

Что касается поворота к внедрению «западных», «популярных» систем в настоящее время, то тут есть два аспекта. Во-первых, сейчас объективно трудно сравнивать российские и западные системы – большая часть разработок имеет схожий функционал. Разница – в деталях реализации и технологических платформах. Западные компании ведут в России достаточно агрессивную маркетинговую политику, преподнося свои разработки как продукты, вобравшие в себя весь мировой опыт. И у многих наших соотечественников мировой опыт автоматизации стал отождествляться с Западом. Я с этим не согласен, считаю, что наши разработки не только не хуже, но и по ряду аспектов лучше. Да и в части мирового опыта не стоит забывать, что АСУП на заводах и фабриках Советского Союза во многом превосходили западные аналоги.

Во-вторых, начиная длительный проект (а внедрение полноценной системы управления на крупном предприятии длится не один год), заказчик, как правило, выбирает себе полноценного партнера по бизнесу. Поэтому достаточно сложно работать на корпоративном рынке, и, помимо собственной системы, продвигать другие разработки. Возникает недоверие со стороны заказчиков к вашему собственному решению, резонные вопросы: «Может быть, они не уверены в своем продукте или собираются прекратить его развитие?..»

Зайцев Константин Викторович

Технический директор компании «Информконтакт»

Константин Зайцев родился 21 октября 1975 года в Москве.

В 1998 году окончил МИФИ, факультет кибернетики, по специальности «Прикладная математика».

В компании «Информконтакт» работает с 1995 года.
До 1998 года являлся менеджером по продажам коммерческого отдела компании.
В 1998 – 1999 гг. возглавлял направление сопровождения пользователей «Информконтакта».
С 1999 по 2002 год г-н Зайцев руководил корпоративным проектом внедрения.
В 2002-2003 гг. возглавлял направление заказных разработок компании.
С 2003 года по настоящее время Константин Зайцев является техническим директором компании «Информконтакт», отвечает за единую стратегию развития и внедрения продукта «Система Alfa».

Г-н Зайцев увлекается русским бильярдом.

В целом, я как технический специалист, как сотрудник компании «Информконтакт», могу сказать одно: нам нравится разработанная нами система, нам интересно заниматься своим делом, и если мне предложат продвигать «чужой» продукт – я на это точно не соглашусь.

CNews: Ваша компания – и разработчик, и интегратор в одном лице. Насколько оправдана с экономической точки зрения такая модель ведения бизнеса? Нет ли желания отдать на откуп компаниям-интеграторам часть проектов по внедрению, сформировать партнерскую сеть и т.п.?

Константин Зайцев: Естественно, мы не пытаемся выполнять все проекты своими силами. Однако в большинстве случаев на нашем рынке корпоративные клиенты изначально хотят работать напрямую с поставщиком программного продукта. Для них это связано с определенными гарантиями качества, уверенностью в конечном результате. Именно такие проекты преимущественно ведет наша компания.

С другой стороны, мы заинтересованы в развитии клиентской базы предприятий среднего бизнеса, а без региональных партнеров эта задача вряд ли может быть решена. Понимая это, еще в прошлом году мы выпустили новый комплекс бизнес приложений Alfa Express, построенный на общей платформе «Системы Alfa» и ориентированный на автоматизацию предприятий среднего бизнеса. Данная платформа позволяет наращивать функционал, не нарушая сложившуюся бизнес-логику. Внедрение и сопровождение этого решения ведется, как правило, силами партнеров.

Что касается принципов формирования региональной сети, то мы не стремимся к большой численности партнеров, уделяя внимание их тщательному выбору. Мы ориентируемся на сильные компании, которые могут представлять наши интересы в регионах в долгосрочной перспективе. Выбираем людей, с которыми, как нам кажется, сможем вместе вести бизнес в ближайшие годы.

Сейчас компании-партнеры работают в Перми, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Белгороде, Нижнем Новгороде, Москве. В некоторых регионах, где мы пока еще не нашли достойные компании, создаем собственные представительства. Сейчас они есть в Воронеже, Челябинске. В ближайшее время планируем открыть офис в Томске. Но в любом случае, мы работаем с партнерами и привлекаем их к выполнению проектов. В принципе, этих ресурсов хватает: я уже отмечал, что мы не гонимся за массовостью. В дальнейшем число партнеров возрастет, но не думаю, что намного. Мы заинтересованы в одном сильном представителе в регионе – не более того.

CNews: Какую долю в российском сегменте ERP-решений сегодня занимает разработанный вами продукт - Система Alfa? Какова динамика внедрения системы? Спектр каких потребностей заказчиков покрывает эта система?

Константин Зайцев: Конечно, мы не занимаем лидирующих позиций, если говорить про обороты в денежном выражении. У нас нет большого маркетингового бюджета. Однако в некоторых отраслях мы занимаемся одни из ведущих позиций. Мы не стремимся продавать систему в больших количествах (во многих случаях коробка так и будет стоять на полке в службе АСУ), а ориентируемся на крупные и средние предприятия, которым важен результат внедрения и долгосрочные партнерские отношения.

В прошлом году мы приступили к реализации четырех крупных проектов. Наиболее интересный их них - в Томске, на «Сибирском химическом комбинате» (это предприятие Минатома РФ).В рамках этого проекта уже сдано в промышленную эксплуатацию несколько автоматизированных участков. Параллельно мы выполняли ряд проектов среднего уровня, длительность которых составляла от шести месяцев до года.

В 2000-2003 годах нами было осуществлено внедрение «Системы Alfa» на «Сильвините», целью проекта было создание полноценной корпоративной ИС. Проект получился очень масштабным: на этом предприятии 5 структурных подразделений, ведущих самостоятельный баланс, около 15 тыс. сотрудников, более 1 тыс. автоматизированных рабочих мест. Сейчас мы вместе со специалистами предприятия расширяем функционал системы, подключая новые области. В прошлом году закончили автоматизацию участка «Расчет заработной платы».

Что касается потребностей клиентов, то еще лет десять назад можно было сказать, что та или иная система российского производства не имеет необходимых возможностей. Сейчас работать на корпоративном рынке и не обладать тем или иным функционалом нельзя. В части охвата предметных областей все основные продукты практически равны. Если у разработчика нет готового решения, о котором заказчики только задумываются, то на этом рынке он долго не продержится. Работая столь конкурентном рынке, мы стараемся на два шага опережать потребности наших клиентов. С точки зрения управления предприятием «Система Alfa» достаточно динамично развивается: у нас есть решения по производству, техобслуживанию и ремонтам оборудования, финансовому планированию, бюджетированию и т.д.

CNews: В чем отличие вашей методологии «бесшокового» внедрения ERP-системы от принципов, декларируемых другими разработчиками? Как правило, параллельный учет данных в «старой» и «новой» системах сегодня характерен для большинства проектов по автоматизации управления предприятиями…

Константин Зайцев: В данном случае вопрос несколько шире: речь идет об адаптивности системы. Часто проект ведется следующим образом: принятое руководством решение не учитывает и интересов в плане удобства каждодневной работы рядовых пользователей. Усложняется подготовка отчетов, выкидываются привычные и совершенно необходимые для конкретных исполнителей вещи.

Наша компания, внедряя систему, ориентируется, в том числе и на исполнителей, стремится обеспечить комфорт на каждом рабочем месте. Если сотрудника компании-заказчика обяжут вводить данные параллельно основному учету еще в одну систему, а в начале работы он не обнаружит в системе привычных мелочей, на порядок облегчавших работу (например, невозможно определить, в какое дело подшит документ), то для служащего автоматизация станет шоком.

Иногда такой подход приводит к комичным результатам: я недавно был на одном предприятии, где сотрудники тайком от руководства продолжали пользоваться старой системой, так как новая не имела ряда нюансов, без которых взаимодействие со смежным подразделением было чрезвычайно осложнено. Поэтому первая составляющая нашего подхода – это реализация за счет адаптивности систем тех нюансов, которые бы позволили эффективно организовать работу на каждом рабочем месте. В состав поставки входит модуль Alfa-Configurator, позволяющий расширять и адаптировать логику работы с бизнес-объектами. Это дает возможность легче ввести систему в эксплуатацию и высвободить рабочее время исполнителей за счет упрощения ввода и обработки информации.

Вторая составляющая «бесшокового» внедрения заключается в том, , что благодаря возможностям технологической платформы Alfa-ESP в процессе выполнения проектов осуществляется постепенный переход от использования старого программного обеспечения к новой системе. Данные автоматически попадают и в старую, и в новую базы, что дает возможность избежать двойного ввода, сохранив при этом работоспособность обеих систем и прежний порядок деятельности. Такая интеграция проводится по решению заказчика, и ненадолго (на 5-10%) удлиняет сроки проведения проекта, но не приводит к его серьезному удорожанию при наличии на предприятии сильной службы АСУ.

Как правило, большинство крупных компаний идет на такие временные затраты, сохраняя как работоспособность предприятия, так и лояльность персонала, и не увеличивая при этом затраты на оплату труда за сверхурочную работу специалистов. Для предприятий, где реализуются короткие проекты, такие проблемы нехарактерны: при сроке проекта в 6-9 месяцев можно и потерпеть двойной ввод на определенных участках.

Последняя составляющая «бесшокового» внедрения – это проведение работ в целом по проекту и по каждому из участков в соответствии с технологией, основанной на российских и международных стандартах создания информационных систем и управления проектами. Можно было бы не акцентировать внимание на данном аспекте, однако существует достаточно много примеров, когда попытка ввода систем в эксплуатацию без периода тестирования (по принципу «настроили – запустили») заканчивается тем, что большая часть настроек переделывается, а учет приходится нагонять в авральном порядке, вернувшись к использованию старого программного обеспечения. Поэтому «бесшоковое» внедрение – это не только отсутствие двойного ввода при параллельном учете, но и обеспечение комфортного режима и удобства работы - как в процессе внедрения новой информационной системы, так и при ее эксплуатации.

CNews: Многие западные вендоры, говоря о преимуществах своих продуктов, отмечают возможность их интеграции с системами других разработчиков. Как вы оцениваете уровень интегрируемости Системы Alfa по сравнению с разработками отечественных и зарубежных конкурентов?

Константин Зайцев: Если пять лет назад модно было говорить, что на предприятии «лоскутная» автоматизация, а ERP-системы несут комплексность и единое информационное пространство, то сегодня даже разработки, выполненные силами отделов АСУ заказчиков, – это во многом интегрированные системы. Любая компания-исполнитель вынуждена в процессе внедрения новой функциональности либо идти по пути интеграции систем, либо создавать (и мы этим также занимаемся) аналитические надстройки над обеими системами, пытаясь сохранить единство данных при внедрении.

На рынке, наверно, не осталось систем, которые не имеют встроенных средств интеграции. Вопрос состоит только в качестве и развитости данных инструментов. Если говорить об интеграции данных (например, информации из АСУТП-системы в ERP), то возможности нашей технологической платформы Alfa-ESP позволяют это легко реализовать. Если нужна интеграция на уровне бизнес-процессов, оформления документов в режиме он-лайн, то это также возможно. В состав платформы входит документально описанное API. Например, для подготовки решения по интеграции системы управления проектами Primavera с нашим модулем управления договорной деятельностью потребовалось менее двух недель.

Учитывая, что акцент в развитии системы делается на расширении ее функциональности, мы поставляем готовые профильные решения, покрывающие определенную специализированную область, например - управление техническим обслуживание и ремонтами. В сочетании с адаптивными возможностями «Системы Alfa» решение для предприятия, испытывающего потребность в данном функционале и считающего наше предложение наиболее подходящим, может быть найдено и в интеграции с уже используемой разработкой конкурентов. Однако все-таки мы предпочитаем комплексно внедрять свою систему. Интеграция обычно производится со специализированными разработками для специфических бизнес-процессов заказчиков, например, с автоматизированной системой расчетов с абонентами за услуги связи.

CNews: Каков подход вашей компании к созданию отраслевых решений? В каких сферах экономики Система Alfa наиболее популярна? Какие отрасли являются для «Информконтакта» ключевыми на ближайшие годы?

Константин Зайцев: Мы стремимся создавать наборы готовых решений, но они, скорее, не отраслевые, а функциональные, т.е. обобщающие, например, лучшие схемы финансового учета или складской логистики. Конечно, в вопросах производственного учета и планирования эти решения носят выраженную отраслевую окраску.

Основная задача функциональных решений – предложить заказчикам определенные шаблоны, включающие в себя как настройки «Системы Alfa», так и успешные управленческие методики, помогающие быстро решить существующие на предприятиях задачи. Гибкость функционального позволяет провести «тонкую» настройку под задачи конкретного предприятия. По сути, это референтные модели, аккумулирующие в себе опыт заказчиков и консультантов. Применение таких моделей позволяет значительно снизить сроки проведения проектов и обеспечить гарантированное качество решений.

В числе наших ключевых отраслей – пищевая, добывающая, химическая промышленность. Мы также работаем в крупных холдинговых компаниях, связанных с торговлей ТНП. Полтора года назад мы стали активно развивать решения, направленные на автоматизацию машиностроительных предприятий. Расширение присутствия в данной отрасли(помимо тех областей, где мы давно работаем) станет для нас приоритетной задачей на ближайшие два года.

CNews: Одна из областей деятельности вашей компании – ИТ-консалтинг. Какую долю он занимает сегодня в общем обороте «Информконтакта»?

Константин Зайцев: Последнее время под ИТ-консалтингом понимаются все вопросы, касающиеся автоматизации предприятия. Если смотреть с этой точки зрения, то консалтинг занимает где-то 70% нашего оборота. Оставшиеся 30% - это непосредственно стоимость лицензий на программное обеспечение. Если выделить только работы, связанные с управленческим консультированием, то эти цифры будут существенно меньше.

За «чисто консалтинговые» проекты мы беремся достаточно редко. Клиенту важен результат, а просто давать рекомендации, не занимаясь их воплощением в жизнь, мы считаем неэффективным. Обычно мы советуем предприятиям вначале выбрать систему, а потом уже воспользоваться услугами компании, которая занимается ее внедрением.

CNews: Занимаясь консалтингом, вы предлагаете заказчикам для решения их бизнес-задач только собственные программные разработки. Не ограничивает ли возможности клиентов такой «узкий» подход к выбору программных продуктов?

Константин Зайцев: Проводя консалтинговые проекты, мы вовсе не навязываем свою систему. Такими проектами у нас занимаются профессионалы, и если видно, что «чужая» система лучше подходит клиенту, то они готовы ее рекомендовать. Всех денег не заработаешь, надо оставаться честными перед собой.

Например, был у нас один проект, где клиента интересовал вопрос, как же ему поступить с бухгалтерским учетом, так как имеющаяся на предприятии западная система автоматизации не обеспечивала корректного ведения бухгалтерского учета. По результатам проекта мы порекомендовали работать на прежней системе, поскольку разработчик имел четки сроки выхода необходимого заказчику решения. Другой пример: предприятию, которое не планировало бурную экспансию в ближайшие годы, мы откровенно сказали, что для тех целей, которые они ставят перед собой, вполне достаточно продукта «1С», и нет необходимости, как они собирались, инвестировать деньги в крупные корпоративные системы.

CNews: Какова численность вашего персонала, занятого в разработке ERP-систем? Как вы оцениваете эти ресурсы по сравнению с численностью разработчиков в конкурирующих компаниях?

Константин Зайцев: Разработкой, проектированием и сопровождением системы занимается порядка 50 человек. Я не большой сторонник «раздутого» штата разработчиков. На мой взгляд, в нашем бизнесе все решает команда профессионалов. Это бизнес людей, которые способны проектировать, придумывать новое. Таких людей, как правило, не бывает много. И горжусь тем, что у нас такая сплоченная команда. «Больше» - вовсе не значит «эффективнее».

CNews: Большинство интеграторов сейчас испытывают проблему нехватки консультантов…

Константин Зайцев: Думаю, вопрос здесь не столько в количестве консультантов. Сейчас на рынке наблюдается ситуация, когда консультантами себя считают даже малоопытные специалисты. И она создана самими компаниями-интеграторами - вследствие искусственно заниженных требований к специалистам по консалтингу.

Конечно, борьба за консультантов ведется достаточно активно, и определенный дефицит имеется. Но за счет правильно выстроенной стратегии поиска и подготовки кадров, используемой в нашей компании, данной проблемы для нас практически не существует. Акцент в подборе консультантов мы делаем на регионы (во многих из них - традиционно хороший уровень образования). Мы стараемся привлекать на работу и молодых специалистов сразу по окончании вузов и инвестируем в их обучение.

Но жизнь такова, что всех мы не удержим. Если для человека главная мотивация - деньги, то независимо от уровня оплаты труда он всегда может найти чуть больше. Но мы и сами не заинтересованы в таких людях. Бывают потери стоящих специалистов и у нас, но, в большинстве случаев, причина этому – желание консультанта либо поменять область специализации, либо поработать «на стороне предприятия-заказчика».

Часто на вопрос нехватки консультантов заказчики обращают внимание, когда передвигаются сроки проектов. Однако в нашем случае единственной причиной переноса начала проектов является занятость подходящих руководителей. Именно «подходящих» - с опытом работы в данной отрасли и т.д. Если мы видим руководителем проекта конкретного специалиста, мы можем предложить клиенту подождать пару месяцев до завершения работ по текущему проекту Как правило, такая постановка вопроса находит понимание у заказчиков – ведь от личности руководителя во многом зависит успех проекта.

Средняя численность каждой проектной группы во многом определяется количеством квалифицированных специалистов отдела АСУ заказчика, которые могут быть выделены в режиме полной занятости для участия проекте. Для небольших проектов хватает 3-4 наших сотрудников, на крупных проектах работает порядка 10-15 специалистов.

CNews: Как вы пришли в ИТ? Оставляет ли ваша деятельность время для хобби?

Константин Зайцев: Можно много рассказывать про разумный выбор, однако все было достаточно прозаично. Пойти в физико-математический лицей мне посоветовал школьный учитель. А так как этот лицей был при МИФИ, я, естественно, поступил именно в этот институт. К тому времени я уже лет пять занимался физикой. Однако, поступил на факультет кибернетики, решив, что физика - это все-таки не мое призвание.

В компании «Информконтакт» я работаю с 1994 года, это мое единственное место работы. Так уж получилось, что изначально в компании собрались, в основном, представители двух институтов – МИФИ и Академии им. Плеханова. Что касается хобби, то когда выпадает свободное время, я еще со студенческой скамьи предпочитаю играть в преферанс. Люблю русский бильярд. По сравнению с американским бильярдом – это более спокойная и размеренная игра, которая дает возможность размышлять и общаться с друзьями.

CNews: Спасибо.


Точки роста

На какие проекты расходуется четвертый по величине региональный ИКТ-бюджет

Игорь Никитин

министр ИТ Пермского края

Профиль месяца

Банки должны переходить на односкоростную архитектуру

Дмитрий Гарбар

управляющий директор компании «Новая Афина»