Путина просят помочь беспилотной авиации, чтобы она не повторила судьбу российских ПК

Бизнес Законодательство ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Игорь Королев
Президентский совет по модернизации одобрил дорожную карту развития в России беспилотной авиации сроком до 2035 г. Без стимулирования со стороны государства данный рынок повторит судьбу отечественного рынка ПК, а вот реализация заложенных в дорожной карте мер позволит получить отрасль с годовым объемом экспорта в 15 млрд руб. и более 500 тыс. занятых специалистов.

Дорожная карта беспилотной авиации

Совет при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию утвердил дорожную карту «Аэронет», целью которой является развитие в России рынка беспилотных авиационных систем (БАС) в период 2035 г. Документ разработан в рамках проекта Национальной технологической инициативы (НТИ), инициированным Президентом России Владимиром Путиным. Документ создавался под руководством гендиректора компании «Центр передачи информации» Сергея Жуков и замминистра промышленности и торговли Андрея Богинского.

Как отмечается в документе, беспилотная авиация является очень перспективным направлением, которое пока еще находится в стадии формирования. Дополнительным стимулом развития является тот факт, что к 2035 г. потребность человечества в продовольствии вырастет на 35%, а площадь сельхозугодий, наоборот, сократится, при этом сельское хозяйство является одним из наиболее востребованных направление применения БЛА.

Мировой и российский рынок сегодня

В 2014 г. мировой рынок беспилотной авиации составлял $6,76 млрд, из них 60% приходилось на военное применение. Лидерами рынка являлись корпорации General Atomics Aeronautical Systems (США, 19% рынка), Nortop Grumman Corporation (США, 17%), Elbit Systems (Израиль, 8%). Среди стран лидерами рынка являлись США (65%), и Израиль (3%), на государства Европейского Союза приходилось доля 6%.

Россия занимает на мировом рынке БЛА лишь 2%, причем большая часть отечественного рынка приходится на оборону. По состоянию на март 2015 г. в России в данной сфере работало около 200 частных компаний, причем 60% из них работают на рынке менее трех лет. У большинства из этих компаний годовая выручка составляет менее p1 млн, у 6% - свыше p50 млн. У большинства компаний в штате работает не более 5 сотрудников.

Президентский совет по модернизации одобрил план развития в России беспилотной авиации сроком до 2035 г.

У российского рынка БАС есть перспективы за счет нескольких факторов: большого научно-технического потенциала авиакосмической отрасли; наличия организованного БАС-сообщества; потенциально большого внутреннего рынка, технологического преимущества в области технологии автоматического зависимого наблюдения-вещания (АЗН-В), слабых позиций в авиации общего назначения (вследствие которых наблюдается низкая загруженность воздушного пространства), передовых позиции в области пилотируемой космонавтики. Кроме того, в советское время практически в каждом районном центре были местные аэродромы и вертолетные площадки, которые следует воссоздать для развития логистики беспилотной авиации.

Почему беспилотники лучше космических спутников для зондирования поверхности Земли

Основные области применения БАС разделяются на несколько сегментов.

Во-первых, это дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ). Услуги в этой сфере необходимы органам государственной власти и корпоративным заказчикам для целого ряда целей: получений точной информации о состоянии территорий (мониторинг экологической обстановки, обнаружение пожаров и других чрезвычайных ситуаций, мониторинг пострадавших зон, получение информации о дорожном движении, контроль режима использования природных объектов ); контроль строительства инфраструктурных и иных объектов; поиск полезных ископаемых; инвентаризации земель (выявление объектов, не стоящих на кадастровом учете, комплексная постановка объектов на кадастровый учет, контроль соблюдения границ участков, актуализация карт и планов), мониторинг лесных угодий: получение актуальной информации для управления физическими объектами (мониторинг строительных работ и инфраструктурных объектов) и др.

К 2023 г. мировой рынок ДЗЗ, осуществляемого из космоса, вырастет на 85% и составит $3,6 млрд в год, из которых $3 млрд придется на данные сверхвысокого разрешения. В то же время применение БАС для ДЗЗ имеет целый ряд преимуществ: возможность работы на сверхмалых высотах, получение сантиметровой точности для инфраструктурных объектов, работа в реальном времени, меньшие затраты (в том числе потребитель может сам владеть БАС и не покупать у кого-либо космические съемки).

Авторы документа нашли сразу несколько точек роста для применения БАС в сфере ДЗЗ. Составление и обновление кадастровых планов на всей территории страны раз в пять лет привнесет в оборот p6-8 млрд в год, постановка на кадастровый учет и обновление кадастровых планов на инфраструктурные объекты добавит еще p6-8 млрд в год. Мониторинг автомобильных дорог раз в пять лет - p1-2 млрд; еженедельный мониторинг хотя бы 10% трубопроводов - p4 млрд; составление и ежегодная актуализация точных карт городов с населением более 100 тыс. человек - p2 млрд, аэромагнитный мониторинг - p2 млрд в год. В совокупности объем этих областей применения составляет p25 млрд в год.

Другие применения в данной сфере позволят получить еще столько же.

В целом, годовой объем применения БАС для ДЗЗ в 2020-2023 г.г. составит 50 млрд руб, в к 2035 достигнет $1,5 млрд. В рамках развития данного сегмента до 2020 г. планируется реализовать пилотные проекты в области кадастровой съемки аэромагнитного мониторинга ЛЭП, строительства железных дорог и автодорог, ледовой разведки и охранного наблюдения.

Беспилотники для сельского хозяйства

Друга сфера применения БАС - сельское хозяйство. Здесь беспилотные летательные аппараты могут использоваться для картирования сельхозугодий, расчет NDVI (индекс вегетативности, характеризующего концентрацию зеленой массы с целью эффективного внесения удобрений, борьбы с вредителями и болезнями), мониторинга и обработки посевов, контроля исполнения обязательств производителей по сельхозсубсидиям, мониторингу состояния сельхозугодий при чрезвычайных ситуациях (пожары, засухи, наводнения, налеты вредителей, массовые болезни растений). Страховые компании могут использовать БАС для получение объективных данных для расчета рисков агрострахования и расчета стоимости причиненного ущерба.

В рамках развития данного направления в период до 2018 г. планируется выполнить следующие работы: осуществить мониторинг посевов, виноградников, садовых и парковых насаждений на земле площадью не менее 500 тыс. гектаров; провести пилотный проект по фитосанитарному мониторингу сельхозугодий; разработать методику работ по агрострахованию, созданию карт плодородия почв, совместного применения данных ДЗЗ с БАС, космических и пилотируемых летательных аппаратов для сельского хозяйства. Также должна быть проведена демонстративная обработка сельхозугодий и лесов с помощью БАС, спутников и наземной техники и демонстративные работы с помощью БАС на аквакультурах.

Доставка из интернет-магазинов с помощью беспилотников и суборбитальный туризм

Еще одно применение БАС - доставка грузов. Здесь беспилотная авиация пригодится для грузоотправителей и грузополучателей, курьерских служб (в том числе доставляющих товары из интернет-магазинов), существующим авиатранспортным предприятиям (в качестве альтернативы пилотируемой вертолетной и самолетной доставки), а также медицинским компаниям для экспресс-доставки скоропортящихся фармацевтических препаратов и биоматериалов.

Использование БАС в данной сфере позволяет сократить время и стоимость доставки, расширить географию доставки, обеспечить доставку «до двери». Более отдаленные перспективы - пассажирские перевозки с использование беспилотных летательных средств и суборбитальный космический туризм.

В данной сфере до 2019 г. планируется разработать концепцию применения беспилотных аппаратов для доставки грузов и технических требований, создать экспериментальные образцы БАС в различных категориях грузоподъемности, организовать пилотные проектны в области экспресс-доставки, провести демонстративную перевозка грузов с совместным применением БАС и наземной техники.

Должна быть разработана программа развития беспилотных воздушных перевозок, созданы новые воздухоплавательные аппараты для обеспечения доступности удаленных территорий и новая транспортно-логистическая концепция на основе БАС. Также должны быть разработаны концепция применения суборбитального туризма, выбран полигон для проведения суборбитальных пусков и осуществлены автономные наземные испытания образцов суборбитальных аппаратов.

Спасение с помощью беспилотников

Наконец, БЛА могут использоваться для поиска и спасения людей - в этом сегменте беспилотная авиация позволит снизить стоимость и время проведения спасательных операций. В этой сфере планируется провести исследования возможности оснащения БАС оборудования для полета совместно с пилотируемым воздушным судном в интересах спасения в рамках Арктической зоны РФ; создать экспериментальные образцы бортовых технических средств управления полетами и сетевого взаимодействия; оптимизировать состав сенсорных датчиков; разработать радиооптические системы телеметрии и группового взаимодействия и модульный бортовой комплекс радиационного-химической разведки и раннего оповещения о чрезвычайных ситуациях; создать экспериментальные образцы бортовых модулей автоматизированной доставки грузов к месту аварии на базе БАС; провести исследования создания новой орбитальной космической инфраструктуры для обеспечения мониторинга и управления полетами; создать демонстрационный микроспутник.

Корректировка нормативной базы

Планируется работать и над нормативной базой. Разработчики документа указывают, что принятые в конце 2015 г. изменения в законодательстве установили обязательную регистрацию беспилотных летательных аппаратов весом более 250 г., причем требования к ним предъявляются такие же, как и в сфере обычных летательных аппаратов. Однако система регистрации, сертификации и подтверждения соответствия летательных аппаратов не рассчитана на массовый поток заявок, который ожидается в сфере БЛА. В связи с этим вступление в силу данной нормы привело бы к коллапсу в данной сфере (летом данное требование было отменено).

Другие проблема в нормативной области - разрешительный порядок полетов всех типов воздушных судов над населенными пунктами, который создает преграды для развития сферы экспресс-доставки, и порядок предъявления и легализации материалов аэрофотосъемки, мешающий потребителю оперативно получать необходимые ему материалы.

Дорожная карта предполагает установление требований к регистрации БВС массой менее 30 кг, к деятельности по разработке и ремонту, требования к подготовке специалистов, по авиационной безопасности и страхование БАС. В планах значатся также налоговое стимулирование разработок в области беспилотной авиации, субсидирование малых предприятий, создание образовательных программ и участие в международной работе по разработке стандартов.

Риски

Реализации заявленных планов может помешать ряд рисков. В частности, несвоевременность реализации в Россией предусмотренного программой Внедрение средств вещательного автоматического зависимого наблюдения стандарта автоматического зависимого наблюдения радиовещательного типа (АЗН-В) и неиспользование единого стандарта АЗН-В. Это приведет к необеспечению безопасности совместных полетов пилотируемых летательных средств и БАС.

Также в ряде стран могут быть введены законодательные ограничение на разработку и использование беспилотных летательных аппаратов весом 250 г - это может быть отнесено к исключительной компетенции государства. Кроме того, ряд стран, ссылаясь на «недемократический» и «тоталитарный» строй в России, могут ограничить импорт продукции в сфере БЛА.

Ожидания к 2025 году

Результатами осуществления мероприятий дорожной карты к 2035 г. должно стать: увеличение численность занятых в производстве БАС до 50 тыс. человек, в решениях и услугах в области БАС - до 500 тыс. Экспорт продукции достигнет p15 млрд, площадь покрытия России 3D -картами на основе ГЛОНАСС и цифровой модели Земли составит 600 млн гектаров, а частные инвестиции в данной сфере достигнут 10 млрд.

Авторы документа предупреждают, что без реализации их идей положение рынка беспилотной авиации России будет такое же, как на рынке персональных компьютеров: будет представлено незначительное количество мелких игроков, которые производят продукт среднего качества, используют для сборки преимущественно импортные комплектующие и сбывают продукцию, в основном, на рынке России и стран СНГ.