Спецпроекты

На страницу обзора
Провайдеры услуг ЦОД экспериментируют с новыми поставщиками оборудования

Прошедший 2022 г. стал годом структурной перестройки российского рынка коммерческих дата-центров. В первую очередь, это касается изменение пула поставщиков инженерных решений для ЦОД — ведущие глобальные вендоры объявили об уходе из России, но их место быстро заняли альтернативные поставщики из РФ, Китая и других стран Азии. Однако опыт внедрения этих решений не всегда позитивный. Заказчикам приходится тратить много усилий на изучение и тестирование продуктов, чтобы путем проб и ошибок сформировать новый пул надежных вендоров.

Заморозка проектов продлилась недолго

Весной 2022 г. многие проекты по строительству новых коммерческих площадок ЦОД были приостановлены из-за прекращения поставок систем охлаждения и энергоснабжения. В конце апреля-начале мая, когда появилась определенность насчет новой экономической ситуации, на рынке началось оживление, связанное с задействованием каналов параллельного импорта и продукции альтернативных вендоров.

«В целом в 2022 г. мы ощутили сдвиг проектов примерно на полгода: наши заказчики определялись с закупкой серверов, мы определялись с цепочками поставок и типом оборудования для собственных нужд. Сейчас еще более пристально ведем планирование следующих фаз строительства, прорабатываем логистику, формируем список поставщиков, чтобы соблюдать сроки в более сложных условиях», — делится опытом генеральный директор IXcellerate Андрей Аксенов.

Санкции, безусловно, отразились на темпах строительства новых площадок, согласен генеральный директор 3data Илья Хала. «За прошедший год нам пришлось проделать большой объем работы, начиная от поиска альтернативных вариантов оборудования российских поставщиков и производителей из дружественных стран и заканчивая налаживанием параллельного импорта, — говорит он. — Данные изменения замедлили ввод новых объектов в эксплуатацию, и те площадки, которые мы планировали открыть в прошлом году, нам удалось запустить в работу текущем».

Однако, несмотря на возникшие проблемы, в 2022 г. выручка провайдеров ЦОД выросла на треть, хотя, в немалой степени, из-за роста цен.

Выручка крупнейших российских провайдеров услуг ЦОД в 2021-2022 гг.

№ 2022 № 2021 Название компании Выручка от услуг ЦОД в 2022 г., ₽тыс. с НДС Выручка от услуг ЦОД в 2021 г., ₽тыс. с НДС Выручка 2022/2021, %
1 1 Ростелеком 38 866 045 31 811 254 22,2%
2 2 Selectel 9 767 171 5 817 580 67,9%
3 3 - 5 940 639 5 036 934 17,9%
4 4 IXcellerate 4 889 968 2 930 216 66,9%
5 5 DataPro 3 054 308 2 086 231 46,4%

Было запущено в эксплуатацию 5,5 тыс. новых стойко-мест. При этом точность исполнения сроков по запускам оказалась даже выше, чем во время пандемии.

Крупнейшие поставщики услуг ЦОД в России 2022

№ 2022 № 2021 Название компании Количество стойко-мест на 31.12.2022 Количество стойко-мест на 31.12.2021 Стойки, запущенные в 2022 г. Планы по запускам в 2023 г.
1 1 Ростелеком 15 461 14 109 1 352 6 909
2 2 DataPro 6 131 4 460 1 671 422
3 3 IXcellerate 5 443 4 044 1 399 836
4 4 Selectel 3 500 3 500 0 112
5 5 МТС 2 883 2 883 0 1 637

Источник: CNews Analytics, 2023

Перейти к полной таблице

Это связано с тем, что под многие проекты оборудование было закуплено еще до введения санкций, поэтому уход вендоров не оказал серьезного влияния на сроки запусков этих площадок.

Началось формирование нового пула поставщиков

Каналы параллельного импорта оказались краткосрочным решением — их использовали для тех проектов, где часть оборудования старых вендоров была закуплена и поменять бренд было уже невозможно: дешевле оказывалось дозакупить оборудование, пусть и по завышенным ценам, чем заново проектировать ЦОД на новых решениях. Однако реализация большинства новых проектов происходит уже на продукции альтернативных вендоров из России, Китая и других стран Азии. «Параллельный импорт в силу своей специфики не соответствует многим требованиям в плане стоимости, сроков поставок и наличия техподдержки, поэтому для рынка это, скорее, временное решение, и мы не видим смысла ориентироваться на него в новых проектах ЦОД», — объясняет Михаил Мысов, руководитель проектного офиса по строительству ЦОД Linxdatacenter.

Таким образом, перед владельцами дата-центров стоит задача сформировать новый пул поставщиков из альтернативных отечественных и азиатских производителей. Это нелегкая задача, так как большинство новых продуктов малоизвестны, отсутствуют примеры удачного внедрения. В связи с этим потенциальным заказчикам приходится тратить большое количество времени и усилий на изучение новых решений, включая не только знакомство с документацией, но и выезды на заводы производителей.

«Мы провели огромную работу по актуализации условий и выбору поставщиков для строительства новых фаз наших дата-центров, — рассказывает Андрей Аксенов. — В каждом случае мы оценивали вендоров исходя из ряда важных для нас критериев, среди которых соотношение качества и уровня надежности, стоимость, сроки поставки, гарантийные обязательства поставщиков. Помимо изучения документации наша техническая команда выезжала на предприятия и уже на месте оценивала производственные процессы для разного типа оборудования».

Отечественные решения действительно отечественные?

Если рассматривать российских производителей, то у отечественных вендоров традиционно сильные позиции в области вспомогательного оборудования (системы пожаротушения, серверные шкафы, кабельные системы). Для производства более сложных с технической точки зрения решений (например, ИБП или систем охлаждения) необходим импорт компонентов из-за границы, что создает определенные сложности в производстве. «На сегодняшний день российские производители холодильного оборудования по сути являются крупными площадками для сборки и пакетированию готовых элементов из иностранных комплектующих», — констатирует директор по технологиям дата-центров Selectel Илья Михайлов.

Импортозамещение решений для дата-центров оказалось не такой уж простой задачей

По некоторым позициям нехватка компонентов ощущается особенно остро, в частности, до недавнего в России не производили дизель-генераторных установок необходимой мощности из-за отсутствия соответствующих моторов. Однако постепенно ситуация меняется в лучшую сторону: «Недавно мы заключили договор с российским поставщиком, который приобретает иностранные моторы и собирает ДГУ уже здесь под отечественным брендом. Сейчас выполнена поставка и монтаж первой партии таких установок», — рассказывает Андрей Аксенов. Среди других проблемных компонентов можно выделить литий-ионные батареи и компрессоры для установок охлаждения, которые приходится импортировать из Китая. Год назад эксперты отмечали те же проблемы. Видно, что процесс сдвинулся с мертвой точки, но идет не так быстро, как хотелось бы.

«На рынке есть ряд российских производителей, которые умеют собирать крупные инфраструктурные элементы (ДГУ, ИБП, системы холодоснабжения, сухие трансформаторы), используя иностранные комплектующие. — говорит Илья Михайлов. — Тем не менее, они столкнулись с рядом технических проблем в плане совместимости комплектующих, и сейчас изучают рынок, чтобы найти оптимальную модель для внедрения в свои решения».

«Каждая поломка — это опыт, из которого будут извлекаться ошибки»

Если оценивать качество российской продукции в области охлаждения и энергоснабжения, которые являются ключевыми для функционирования ЦОД, то на рынке нет единого мнения, насколько эти решения соответствуют глобальным стандартам.

Ряд опрошенных CNews представителей отрасли высоко оценивают качество имеющихся продуктов: «Мы видим сильных локальных поставщиков по целому спектру оборудования, например, это источники бесперебойного питания, чиллеры, батареи, системы пожаротушения, трансформаторы», — приводит примеры Андрей Аксенов. Еще более оптимистично настроен Михаил Мысов: «На основании полученного опыта работы с альтернативными вендорами можно сказать, что новые решения во многом даже превосходят привычные бренды по функционалу, стоимости, ТСО и PUE, так что в какой-то степени вынужденное расширение кругозора поставщиков положительно сказалось на новых и текущих проектах», — полагает он.

Однако далеко не все участники рынка согласны с тем, что системы энергоснабжения и охлаждения российского производства созрели для того, чтобы заменить западных вендоров. «Если говорить про высокотехнологичное оборудование, например, системы кондиционирования или энергообеспечения, то достойные российские аналоги мы пока не нашли, поэтому данные решения заказываем через параллельный импорт», — заявил Илья Хала.

Несколько производителей холодильного оборудования готовы предложить решения для ЦОД, однако они имеют ограничения по максимальной мощности одной единицы оборудования, отмечает Илья Михайлов. По его словам, проблемой также является то, что отсутствуют типовые решения, поэтому каждый заказ является «кастомным». А это делает, по его мнению предложения отечественных вендоров неконкурентоспособным по цене, качеству и срокам производства в сравнении с иностранными.

Что касается ИБП российского производства, то они собираются из иностранных компонентов, при этом на рынке также крайне мало референсов использования таких систем. «Каждая поломка или инцидент при эксплуатации таких систем — это опыт, из которого в будущем будут извлекаться ошибки», — комментирует Илья Михайлов.

Западные вендоры приучили клиентов к качественному сервису

Важным вопросом является не только качество самой продукции, но и доступность и качество технической поддержки. «На данный момент отечественные поставщики по сравнению с западными вендорами демонстрируют не столь высокую вовлеченность в процессы заказчика», — утверждает генеральный директор Nubes Василий Степаненко. В связи с этим в новом дата-центре Nubes Alto была сделан акцент на использование азиатских решений: «Нам будет интересно посмотреть, каким образом организовано взаимодействие с заказчиком у китайских вендоров инженерного оборудования ЦОД», — говорит собеседник CNews.

Главная ценность продуктов связана не с их технологической уникальностью, а с уверенностью в их бесперебойной работе, считает руководитель департамента развития продуктовых направлений C3 Solutions (один из ведущих российских вендоров решений для ЦОД) Андрей Штонда. В частности, необходимо иметь собственный склад ЗИП и штат сервисных инженеров, которые обеспечивают необходимый уровень SLA.

Выручка крупнейших российских провайдеров услуг ЦОД в 2022 г.

Выручка в 2022 г., ₽тыс. с НДС
38 866 045
9 767 171
5 940 639
4 889 968
3 054 308
1 980 000
1 580 938
1 579 737
1 564 025
1 505 744

«Принципы работы службы поддержки российских производителей должны быть организованы исходя из тех форматов, которые ушедшие западные игроки привили на рынке, возведя их в формат «must have» уважающих друг друга партнеров по бизнесу. Отечественные заказчики, особенно из сегмента enterprise+, к таким форматам привыкли, и хотят их присутствия во взаимоотношениях с вендором независимо от страны происхождения последнего», — утверждает Андрей Штонда.

Ждать, рисковать или переплачивать за продукцию знакомых вендоров?

В связи с перечисленными проблемами некоторые владельцы ЦОД предпочитают занять выжидательную позицию, чтобы посмотреть, какие из новых решений зарекомендуют себя с лучшей стороны. «Пока мы не строим долгосрочных планов по строительству ЦОД. На рынке много ненадежных вендоров, которые в 2022 г. неожиданно оказались «на коне», но быстро себя дискредитировали. Кроме того, появился ряд новых квази-российских производителей, собирающих оборудование из иностранных комплектующих. Мы посмотрим на результаты проектов, в которых они участвуют, и по результатам примем решение, с кем из них имеет смысл сотрудничать», — объясняет позицию компании генеральный директор DataPro Евгений Богданчиков.

Другие провайдеры, наоборот, считают оправданным риски, связанные с внедрением продукции новых вендоров: «Во всех текущих и планируемых проектах мы стараемся использовать российские решения везде, где это возможно, несмотря на сложности, связанные с настройкой, управлением и стоимостью, — рассказал CNews технический директор «Ростелеком-ЦОД» Алексей Забродин. — К зарубежным решениям прибегаем только в экстренных случаях, когда не остается выбора, при этом ориентируемся на азиатских производителей».

Видно, что российский рынок коммерческих дата-центров пока не выработал единой стратегии, на основе каких решений строить новые объекты. На данный момент ЦОД-провайдеры выбирают из нескольких моделей поведения: продолжать закупать оборудование старых вендоров через каналы параллельного импорта по завышенным ценам и без поддержки, внедрять на свой страх и риск альтернативные отечественные или китайские решения или вовсе приостановить реализацию новых проектов, пока не будет сформирован новый пул надежных поставщиков. Так или иначе, операторам ЦОД придется проделать большую работу по изучению новых инженерных систем, причем зачастую речь будет идти об учебе на собственных ошибках.

Павел Лебедев

Павел Лебедев

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие ЦОД-провайдеры по подведенной мощности 2022
№ 2022 Название компании Совокупная подведенная мощность ко всем ЦОД, МВт (на 31.12.2022) Совокупная подведенная мощность ко всем ЦОД, МВт (на 31.12.2021)
1 Ростелеком (1) 123,0 120,2
2 IXcellerate (1) 97,7 46,0
3 Атомдата-Центр 59,6 43,6
Подробнее

Рейтинги

Выручка крупнейших российских провайдеров услуг ЦОД в 2021-2022 гг.
№ 2022 № 2021 Название компании Выручка от услуг ЦОД в 2022 г., ₽тыс. с НДС
1 1 Ростелеком (1) (2) 38 866 045
2 2 Selectel (2) (3) 9 767 171
3 3 5 940 639
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики услуг ЦОД в России 2022
№ 2022 № 2021 Название компании Количество стойко-мест на 31.12.2022
1 1 Ростелеком (1) (2) 15 461
2 2 DataPro* 6 131
3 3 IXcellerate (3) 5 443
Подробнее