Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Интернет E-commerce

Часть российской Qiwi продали японцам

Qiwi нашла иностранного партнера, который должен помочь группе в осуществлении иностранной экспансии: 14,9% акций компании приобрел японский холдинг Mitsui&Co, получив при этом права блокирующего акционера. Полученные средства россияне намерены использовать для выхода на рынки США, Бразилии и ряда европейских стран.

Лидер российского рынка по приему платежей - группа Qiwi – объявила о продаже 14,9% своих акций японскому холдингу Mitsui&Co. Акции были проданы пропорционально существующими акционерами Qiwi - Mail.ru Group и менеджментом, их доли сократились до 21,4% и 63,7% соответственно. Сумма сделки не разглашается, по оценкам «Финам», она могла составить $60 – 70 млн.

Акционеры Qiwi будут принимать решения на основе консенсуса, сообщили в компании. Источник, близкий к Qiwi, пояснил, что в связи с приходом Mitsui&Co было изменено акционерное соглашение группы. Если раньше большинство решений (смена гендиректора, допэмиссия акций и др.) принимались голосами более чем 75% акционеров, то теперь планка повысилась до 90%. Таким образом, и Mitsui&Co, и Mail.ru Group будут обладать правами блокирующих акционеров.

Группа Qiwi (до конца прошлого года называлась OE Investments) образовалась в середине 2007 г. путем слияния платежных систем ОСМП и E-port. Изначально 72% акций E-port принадлежали фонду DST (в конце прошлого года переименованному в Mail.ru Group), который после слияния обменял свою долю на 25,09% акций новой компании. 76,91% акций отошли менеджерам обеих компаний, имена которых не раскрываются. По данным источника CNews, в их числе: президент группы Qiwi, основатель ОСМП Андрей Романенко, его отец Николай Романенко, председатель совета директоров группы, основатель E-port Борис Ким и основатель обслуживающего Qiwi «1 процессингового банка» Сергей Солонин.

По итогам 2009 г. Qiwi заработала 6,1 млрд руб., показатель EBITDA составил 785 млн руб., чистая прибыль – 467 млн руб. В группу Qiwi входят также организатор электронных лотерей «Лотоинтегратор», система рекламы на платежных терминалах «Qiwi реклама» (бывшая «Директ контакт»), а с конца прошлого года - «1 процессинговый банк» и производитель фискальной техники для платежных терминалов Paykiosk.

Mitsui&Co – международная диверсифицированная корпорация, работает в 66 странах мира в различных отраслях: финансовая деятельность, потребительские товары, химическая, автомобильная, судостроительная промышленность, логистика, полезные ископаемые и др. В России у Mitsui 9 дочерних компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых, машиностроением, продажей автомобилей, поставками и обслуживанием технологического оборудования и др.

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

По словам Андрея Романенко, привлечение международного партнера необходимо группе, в первую очередь, для осуществления международной экспансии. Сейчас, помимо России, Qiwi работает в Китае, ЮАР, Аргентине, Панаме, Колумбии, Малайзии, Вьетнаме, Болгарии, Румынии, а также в Украине, Белоруссии, Казахстане, Молдавии и Грузии. В планах на этот год – выход в США, Бразилию, Словакию, Сербию, Киргизию, Латвию и другие страны.

В новых странах Qiwi может предлагать самые различные сервисы. Например, в Азербайджане компания продает карты для оплаты газа, которые пополняются в терминалах и вставляются в газосчетчики. При этом компания отказалась от идеи выхода во все страны СНГ, в частности, Qiwi покинула рынок Армении после того, как в этой республике была введена банковская модель приема платежей (предполагает наличие у платежной системы собственной розницы).

Игорь Королев