Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИКТ в госсекторе 2014

Крупнейшие ИКТ-проекты России

Крупнейшие ИКТ-проекты России

Несмотря на сокращение ИТ-бюджетов федеральных и региональных ведомств, никто из них не собирается отказываться от запланированных проектов в сфере ИТ. Среди крупнейших из них – дальнейшее совершенствование процесса оказания  электронных государственных услуг, ГИС ЖКХ и ГИС ТЭК.

По мнению экспертов, сегодня в большинстве ведомств уже сформирован базовый уровень ИТ-инфраструктуры, созданы государственные информационные системы, автоматизирующие ключевые направления деятельности ведомств. Большое влияние на развитие рынка ИТ в госсекторе оказывает развитие электронного правительства, СМЭВ и электронного взаимодействия с гражданами, а также проекты информатизации здравоохранения и создания государственных информационных систем в сфере ЖКХ и ТЭК.

«Сейчас государственный заказчик решает задачи принципиально нового уровня: организация частного облака и единого информационного пространства, организация удаленной работы мобильных групп со своими информационными системами, переход от «лоскутного» сервиса к комплексной модели аутсорсинга своей ИТ-инфраструктуры и т.д., - говорит Андрей Богомолов, вице-президент компании «Техносерв» по продажам в государственные структуры. - Вместе с тем, большинство ведомств достаточно далеки от полноценной комплексной автоматизации внутренних процессов (внедренные ERP-систем зачастую покрывают только 2-3 процесса). Но здесь стоит говорить об индивидуальных разработках под рабочие процессы каждого из ведомств».

В своей оценке наиболее успешных государственных ИТ-проектов текущего периода эксперты практически единодушны – это создание Портала государственных услуг. «Глобальный проект по созданию единого портала госуслуг можно считать в целом успешным: от формирования самой идеи до ее частичной реализации, - говорит Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК. - Это уже после никто не захотел его поддерживать как должно, отсюда и нынешние проблемы».

«Провалом года» спикер считает проект информатизации здравоохранения. «Как начали его без единого подхода и технического проекта, так и закончили разнородной техникой, лежащей нераспакованной в иных ЛПУ и по сей день», - аргументирует он.

Не меньшее внимание уделяется развитию проектов, направленных на повышение эффективности управления городским хозяйством. Во многих городах страны уже действуют региональные информационные системы ЖКХ, обеспечивающие контроль расходов ресурсов и позволяющие контролировать начисления их потребителям. «Недавно было положено начало строительства информационной системы, призванной консолидировать всех участников этого рынка и обеспечивающей прозрачность их взаимодействия, - рассказывает Валерий Щукин, генеральный директор компании TEGRUS. - Этот проект в ближайшее время может вылиться в одну из крупнейших ИКТ-инициатив, реализуемых в госсекторе».

Еще один «проект будущего», стартовавший в 2014 г. находится на стыке государственного и коммерческого сектора – это создание ГИС ТЭК.

ТЭК объединят в единую систему

Федеральный закон о создании ГИС ТЭК парламентарии приняли в 2011 г. Она предназначена для автоматизации сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса России.

В мае 2012 г. инициаторами проекта была разработана новая концепция, сокращающая сроки реализации и объемы финансирования проекта. Было решено не создавать ГИС ТЭК с нуля, а взять за основу данные, накопленные государством и компаниями, работающими в этой сфере. В состав системы должны войти отраслевые сегменты, интеграционная часть и ГИС «Энергоэффективность». Стоимость создания такого решения была оценена в 0,9 млрд против 5,7 млрд руб. ранее.

Структура ГИС ТЭК

rrr.jpg

Источник: CNews, 2013

«Система подразумевает функционал BI, что позволит не просто формировать множество отчетов, но и получать аналитическую информацию в самых разных разрезах. Безусловно, мы видим ГИС ТЭК как систему поддержки принятия решений для руководства страны и для самих субъектов ТЭК», – рассказывал CNews Антон Инюцын, заместитель министра энергетики РФ.

17 октября 2014 г. стало известно, что из в конкурсе на создание ГИС ТЭК, который проводило Российское энергетическое агентство (РЭА) Министерства энергетики РФ, победила компания ЛАНИТ. До 1 октября 2015 г. компания обязалась выполнить все работы за 607 млн. руб. Двое из других участников конкурса— R-Style и Университет нефти и газа им. И. М. Губкина — подали жалобу на результаты конкурса в ФАС. На момент поготовки данной статьи результаты рассмотрения жалобы еще не были известны.

На пути к ГИС ЖКХ

Государственная информационная система ГИС ЖКХ будет представлять собой общенациональный портал, на котором размещены данные о начислениях, их оплате, а также об управляющих компаниях и их подрядчиках. Кроме того, граждане будут иметь на портале личные кабинеты, в которых они смогут ознакомиться со списком оказанных им услуг и оплатить их в соответствии с выставленными счетами. При отсутствии на портале данных о начислениях человек по закону сможет не оплачивать счета.

Структура ГИС ЖКЖ

gisrrr_500.png

Источник: CNews, 2014

Данные в ГИС ЖКХ поставщики услуг начнут передавать с начала 2017 г. Среди главных требований государства к ГИС – открытые спецификации обмена данными (документированы и легко доступны), модульность, масштабируемость и адаптивность системы и интуитивно понятный интерфейс. Известно, что портал для физических лиц будет доступен по адресу dom.gosuslugi.ru.

Электронные госуслуги

Продолжаются и работы по переводу государственных услуг в электронный вид. По словам Алексея Козырева, заместителя министра связи и массовых коммуникаций, в настоящее время на портале государственных услуг зарегистрировано 11 млн пользователей, что на 4 млн больше, чем по итогам III кв. 2013 г. 71% из них подтвердили свои данные по паспорту. Через портал подано 12 млн заявлений на предоставление госуслуг (+25% относительно 2013 г.). 2,8 млрд запросов прошло через СМЭВ (+53% по сравнению с 2013 г.), к которой в настоящее время подключено 11 тыс. информационных систем (+24% по сравнению с 2013 г.). Сумма электронных платежей граждан составила 847 млн руб. (+51% по сравнению с 2013 г.).

Основными направлениями развития портала на сегодняшний день являются упрощение его использования, повышение функциональности и расширение возможностей взаимодействия органов государственной власти с использованием СМЭВ. Сегодня 62 субъекта федерации используют ЕСИА (Единую систему идентификации и аутентификации) для авторизации на порталах региональных и муниципальных услуг. В ближайшее время ЕСИА станет единым провайдером авторизации для всех 85 субъектов федерации.

Приоритетные госуслуги для перевода в электронный вид

rrsssrsrr.jpg

Источник: CNews, 2014 г.

Одновременно необходимо предпринимать серьезные усилия по популяризации портала госуслуг среди населения. «Со стороны интернет-активного населения, на мой взгляд, госуслуги уже пользуются нормальным спросом, - комментирует Александр Санин, коммерческий директор компании «Аванпост». - Нужно продолжать эволюционно развивать эту линию, добавлять полезные сервисы, упрощать процедуры их получения. Чтобы повышать интерес общества к данному проекту, нужно проводить различные кампании по повышению осведомленности. Я знаю огромное количество людей, которые не пользуются госуслугами просто потому, что не знают, что там есть полезного».

Прогнозы и риски будущего

По мнению экспертов, на формирование ИТ-бюджета будущего года основное влияние окажут два ключевых фактора. С одной стороны это растущая политическая и финансовая нестабильность на фоне все новых санкций со стороны Западной Европы и США, а с другой – необходимость дальнейшего развития ИКТ-проектов, расписанных на годы вперед. «Безусловно, государство останется одним из основных заказчиков ИТ-индустрии, однако сложившиеся в последнее время негативные обстоятельства могут отодвинуть сроки реализации ряда проектов на неопределенное время, - говорит Валерий Щукин. - Свои коррективы в распределение бюджетов и выбор поставщиков может внести озвученный правительством курс на импортозамещение, касающийся, в том числе, области информационных технологий».

Григорий Сизоненко в числе рисков успешной реализации проектов в госсекторе отмечает отсутствие неравное положение бизнеса, ведомственных институтов и крупных госкорпораций, претендующих на исполнение госконтрактов. «Институты и госкорпорации могут провалить ни один проект, но в список недобросовестных поставщиков они не попадут. Зато они имеют огромные лоббистские возможности на уровне ведомства или всего рынка госзакупок. Сочетание этих двух моментов превращает их в специалистов по осваиванию бюджетов, - говорит он. - Сейчас они почувствовали новую нишу – импортозамещение, но реальной квалификации, необходимой для создания современных инфраструктурных технологий не имеют. Здесь возникает большой риск с точки зрения эффективности всего проекта «импортозамещение» в сфере ИКТ».

По прежнему актуальной, с точки зрения Григория Сизоненко, остается проблема выбора поставщика решения при госзакупках на основании минимальной цены.

Что касается провозглашенного правительством курса на инновационное развитие, то от госсектора в этой сфере вряд ли придется ждать существенных результатов. «В этой области движущей силой развития рынка ИТ является бизнес, который первым тестирует новые технологии, а госсектор применяет наиболее экономически эффективные практики», - говорит вице-президент по стратегии и развитию бизнеса MAYKOR Антон Лихачев.

Наталья Рудычева, Виталий Мосеев

Вернуться на главную страницу обзора