Спецпроекты

На страницу обзора
«Большая тройка» становится «большой четверкой»
Важнейшим событием на российском телекоммуникационном рынке в 2013 г. стало формирование нового федерального сотового оператора Tele2 на основе активов «Ростелекома» и бывшей шведской компании «Тele2 Россия». Уже в среднесрочной перспективе Tele2 может навязать серьезную борьбу «большой тройке». Места на рынке четырем компаниям вполне хватит, а потребитель от растущей конкуренции только выиграет.

История российского оператора Tele2 берет свои истоки на заре развития сотовой связи в нашей стране: в 90-е гг. американско-шведская компания Millicom International Cellular (MIC) создавала в регионах сотовые операторские компании, работающие в аналоговом стандарте D-AMPS. В 2001 г. эти операторы получили возможность перейти на более современную технологию GSM, и вскоре MIC продал свои российские активы шведской компании Tele2. Шведы занялись развитием GSM, параллельно скупая региональные компании сотовой связи, а в 2007 г. выиграли конкурсы на получение лицензий GSM-1800 в 17 регионах. Tele2 отличалась агрессивным продвижением своих услуг, позиционируя себя как сотового дискаунтера. Компания также запомнилась рядом скандалов с участием конкурентов, Роскомнадзора и Федеральной антимонопольной службы.

Нордическое решение

К началу 2013 г. шведский дискаунтер работал уже в 40 российских регионах, в которых проживало 70% всего населения России, и обслуживал около 23 млн абонентов, прочно занимая позицию №4 среди сотовых операторов. Численность сотрудников составляла примерно 3500 человек. «Теле2 Россия» имела рентабельный GSM-бизнес, устойчиво растущий ARPU, однако ее надежды получить лицензии 3G и 4G не оправдались, что лишало возможности развиваться в быстрорастущем секторе передачи данных. Но даже в случае приобретения в будущем лицензий 4G перед компанией неизбежно вставала необходимость осуществления больших инвестиций в строительство сетей. В «голосе» же долго расти не представлялось возможным – этот рынок стагнировал.

Период Событие
2001 г. Шведская Tele2 покупает российские активы компании MIC
2003–2004 гг. Запуск в коммерческую эксплуатацию GSM-сетей в 12 регионах
2005–2007 гг. Поглощение ряда региональных операторов связи
Конец 2007 г. Получение лицензий GSM-1800 в 17 регионах
2008 г. Выделение российского бизнеса в отдельный регион, активное строительство новых сетей. Абонентская база компании превышает 10 млн
2008–2009 гг. Продолжение активной региональной экспансии
2010 г. Абонентская база достигает 18,6 млн, в Воронеже открывается «Объединенный центр обслуживания»
2011 г. Число лицензионных регионов достигает 42. Абонентская база составляет 20 млн
2012 г. Март – испытание первой в России сети стандарта LTE 1800. Осенью оператор запускает сети в 4 регионах Дальнего Востока
2013 г. Март – Группа ВТБ приобретает российский бизнес Tele2. Октябрь – ВТБ продает 50% акций консорциуму стратегических инвесторов (банк «Россия», структуры Алексея Мордашова). Абонентская база достигает 23,7 млн

Источник: Источник: Cnews Analytics, 2014

Весьма ограниченные перспективы роста заставили акционеров задуматься о продаже актива. Поиск вариантов привел к тому, что в марте 2013 г. группа Tele2 приняла решение о продаже своего российского бизнеса группе ВТБ. Сумма сделки с учетом выкупа чистого долга «Теле2 Россия» составила $3,55 млрд. Комментируя сделку, президент и генеральный директор Tele2 Group Матс Гранрид (Mats Granryd) отметил, что с момента начала инвестиций в Россию компания успешно сочетала стратегию разумных приобретений и уверенного органического роста под сильным брендом, а соглашение с ВТБ станет квинтэссенцией работы Tele2. В свою очередь, президент и председатель правления группы ВТБ Андрей Костин выразил уверенность, что темпы развития компании будут опережать рост рынка в целом. В ВТБ сразу дали понять, что планируется активное развитие сети с целью успешно конкурировать с операторами «большой тройки»: «Вымпелкомом», «Мегафоном» и МТС.

Tele2 + «Ростелеком» = Tele2

В октябре 2013 г. группа ВТБ продала 50% акций стратегическим инвесторамбанку «Россия» во главе с Юрием Ковальчуком, а также структурам Алексея Мордашова. В феврале 2014 г. было объявлено о слиянии телекоммуникационных активов Tele2 и «Ростелекома». Компании создали совместное предприятие на базе ООО «Т2 РТК Холдинг», которое владеет всеми операционными активами Tele2. В этом СП акционеры Tele2 получили 55%, а «Ростелекома», – соответственно, 45%. Генеральным директором предприятия в марте был назначен Михаил Носков, член совета директоров банка «Россия» и бывший топ-менеджер «Северстали», а его заместителем стал Александр Провоторов, который ранее возглавлял «Ростелеком».

В конце марта 2014 г. завершился первый этап объединения активов – под контроль Tele2 перешли семь «дочек» «Ростелекома»: «Скай Линк», «Нижегородская сотовая связь», «Байкалвестком», «БИТ», «Волгоград-GSM», «Енисейтелеком» и «АКОС». На втором этапе, который планируется завершить в течение 2014 г., в Tele2 будут внесены интегрированные сотовые активы «Ростелекома» (выделены в ЗАО «РТ-Мобайл»). Таким образом, до конца 2014 г создание четвертого федерального оператора в России будет завершено.

После объединения мобильных активов совокупная абонентская база компании Tele2 составит более 38 млн человек, а число регионов присутствия составит более 60. А консолидация лицензий Tele2 и «Ростелекома» позволит новому федеральному оператору работать практически на всей территории России, за исключением нескольких регионов. Судя по заявлениям топ-менеджеров, полное покрытие услугами компании всей территории России – дело времени.

Изменение макрорегиональной структуры Tele2 в результате сделки с «Ростелекомом»

tele2_map2.jpg

Источник:Tele2, 2014

Михаил Носков подчеркивает, что главными приоритетами Tele2 являются запуск операций в Москве, запуск 3G в действующих регионах Tele2, проведение ребрендинга в существующих регионах «Ростелекома», эффективная интеграция бизнеса на Урале и, конечно, выход в новые регионы. Александр Провоторов добавляет, что стратегический вектор развития компании предполагает существенный рост количества регионов, где новый сотовый оператор будет вести операции после интеграции мобильных активов «Ростелекома». А измененная макрорегиональная структура (введены девять макрорегионов вместо семи), по словам Александра Провоторова, призвана повысить эффективность управления компанией, позволить быстрее выходить в новые регионы и строить сети следующего поколения. Используя возможности «Ростелекома», объединенная компания сможет предлагать комбинированные услуги мобильной и фиксированной связи на федеральном уровне.

Перспективы и прогнозы

Согласно стратегии «Ростелекома», их совместное с Tele2 предприятие будет постепенно отъедать доли у игроков «большой тройки» и к 2018 г. завоюет не менее 25% рынка мобильной связи, что должно позволить сместить с третьей позиции «Вымпелком». Как ожидается, выручка объединенной компании будет расти в среднем на 15% в год и в 2018 г. достигнет i212 млрд. Если к началу 2014 г. Tele2 и «Ростелеком» сообща контролировали 16% базы мобильных абонентов в России, то через 4 года этот показатель планируется увеличить до 23%. Как ожидается, самый большой вклад как в рост численности абонентов, так и увеличение выручки внесет Москва. Ожидается, что сеть Tele2 в московском регионе полностью заработает в середине 2015 г.

Сегментация абонентской базы на начало 2014 г.

segmentatsiya_abonenty.png

Источник: Cnews Analytics, 2014

Чтобы реализовать заявленные планы, Tele2 необходимо будет как можно скорее построить в сети в новых регионах (в частности, в Москве), получить недостающие лицензии, активизировать работу розницы. Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин соглашается, что создание совместного предприятия и эффективная интеграция активов Tele2 и «Ростелекома» будет способствовать формированию конкурентоспособной компании, сопоставимой по масштабам бизнеса с лидерами рынка, уже в среднесрочный период. В целом, по его словам, заявленные целевые уровни выглядят вполне реалистично, даже учитывая насыщенность рынка и высокую конкуренцию. Одним из ключевых факторов роста может выступать масштаб бизнеса, диверсификация, агрессивная ценовая политика и активное внедрение LTE, полагает аналитик.

С финансированием амбициозных планов у Tele2 проблем возникнуть не должно: имея в акционерах столь мощную финансовую структуру, как ВТБ, можно рассчитывать на достаточную инвестиционную поддержку. В июне стало известно, что ВТБ открыла оператору кредитную линию на $5 млрд, средства которой будут использованы для рефинансирования долга и строительства сетей по всей России.

Показатель 2012 2013 2013/2012, %
Выручка, iмлрд 59,5 65,3 10
EBITDA, iмлрд 21,7 24,2 12
Число абонентов, млн 22,72 23,72 4
ARPU, i 229 234 2
MOU, мин. 257 266 4

Источник: Tele2, 2014

По оценке J'son & Partners Consulting, чтобы выйти в новые субъекты и занять на них долю не ниже 10%, компании понадобится не менее двух-трех лет. «На первом этапе Tele2 будет вынужден продолжать использовать стратегию дискаунтера, которая обеспечивает оператору в регионах присутствия быстрый набор абонентской базы даже в отсутствие 3G/4G-лицензий, – считает Сергей Шавкунов, исполнительный директор J’son & Partners Consulting. – В среднесрочной и долгосрочной перспективе усиление позиций Tele2 будет происходить за счет 3G и LTE-активов «Ростелекома» и административного ресурса».

Наиболее вероятно, что на первом этапе развития наиболее сильные позиции компания сможет занять на региональных рынках присутствия Tele2, особенно в тех локациях, где уровень конкуренции ниже среднего по рынку.

Андрей Арсентьев

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2014 - м
Выручка от проектов в телекоме 2013, тыс. руб. Рост 2013/2012, %
1 21 551 800 -31.08%
2 17 671 091 -2.42%
3 7 580 250 -10.97%
Подробнее

Рейтинги

CNews Telecom 2014: Крупнейшие телекоммуникационные компании России
Преимущественная бизнес-модель Выручка 2012, iтыс.
1 Сотовая связь 378 240 000
2 Сотовая связь 332 435 000
3 Сотовая связь 272 336 000
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2014
Выручка от проектов в телекоме 2013, тыс. руб. Рост 2013/2012, %
1 21 551 800 -31.08%
2 17 671 091 -2.42%
3 7 580 250 -10.97%
Подробнее

Рейтинги

CNews Telecom 2014: Крупнейшие телекоммуникационные компании России - м
Преимущественная бизнес-модель Выручка 2012, iтыс.
1 Сотовая связь 378 240 000
2 Сотовая связь 332 435 000
3 Сотовая связь 272 336 000
Подробнее