oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2017

Юрий Меринов

Юрий Меринов:

Мы предлагаем не менять, а дополнять имеющиеся у заказчиков решения

Доля российских компаний на рынке унифицированных коммуникаций пока невелика. Однако полноценные отечественные платформы, объединяющие в себе все самые необходимые бизнесу сервисы, уже существуют. Об одной из них в интервью CNews рассказал Юрий Меринов, президент группы компаний «ТелеСвязь».

CNews: Как развивался российский ИТ-рынок в целом и рынок корпоративной связи в 2017 г.?

Юрий Меринов: В 2017 году российский ИТ-рынок наконец-то начал расти и в рублевом эквиваленте восстанавливать утраченные позиции. По некоторым направлениям удалось даже выйти на докризисный уровень. С чем это связано? Я думаю, в первую очередь с тем, что отсутствие бюджетов на развитие ИТ-систем на протяжении 2-3 лет – это, по нынешним временам, очень долгий срок, который в конечном итоге может привести к существенному технологическому отставанию. Поэтому компании вынуждены были пересмотреть свое отношение к финансированию ИТ-проектов.

Во-вторых, многие компании поменяли стиль бизнеса. Они стали уделять больше внимания отечественным разработкам, покупать ИТ-услуги, в том числе и из облака. И в-третьих, большую роль сыграла реализация сразу целого ряда государственных инфраструктурных проектов. Я думаю, что в среднем рост рынка в 2017 году составил 10-11%. Не знаю, насколько устойчивым окажется этот показатель, но будем надеяться, что такая динамика сохранится и дальше.

CNews: Каким был прошедший год для вашей компании?

Юрий Меринов: Прошедший год для нас в целом был удачным. В 2017 году рост выручки группы компаний «ТелеСвязь» составил 76%. В основном это связано с тем, что мы завершили сразу несколько крупных долгосрочных проектов. Наша компания специализируется на организации корпоративной связи для крупных государственных и корпоративных заказчиков. Среди них предприятия нефтегазовой, энергетической, финансовой отрасли, ритейл, госсектор – различные министерства, ведомства Российской Федерации, которые заинтересованы в создании систем управления связью в своих подразделениях, расположенных на всей территории Российской Федерации, а иногда и за ее пределами.

В настоящий момент в сегменте телеком сформировался рынок унифицированных коммуникаций, в состав которого, кроме IP-телефонии, входят системы видеоконференцсвязи, видео-чаты, контакт-центры, мессенджеры и много другое. Современные управленцы хотят общаться не просто по телефону, а через приложения, установленные на смартфонах и ноутбуках. Поэтому наша задача – интегрировать в систему корпоративной телефонии самые разные приложения.

«Телесвязь» работает на рынке уже 22 года. Мы являемся партнерами известных западных компаний, таких как Cisco, Unify Communications, Audiocodes, в последнее время сотрудничаем со многими китайскими вендорами. В 2014 году экономические условия сложились так, что мы решили активизировать существующее направление разработки собственных приложений. Почему именно приложений? Как правило, вендоры привлекают для их создания сторонние компании. И вывод таких продуктов на российский рынок требует кастомизации, дополнительной сертификации и адаптации под отечественные требования.

Мы решили пойти по пути реализации собственного продукта, который путем интеграции с другими приложениями позволит создать эффективную модель бизнес-процессов заказчика. Так появился комплекс FLAT Software – продукт, который в сложные для заказчиков кризисные годы, когда бюджеты повсеместно сокращались, позволил реализовать целый ряд интересных проектов.

Комплекс FLAT Software полностью разработан нашей компанией. Мы не использовали при его создании никаких чужих блоков или движков – все создано исключительно отечественными программистами. Сегодня он активно развивается – например, мы хотим написать собственный полноценный чат и продолжить развивать рынок приложений для мобильных устройств.

Основой комплекса решений FLAT Software является FLAT SoftSwitch – современная высоконадежная платформа IP-телефонии. Ее можно интегрировать с решениями любых вендоров, которые используют стандарт SIP. При этом мы готовы участвовать в проектах не только с собственными приложениями, но и использовать приложения других вендоров.

CNews: Изменился ли российский заказчик в последние годы?

Юрий Меринов: Заказчик стал требовательней к расходам на содержание ИТ-инфраструктуры, чаще стал использовать SaaS-решения. Кроме того, сегодня он предпочитает работать с производителями ИТ-решений, в том числе и западными, напрямую. Связано это с тем, что многие партнеры иностранных вендоров, особенно работающие с госсектором, переключились на отечественные продукты.

Юрий Меринов: Я думаю, что корпоративный рынок будет постепенно переориентироваться на собственные многофункциональные мессенджеры

Что касается требований к решениям, то время массовых закупок оборудования уже прошло. Заказчики хотят получить отдачу от автоматизации бизнес-процессов – будь то документооборот, или взаимодействие с клиентом, или внутренние процессы, или приложения, ориентированные на внешних пользователей. Поэтому продать простое решение – только сервер или только телефон – сегодня невозможно. Как правило, он должен быть интегрирован с уже имеющимся у заказчика оборудованием и программным обеспечением.

CNews: Расскажите подробнее о решении FLAT SoftSwitch, которое вы предлагаете.

Юрий Меринов: Разработка платформы FLAT SoftSwitch началась 2 года назад. Сам программный продукт мы написали примерно за полтора года, а затем занялись его лицензированием, сертификацией, внесением в реестр отечественного ПО.

На сегодняшний день мы можем предложить два подхода. Первый – тот, который обычно используют западные вендоры. То есть убрать все, что уже было у заказчика, и установить наше более современное решение. Второй – использовать те возможности FLAT SoftSwitch, которые необходимы заказчику, интегрировав наше решение с уже существующими системами и приложениями, обучив сотрудников и оставив возможность впоследствии развивать платформу.

А возможностей для развития FLAT SoftSwitch и всего проекта FLAT Software очень много. Уже сегодня при помощи наших решений можно организовать запись телефонных переговоров и обработку архива записей, в том числе и для мобильных телефонов, обработку вызовов силами контакт-центра, управление стационарным телефоном с компьютера, автоматическое оповещение абонентов, в том числе по принципу «тревожной кнопки», рассылку и прием СМС, факсов, персональную видеосвязь, а также контролировать расходы на корпоративную связь.

Очень важно, что наши инженеры, программисты, сервисные специалисты находятся здесь, в России и работают в тесном контакте с клиентами. Поэтому мы можем предложить им самый высокий уровень кастомизации, сделать продукт именно таким, каким они хотят его видеть. Все поступающие от заказчика запросы мы можем обработать в кратчайшие сроки. Первый ответ службы технической поддержки наши клиенты получают уже в день размещения запроса, а 90% проблем решается в течение нескольких дней.

CNews: Есть задачи, которые вы пока не в силах решить?

Юрий Меринов: Честно говоря, есть. Сейчас мы вместе с партнерами работаем над проектом для одной крупной компании, которая занимается медицинскими анализами и телемедициной. Перед нами стоит задача по созданию системы распознавания человеческой речи. Нам надо научить ее понимать специализированные слова – медицинские термины. Это довольно трудная задача. Ни у одного производителя нет готового решения со всем необходимым нам функционалом. Но я уверен, что мы справимся.

CNews: Какие трудности возникают на пути вывода FLAT SoftSwitch на высококонкурентный рынок унифицированных коммуникаций?

Юрий Меринов: Как правило, у крупных корпоративных заказчиков такие системы уже существуют. Иногда это даже несколько систем различных производителей. Прийти и уговорить заменить их на наше решение практически невозможно. Зато мы можем прийти и предложить интегрировать в уже имеющееся решение новые полезные функции.

Юрий Меринов, президент группы компаний «ТелеСвязь»

Что касается малого и среднего бизнеса в России, то его состояние весьма плачевно. Те же, кто пытается развивать свой бизнес , а это в основном интернет-торговля и девелоперские компании, используют решения для контакт-центров от Asterisk. Существует также целый класс заказчиков, которые используют преимущественно открытые продукты, например, мессенджеры. Совсем небольшие офисы пользуются услугами центров коммуникаций от провайдеров услуг связи. Это довольно удобно – не надо тратиться на ИТ, на содержание персонала, на административные ресурсы, на аппаратные средства. Для такого сегмента заказчиков мы готовы предложить FLAT из облака.

FLAT SoftSwitch ориентирован в основном на корпоративный сегмент, а точнее, на госсектор, заинтересованный в использовании продуктов отечественного производителя. Многие госведомства и госпредприятия еще не успели перейти на IP-телефонию, и мы готовы разработать для них концепцию такого перехода.

CNews: Какова сейчас доля российских решений на рынке UC?

Юрий Меринов: Она минимальна.

CNews: Как она будет меняться, по вашему мнению?

Юрий Меринов: Я думаю, что корпоративный рынок будет постепенно переориентироваться на собственные многофункциональные мессенджеры. На их основе будет создана единая система для общения как в корпоративном, так и в потребительском сегменте. Будут востребованы голосовые приложения, и в выигрыше останется тот, кто сможет предложить наилучшее решение. Если появится интересный отечественный продукт и отечественная социальная сеть, которая станет востребованной, мы сможем интегрировать в нее наши продукты. Также возможно, что следующее поколение пользователей будет больше пользоваться голосовыми чатами или видео-сервисами. Но это покажет время.

CNews: Какие ниши при создании цифровой экономики вы для себя видите?

Юрий Меринов: Внедрение любого цифрового продукта требует голосовой поддержки. И она должна быть реализована не с помощью традиционной телефонии, а интегрирована с существующей сетью передачи данных.

Пользователю еще долго будет гораздо удобнее решить вопрос по телефону. А значит, рынок help-desk будет развиваться. И наша задача – максимальная автоматизация работы колл-центров. Одно время из-за дешевизны рабочей силы он рос за счет увеличения числа операторов. Однако сейчас ситуация изменилась. Стоимость персонала на том же рынке Юго-Восточной Азии увеличивается, а потребности заказчиков растут. А значит, все более востребованными становятся обучаемые роботы. И, конечно, подобные услуги должны предоставляться из облака.

CNews: Существует ли облачная версия FLAT SoftSwitch?

Юрий Меринов: Да, существует. Однако пока наши клиенты предпочитают внедрять собственные решения. Поэтому облачная версия еще находится в стадии доработки.

CNews: Какие новые сервисы вы планируете реализовать в рамках проекта FLATSoftware?

Юрий Меринов: Есть несколько идей. Для начала мы планируем создать ряд программных решений для медицины, например, приложение для проведения чата «пациент-родственник-врач» на мобильных устройствах. Оперативный и удобный обмен информацией может значительно облегчить процесс выздоровления больного. Сфера информатизации здравоохранения в нашей стране все еще не развита. Этим направлением всерьез заинтересовалось государство, а значит у него появилась перспектива.

Вернуться на главную страницу обзора