Александр Малышев, CommuniGate Systems: Контролирующие органы должны чаще смотреть на ситуацию глазами ИТ-разработчиков
Позиции российских разработчиков внутри страны были серьезно усилены политикой импортозамещения. О том, через какие сложности им приходится проходить, должна ли Россия сопротивляться построению однополярного цифрового мира и какое ПО на самом деле является российским, в интервью CNews рассказал управляющий партнер CommuniGate Systems Russia Александр Малышев.
Группа компаний CommuniGate Systems, основанная российским программистом Владимиром Бутенко, представлена на рынке более четверти века. В начале своей истории она была известна в основном за рубежом, во многом — благодаря своему флагманскому продукту — коммуникационной программной платформе CommuniGate Pro. В 2014 г. команда разработчиков во главе с Владимиром Бутенко поддержала национальную политику импортозамещения, а продукт CommuniGate Pro получил в России второе рождение.
CNews: Благодаря чему ваша коммуникационная платформа оказалась так востребована за рубежом?
Александр Малышев: Российские разработчики, получившие первый опыт работы в конце 80-х, проектировали и реализовывали сложные программные продукты преимущественно на устаревшем и скромном аппаратном обеспечении. Приходилось учиться использовать возможности железа по максимуму, писать рационально, компактно и экономично, бережно относиться к ресурсам памяти, процессора, дисковой системы. Такая школа жизни очень помогла при разработке эффективного коммуникационного ПО.
Верной оказалась и ставка на реализацию стандартных сетевых протоколов и поддержку открытых стандартов.
Недолго поработав в узкой экосистеме Apple, команда Бутенко изменила стратегию. Решение CommuniGate Pro с самого начала разрабатывалось как мультиплатформенное, с доступностью работы на любых платформах — от Unix, Linux, Solaris и Windows до экзотических BeOS или AS/400. Всеядность и нетребовательность к ресурсам в свое время даже породили мем о том, что CommuniGate Pro можно запустить даже на тостере.
CNews: А как же российский рынок?
Александр Малышев: Долгие годы основным рынком для продукта была не Россия. Страна импортировала программное обеспечение. Как в свое время говорил Владимир, «в мире хорошо продается только софт из Калифорнии». Именно поэтому для выхода на мировые рынки нужно было иметь «прописку» и в Европе, и в США. При этом продукт ни на секунду не переставал быть результатом творчества российских программистов и всегда оставался русским де-факто.
В России инсталляции тоже были, и немало. В развивающемся российском сегменте интернета 2000-х годов CommuniGate Pro активно использовался на операторском рынке — «Акадо», «Комстар», «Билайн», «Демос», «Рамблер» — суммарно несколько миллионов пользовательских почтовых ящиков.
До 2014 года решение было представлено и в корпоративном сегменте. На CommuniGate Pro работает как аппарат государственной думы России, так и, например, «АвтоВАЗ». Но если говорить в целом, то вплоть до 2014-2015 годов продукт был более известен как «операторский». Это принесло плоды в деле оптимизации архитектуры платформы, которая используется и по сей день: отказоустойчивая работа в высоконагруженных инсталляциях, возможность быстрой и легкой масштабируемости, нетребовательность к ресурсам.
Целиком и полностью на российский рынок продукт вернуло импортозамещение. Помните название книги из детства — «Хоббит, или туда и обратно»? Владимир Бутенко был, конечно, совсем не хоббит, но он сходил «туда» и уверенно вернулся обратно. То есть, идею с импортозамещения поддержал, как говорится, обеими руками.
CNews: Как совмещается импортозамещение с конкуренцией сегодня?
Александр Малышев: Начинающим российским компаниям и молодому ИТ-бизнесу импортозамещение предоставляет шанс развиваться и получать инвестиции, помогает запускать продажи и обкатывать разработки.
Казалось бы, пусть и в ограниченном контуре, должна была возникнуть здоровая конкуренция. Но вместо этого подчас наблюдаются признаки монополизации и «неспортивного» поведения некоторых производителей. Отдельные программные продукты, которые в рамках импортозамещения в своих нишах оказались в монопольном положении, начинают поставляться по завышенным ценам, иной раз — дороже зарубежных аналогов.
И мы видим в этом потенциальную проблему. Возможная монополизация сегментов и отсутствие конкуренции приведет не только к росту цен для заказчика, снизится качество продуктов, темпы развития. А этого хотелось бы избежать.
Занимая в сегменте унифицированных коммуникаций и почтовых систем для госсектора значимое положение, CommuniGate Systems принципиально выстраивает ценообразование таким образом, чтобы стоимость инсталляций была однозначно ниже, чем у зарубежных аналогов, пусть даже в отсутствие прямой конкуренции с ними. Такое целеполагание позволяет нам эффективно конкурировать с иностранными решениями.
CNews: Ваша конкуренция — эффективна, а если говорить обо всем российском ПО?
Александр Малышев: Сегодня стали появляться зрелые российские программные продукты, которые способны конкурировать с зарубежными аналогами. Но нужно отдавать себе отчет в том, что технологии развиваются стремительно. И чтобы конкурировать на мировом рынке, нельзя стоять на месте. Поэтому сегодня рынок не может себе позволить пожинать первые плоды импортозамещения — времени на раскачку и отдых нет. Производители российского софта обязаны развиваться. Иначе нам на мировой рынок не выйти.
Российское ПО, стимулом роста для которого стала политика импортозамещения, только-только начинает выступать полноценным конкурентом зарубежным продуктам. Мы верим, что это только начало, и здесь важно не сломать правильный тренд, не навредить ему. Причем, независимо от того, используют компании-разработчики экосистему open source или нет, пусть это остается на усмотрение каждого отдельного производителя программного обеспечения. Важно понимать, что не нужно изобретать велосипед с точки зрения мировых стандартов. Они должны быть общемировыми. Важно, чтобы протоколы, стандарты и методы были универсальными и, по возможности, открытыми.
Так что, если кратко отвечать на ваш вопрос: да, российское ПО уже может конкурировать с иностранными аналогами. Только у CommuniGate Pro — свыше 17 тысяч инсталляций для более чем 100 млн пользователей в 53 странах мира.
CNews: Что можно улучшить в реализации политики импортозамещения?
Александр Малышев: На уровне высокого целеполагания она выстроена правильно. А на уровнях ниже, на местах, становится для мелких и средних ИТ-компаний сложным паззлом, который не так-то просто собрать и который очевидно оказывает влияние на конкурентоспособность отрасли в целом.
С какими органами сегодня работает российская компания, занимающаяся разработкой ПО? Понятно, что с налоговой службой, а еще — с Роспатентом, Единым Реестром ПО, ФСТЭК и т.п. Кроме фундаментальных сущностей — гражданского и налогового кодексов — у каждого государственного органа — своя нормативная база, правила, стандарты, требования и даже определения. Какие-то принципы и документы пересекаются или хотя бы находят отражение друг в друге, но во многих вопросах возникает ощущение, что вышеперечисленные органы существуют чуть ли не в отрыве друг от друга. Есть понимание, что контролирующим органам необходимо лучше синхронизироваться, чаще смотреть на ситуацию глазами ИТ-разработчика. Сейчас на помощь отрасли пришли ассоциации (АРПП «Отечественный софт», «РусСофт» и другие) и сообщества, которые направляют разработчиков и отстаивают их права, и это очень правильно. Разработчики могут и должны объединяться для поддержки друг друга, несмотря на возможную конкуренцию.
Отрадно, что президент и правительство России в лице премьер-министра вплотную вовлеклись в проблемы отрасли, поддержали и даже развили инициативы отдельных компаний, ассоциаций и отрасли в целом по модернизации налогообложения, поддержки индустрии и отечественных производителей. Но, опять же, чтобы поддержка и помощь, которые планирует оказывать государство, пошли на пользу, необходимо наладить взаимодействия курирующих ведомств с представителями отрасли, объединений и ассоциаций. Иначе здравые инициативы могут оказаться бременем для производителей в «последней миле».
Другой сложный вопрос — какое ПО можно считать российским? Да, есть разумные требования по бенефициарам и процентам лицензионных отчислений за пределы России. Но насколько такие данные контролируемы «в рабочем режиме» после внесения конкретной разработки в реестр российского ПО? Нет ли в нем разработок, которые в момент внесения соответствовали формальным критериям российского ПО, но таковыми по факту не являлись? Наконец, вопрос приоритетов — какие критерии являются более значимыми, а какие — опциональными.
Взять нашу компанию: с момента возвращения «прописки» в России в 2014 году, CommuniGate Systems Russia и концентрирует прибыль внутри страны (что видно по финансовым документам), и реинвестирует ее здесь же. Это принципиально важный для нас момент. Мы не проводим перечислений или каких-то выплат в сторону иностранных юридических лиц, в рамках нашей бизнес-политики нам незачем это делать. Наличие центра прибыли на территории России и налогообложение в рамках российского законодательства — важный маркер соответствия программного обеспечения статусу российского
CNews: Посоветуете ли вы новым разработчикам выходить на зарубежные рынки, если можно развиваться сугубо в рамках экосистемы России и ближнего зарубежья?
Александр Малышев: CommuniGate Systems более четверти века поставляет свои продукты по всему миру. Поэтому мы знаем: выживают только те решения, которые обладают техническим потенциалом использования, не привязанным к одной стране. Как уже говорилось ранее, важно поддерживать общемировые технологические стандарты и протоколы. Иначе экспорт не будет возможен.
Сегодня помимо CommuniGate Pro на мировом рынке широко известны и продаются еще несколько российских программных продуктов. Этого, конечно же, недостаточно, и нам всем есть, над чем работать. Мы искренне ратуем за то, чтобы больше хороших и качественных российских продуктов выходили на мировой рынок, мы готовы помогать другим компаниям-разработчикам сократить этот путь и избежать подводных камней, которые мы сами с трудом преодолевали долгие годы. Мы считаем, что политика взаимопомощи всегда будет применима и оправдана.
К слову, импортозамещение будет способствовать и обретению цифровой независимости государства. И чем дальше, тем более важную роль этот фактор будет играть в современном мире, в котором кучка предприятий диктует технологическую политику всем странам. Совершенно очевидно, что эти интересы далеко не всегда совпадают с интересами нашей страны, ее жителей и предприятий. Поэтому цифровой суверенитет — это важно. И в этом контексте мы, безусловно, одобряем политику государства.
Сегодня все понимают, что гипотетическая цифровая однополярность мира — это плохо. Налицо — тренд на поиск и внедрение альтернативных решений. Поэтому у национального ПО большие шансы перешагнуть за границы России и стать одной из ведущих статей экспорта российских технологий.