Спецпроекты

Школы и вузы на удаленке: какие ИТ помогают учить и учиться дома

1566
Интеграция

Учебный процесс на глазах сместился в онлайн. В дистанционном формате теперь проходят занятия, конференции, заседания кафедр. Совместную работу в классах или группах, коммуникации учителей и их взаимодействие с родителями поддерживают цифровые сервисы из облака.

Цифровые технологии в организации обучения — тренд, который сформировался не за месяц. Глобально система образования постепенно двигалась в сторону дистанционного формата. Еще до начала массового перехода в онлайн, связанного с самоизоляцией, в России были введены обязательные требования ФГОС относительно создания электронной информационной образовательной среды для высшего, среднего профессионального и общего образования. А применение дистанционных технологий и электронного обучения вошло в показатели аккредитации и эффективности для вузов. Стартовавший федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (входит в национальный проект «Образование») подразумевал, что к 2024 г. 100% образовательных организаций в России будут подключены к стабильному и быстрому интернету, чтобы эффективно использовать цифровые инструменты для обучения.

Однако на начало 2020 г. уровень проникновения онлайн-обучения в российских школах и вузах все еще оставался неоднородным. Не вполне готова была к нему не только инфраструктура, но и сами преподаватели. По данным опроса, проведенного в 2019 г. НИУ ВШЭ, университетский педагогический состав невысоко оценивал степень своей подготовки к удаленной работе — на 3,2 балла из 5. Каждый четвертый из преподавателей вуза за последние три года ни разу не использовал сервисы видеоконференцсвязи для вебинаров. А по данным исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в конце марта 2020 г., лишь 24% школьных учителей и 35% преподавателей вузов посчитали свои организации готовыми к полноценному обучению в дистанционном формате.

Учебный процесс на глазах сместился в онлайн. Фото: ru.depositphotos.com

Однако весной 2020 г. цифровые преобразования в сфере образования резко ускорились. Вместе с бизнесом обучающие организации массово перешли на удаленку (на конец марта — более 80% вузов, по данным министерства науки и высшего образования). 98% преподавателей вузов перешли в онлайн-режим работы. За этот же период расходы вузов выросли на 8-15% за счет увеличения затрат на цифровую инфраструктуру. Вынужденная миграция в дистанционный формат работы породила повышенный спрос на платформы для онлайн-коммуникаций, цифровые инструменты совместной работы. В середине марта лицензии на такие решения были у 44% вузов.

За время работы на удаленке с 30% до 70% выросла доля преподавателей, которые видят в цифровых технологиях новые возможности для повышения доступности качественного образования, отмечается в аналитическом докладе «Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее», подготовленном по инициативе Минобрнауки РФ.

Проверка на практике

Как отмечают представители вузов, в целом с переходом на дистанционное обучение не пришлось принципиально менять учебный процесс — по-прежнему теоретическая подготовка сочетается с режимом семинаров и активным взаимодействием с преподавателями. При этом онлайн-курсы становятся более мобилизующей формой, чем стандартная лекция. В дистанционном режиме оказалось проще контролировать посещаемость (точнее, подключаемость) занятий, чем при очном обучении. Учащиеся подключаются, переходя по ссылкам из почты, что сразу видно преподавателям, как и продолжительность всех сессий. Чтобы дополнительно мотивировать студентов и усилить эффект присутствия, в НИУ ВШЭ сделали, например, подборку виртуальных фонов с видами корпуса на Покровском бульваре для сервиса онлайн-коммуникаций. А в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) актуализировали методы подачи материала и лекций под онлайн-формат и активно продвигают общение в чатах между студентами и преподавателями.

В МГПУ перешли в режим «дистант», используя сервис Microsoft Teams (также его используют НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МИСиС, МГПУ, РАНХиГС и др.). Облачное решение позволило обойтись без наращивания собственной вычислительной и коммуникационной инфраструктуры. «У нас был доступ к соответствующим лицензиям, мы хорошо представляли себе возможности продукта и уже имели опыт работы с ним», — говорит начальник управления ИТ университета Руслан Сулейманов. Это позволило за несколько недель развернуть в одном рабочем пространстве лекции и семинары, чаты, общие документы и заметки почти для 20 тыс. студентов, а также 3 тыс. преподавателей и сотрудников вуза.

В свою очередь, всего за два дня удалось организовать удаленное обучение на платформе Microsoft Teams Высшей школы менеджмента СПбГУ. Ежедневно платформу используют почти 900 сотрудников, преподавателей и студентов. С марта по май 2020 г. школа провела в онлайне более 6 тыс. собраний (в среднем — 130 в день). А посещаемость после перехода на сервис даже выросла по сравнению с прежним периодом очных занятий, говорит Ольга Дергунова, заместитель президента-председателя правления банка ВТБ, директор Высшей школы менеджмента СПбГУ. Новые возможности станут стимулом к интеграции методов удаленного и смешанного образования, в соответствии со стратегией развития учебного заведения. Культура удаленной работы важна для более быстрой адаптации вуза к работе с «поколением Альфа» (детьми, родившимися после 2010 г.), которое уже органически взаимодействуют с технологиями.

По мнению директора Института цифрового образования МГПУ Екатерины Лавреновой, использование облачного сервиса стало стимулом к изменениям в сфере цифровой дидактики. Полученный опыт применения цифровых платформ, по-видимому, создал основу для развития образовательного процесса в будущем, когда существенная часть учебного процесса, скорее всего, так и останется дистанционной.

Как отмечается в аналитическом докладе «Уроки «стресс-теста», пандемия проявила негибкость образовательного процесса, которая становится преградой в обеспечении релевантности университетского образования сложному меняющемуся миру. В то же время стала очевидной необходимость новой модели образовательного процесса, которую можно назвать комбинированной, совмещающей традиционное непосредственное взаимодействие студентов и преподавателей, практическую и научную деятельность в привычных формах с использованием онлайн-курсов и синхронного обучения в дистанционном формате.

Экзамены в онлайне

Помимо организации обучения в дистанционном формате, дополнительным вызовом для образовательных учреждений весной 2020 г. стало проведение экзаменов в режиме онлайн. Во-первых, нужно обеспечить бесперебойную поддержку массовых одновременных подключений. Здесь помогают облачные платформы, которые легко масштабируются под разные объемы нагрузок и избавляют от необходимости расширять собственный парк оборудования. В частности, Microsoft Teams позволяет вести онлайн-трансляции с охватом до 10 тыс. пользователей. Смотреть их можно как на обычном ПК, так и на мобильном устройстве. Решение поддерживает также чаты, загрузку файлов и проверку работ.

Во-вторых, нужны инструменты контроля за всем, происходящим в процессе сдачи экзамена, чтобы гарантировать качество его проведения и объективность результатов. Для этого используются системы видеоаналитики или онлайн-прокторинг. Так, облачное решение Examus (проект-резидент «Сколково») изначально идентифицирует участника. Для этого веб-камере (точнее, проктору, ведущему онлайн-мониторинг) демонстрируется паспорт, и, если потребуется, рабочий стол, поверхности под ним или позади него, или даже вся комната. Затем, в ходе самого экзамена, сервис с помощью технологии компьютерного зрения отслеживает направление взгляда экзаменуемого, звуковой фон на рабочем месте, а также экран — на наличие программ записи или документов-шпаргалок. Из практики, при таком подходе фиксируется меньшее количество нарушений (списываний, подсказок, подмен участников и пр.), чем на очных испытаниях, когда, по данным разработчиков Examus, в отсутствие специального наблюдения доля «честных» сдач составляла лишь 25%. Сервис охраняет видеозаписи, чтобы использовать их при апелляциях.

Examus уже используется в ходе приемных кампаний и для контроля дистанционных экзаменов в 15 из топ-20 вузов страны, включая НИУ ВШЭ, МФТИ, МГТУ, МИФИ, МИСиС, РАНХиГС, Финансовый Университет, СПбГУ, КФУ, ДВФУ, УрФУ (выпускники которого как раз и разработали этот сервис). «Не так много вариантов, чтобы обеспечить эффективный контроль за списыванием на экзаменах в онлайн-формате. Когда люди знают, что их действия фиксируются, они сами начинают меньше жульничать», — говорит Дмитрий Истомин, создатель стартапа Examus. С учетом массового перехода вузов на дистанционный формат в компании отмечают взрывной рост запросов на сервис онлайн-прокторинга. Увеличивают объем его потребления и существующие заказчики, например, НИУ ВШЭ — почти в десять раз.

К настоящему моменту ведущие российские университеты, объединенные на Национальной платформе открытого образования, провели уже десятки тысяч человеко-экзаменов с прокторингом. В частности, в МИЭФ с прокторингом проходит 99,9% процентов экзаменов для гарантии качества образования.

Проведенный в форсированном режиме цифровой эксперимент показал, что будущее образования в некотором смысле уже наступило — привычка к цифровым сервисам и форматам сформировалась и явно останется надолго. Сегодня университеты постепенно переходят на смешанную модель обучения, частично возвращаясь в офлайн и продолжая использовать все апробированные преимущества онлайн-обучения на базе протестированных за время удаленки платформ.