Разделы

SMB Документооборот

СМБ готов платить за СЭД

По данным аналитического опроса компаний СМБ-сектора, работающих в разных сферах экономики, расходы на СЭД в 2011 году вырастут на фоне восстановления рынка после последствий кризиса. Такая тенденция актуальна и для российских клиентов, считают опрошенные CNews эксперты.

Компания Xerox в сотрудничестве с аналитическим агентстсвом Panaly Consulting подвела итоги опроса 120 предприятий среднего и малого бизнеса, работающих в регионе вокруг Персидского залива в банковской и финансовой сфере, здравоохранении, рекламе, промышленности и госсекторе. Выяснилось, что 81% опрошенных запланировали повысить расходы на решения в области СЭД и только 19% компаний оставят их на прежнем уровне. Компании испытывают трудности с обработкой больших потоков информации, связанных с бумажным документооборотом внутри организаций и за их пределами, – только у 8% респондентов вся документация перемещается в электронном виде (у 72% - в бумажном и электронном), а 28% респондентов заявляют, что ежедневно они печатают более 150 листов бумаги (меньше 50 страниц печатают 56% компаний).

Руководители бизнеса, как показывает опрос, стремятся к внедрению решений в области электронных архивов и к системам сканирования, хотя при всем при этом 40% бизнесменов вообще не понимают преимуществ электронного документооборота. Среди ключевых факторов, которыми руководствуются заказчики при выборе СЭД, названы узнаваемость бренда (39%), гибкость решений (29%) и их стоимость (11%). Также в исследовании отмечается стремление компаний внедрять СЭД с более удобным пользовательским интерфейсом, а также переводить управление документами на аутсорсинг.

Российские эксперты рынка СЭД выражают согласие с данными аналитиков по арабским странам, однако не торопятся переводить их на российские реалии. "Экономика стран, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман и Катар), за последние 50-60 лет показала небывалый рост. За это время страны ССАГПЗ семимильными шагами не просто прошли, а скорее пробежали путь от примитивного земледелия, кочевого скотоводства и промыслов к современному производству и строительству, развитому финансовому, туристическому сектору. Конечно же, катализатором стало открытие и начало разработки нефтяных месторождений, но в последнее время добавились новые источники средств: туризм, торговля, финансовые услуги. В экономике этих стран, особенно ОАЭ, очень велика доля заемных денежных ресурсов. Именно поэтому такое сильное влияние на ОАЭ оказал финансовый кризис, последствия которого продолжают сказываться и сейчас. Если бы такое исследование проводилось в Западной Европе, то результаты (процент планирующих инвестировать в СЭД) были бы такими же или чуть выше, прежде всего, в силу давления, оказываемого на компании многочисленными регуляторами", - рассуждает Сергей Бушмелев, ИТ-аналитик Directum. По его мнению, Россия, в отличии, например, от ОАЭ, менее охотно слезает с "нефтяной иглы", но в ней также отмечается интерес к СЭД-решениям. Тем не менее, если говорить о секторе СМБ, то интересуются и внедряют СЭД больше средние, чем мелкие компании. Эксперт отмечает, что для российского СМБ фактор цены решения более значим, чем "именитость" поставщика.

Региональная специфика могла оказать некоторое влияние на итоги опроса, считает Сергей Полтев, специалист по продуктам компании ЭОС, однако он предполагает, что результаты на любом другом растущем рынке выглядели бы примерно так же. "Электронное управление документами позволяет повысить эффективность и управляемость бизнеса, а значит - получить конкурентные преимущества. Для компаний, работающих на развивающихся быстрорастущих рынках, это особенно важно - промедление и неэффективность сегодня приводят к потере потенциальных возможностей завтра. В этом смысле результаты опроса с определенной долей осторожности можно интерполировать на российский рынок", - полагает он.

Павел Житнюк, эксперт-аналитик "Корус Консалтинг", уверен, что региональный фактор, безусловно, имеет значительное влияние: как правило, массовая потребность во внедрении информационных систем и оптимизации бизнес-процессов возникает на высококонкурентных (Западная Европа, США, некоторые страны Азии (Сингапур)) рынках, достигших той степени зрелости, когда скорость и качество работы с клиентами дает реальное преимущество. "Модели развития экономик "нефтяных" стран отличаются от моделей постиндустриальных развитых стран: потребности, особенно малого и среднего бизнеса, в автоматизации бизнеса, в том числе документооборота, меньше. Помимо этого, в развивающихся странах (в т.ч. так называемых "нефтяных") экономика находится в стадии бурного роста, темпы ее развития выше, чем в развитых странах, поэтому прибыль от текущей операционной деятельности компаний больше, чем от экономии на издержках, к которым относится и бумажный документооборот", - замечает он.

Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision, полагает, что существенной разницы в региональном аспекте между малым и средним бизнесом в ОАЭ и в Западной Европе по отношению к задачам управления документами нет, в то время как в России цифры проникновения ИТ именно в этом сегменте были бы существенно меньше, а в малом бизнесе потребностей в управлении документами практически еще не сформировалось вообще. С ним согласен и Александр Бейдер, директор по развитию направления ECM в Terralink. Он не считает, что страны этого региона сильно отличаются по своему уровню зрелости и ментальности от Европы, тем более когда речь заходит о бизнесе, а не об идеологии. Кроме того, это экономически развитые государства, а топ-менеджеры чаще всего учились на западе и активно используют этот опыт. В качестве примера он приводит неофициальные данные о том, что в Королевской нефтяной компании Саудовской Аравии количество рабочих мест EMC Documentum совпадает с количеством рабочих мест SAP ERP при общем количестве автоматизированных рабочих мест более 30 тыс.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Рассуждая о выводах исследования, в которых говорится о росте аутсорсинга электронного документооборота, эксперты находят данные результаты относительно правдоподобными. "У компании, решившей внедрять DMS (СЭД), по большому счету, есть два пути - on premise-решение или SaaS. Ограниченность ресурсов небольшой компании подталкивает ее к SaaS-решению", - говорит Сергей Бушмелев, отмечая, что, в отличие от крупного бизнеса, который может себе позволить специалистов-документоведов, у СМБ в этой области имеется явный недостаток компетенции, что наглядно показывает исследование. Господин Бейдер, в свою очередь, не видит противоречий в использовании аутсорсинга при отсутствии полного электронного документооборота. "Аутсорсинг – это признак зрелости рынка, когда компания передает непрофильные малоэффективные функции в специализированную компанию, которая может выполнять их гораздо дешевле за счет массовости обработки и возможности применения соответствующих технологий. Понятно, что такой аутсорсинг могут себе позволить только очень крупные компании с развитым бизнесом, и очевидно, что таких организаций на рынке менее 40%", - говорит он, отмечая, что в России подобные услуги существуют, в основном, в областях хранения бумажных документов, массового ввода информации, а также массовой печати клиентских документов.

"Очень перспективной формой аутсорсинга является вынос первичной обработки финансово-хозяйственных документов в единые центры обслуживания (ЕЦО), расположенные в регионах с благоприятным для работодателей рынком труда. По такому пути идут сейчас многие крупные территориально распределенные российские компании. Типичными задачами, которые передаются в такие центры, являются: массовый ввод первичных финансово-хозяйственных документов и подготовка их для последующей обработки в ERP, обработка входящих счетов поставщиков, обработка персональной информации, ведение корпоративных гетерогенных архивов и другие. Соответственно, возрастают потребности в специализированной функциональности ЕСМ-систем, способных поддерживать эффективное выполнение таких задач", - замечает г-н Бейдер.

Сергей Полтев считает, что, несмотря на существование определенной специфики в управлении документами и электронном документообороте, использование аутсорсинга и моделей SaaS выглядит вполне логичным. Рассматривая результаты, согласно которым только 8% компаний полностью перешли на электронный документооборот, он соглашается с тем, что это происходит не за один день, а поэтапно и поступательно, чтобы минимизировать все возможные риски. В этом смысле, отмечает он, гораздо интереснее выглядит другой результат - 72% компаний уже используют электронный документооборот наряду с бумажным, что означает, что процесс перехода к e-документам уже запущен. "Таким образом, не исключено, что при повторении подобного опроса через несколько лет, мы увидим по этому параметру уже около 80% вместо 8%", - подытожил эксперт. С его точкой зрения не согласен Павел Житнюк, полагающий, что аутсорсинг, как правило, является одной из высших точек развития бизнес-процессов и востребован в тех странах/отраслях, где высокая конкуренция, сдержанное развитие рынка и внимательное отношение компаний к собственным затратам заставляет выносить все неключевые функции бизнеса на сторону, и, поскольку необходимость аутсорсинга самого электронного документооборота неочевидна пока даже для многих "продвинутых" западных компаний, прогнозировать его бурное развитие в регионе стран-участниц опроса не представляется возможным.

В целом, эксперты считают, что опрос отражает реальное положение дел в сфере управления документами – как бумажными, так и электронными - на фоне невысокого проникновения безбумажных технологий.

Михаил Демидов