Разделы

Бизнес Кадры Интернет Веб-сервисы Искусственный интеллект

Нейросети уничтожают интернет. Масштабный сбой устроила не Amazon, а кривой ИИ, заменивший живых ИТ-шников

Amazon уволила почти половину инженеров своего облачного сервиса и заменила их непроверенной нейросетью. Почти сразу после этого случился глобальный сбой интернета – в течение нескольких часов не работали крупнейшие серверы. Amazon – главный игрок на мировом рынке облаков, и потому любой сбой в ее системах критичен для Всемирной паутины.

Не очень умный ИИ

Недавний сбой в работе облачного сервиса Amazon Web Services, на долгие часы отключивший значительную часть интернета, может быть связан с неправильной кадровой политикой Amazon, как пишет портал 80LV, она уволила около 40% DevOps-инженеров Amazon Web Services и заменила их искусственным интеллектом.

Само по себе подобное поведение компаний – не редкость, некоторым даже удается уволить всех, встроить нейросеть во все аспекты бизнеса и едва успевать считать растущую прибыль. Однако сейчас это явно не тот случай.

По информации 80LV, инженеры были заменены не просто искусственным интеллектом, а экспериментальной нейросетью, стабильность которой была явно под вопросом. Ей доверили управлять инфраструктурой AWS и она, судя по тому, как лихорадило Всемирную паутину в 20-х числах октября 2025 г., со своей задачей не справилась.

Что произошло

Неполадки в работе облаков Amazon вылились во временное прекращение работы платежной системы Venmo, сайта госуслуг Великобритании, веб-сервисов банков Lloyds, Bank of Scotland и Halifax и заодно мессенджера Snapchat. В дополнение к ним зацепило целый ряд умных устройств, в том числе смарт-замки, велотренажеры Peloton и даже умные матрасы Eight Sleep, велотренажёры и приложение Peloton. Перестали функционировать даже устройства умного дома от Amazon – выключатели, розетки и пр. Подробнее об этом читайте в материале CNews.

Нет никаких гарантий, что в обозримом будущем ИИ Amazon не спровоцирует еще один сбой

А случилось это все в том числе, потому, что гигантская часть Всемирной паутины так или иначе завязана на облачные сервисы Amazon. Она хоть и не монополист на этом рынке, но является крупнейшим игроком на нем с 30-процентной долей по итогам II квартала 2025 г. (данные Statista.com).

Ее ближайший конкурент – Microsoft с 20%, на третьем месте Google с 13%, а затем идут Alibaba (4%), Oracle (3%) и Salesforce вместе с IBM и Tencent. У каждой из них по 2% рынка.

Из этой статистики можно сделать важный вывод. Почти весь мировой рынок облаков контролируют США – из перечисленных восьми компаний шесть являются американскими и удерживают в сумме 70% рынка. 63% рынка – руках всего трех корпораций.

«Независимо от того, был ли поломан серверы из-за ИИ или нет, тот факт, что от него пострадало так много компаний, должен означать, что нам нужно больше поставщиков облачных сервисов», – пишет 80LV. Издание также упоминает случай со сбоями компьютеров на Windows по всему миру – летом 2024 г. из-за кривого обновления ПО компании Crowdstrike миллионы ПК на планете вышли из строя и остановили работу кафе, ресторанов, торговых центров, банков и даже аэропортов.

Не утечка, а осушение

Amazon до сих пор не прокомментировала спровоцированный ею крупномасштабный сбой в работе Глобальной сети. Между тем, как пишет 80LV, многие аналитики не сомневаются, что всему виной – именно пришедший на смену инженерам искусственный интеллект.

Издание The Register тоже полагает, что случившееся – следствие ухода из AWS множества специалистов. Оно не называет их количество, даже приблизительное, но заявляет, что каждый ушедший инженер забрал с собой накопленные за многие годы работы знания и опыт. Притом в некоторых случаях эти знания были узкоспециализированными и затрагивали исключительно работу облаков Amazon – уволенные специалисты имели огромный опыт перманентного поддержания AWS в функциональном состоянии.

«Диасофт» автоматизирует учет ЦФА для финансовых организаций: решение уже работает в 10 банках
ИТ в банках

The Register пишет, что в период с 2022 по 2024 гг. Amazon уволила свыше 27 тыс. человек. Сколько из них работали в AWS, пока неизвестно, но, вероятно, в отчете Amazon за 2025 г. вновь будет указано про массовое сокращение штата.

Для примера, в июле 2025 г. Amazon объявила, что в кратчайшие сроки отправит искать новую работу несколько сотен сотрудников AWS. CNews также писал об увольнениях в AWS в апреле 2024 г.

Юрий Чехович, к. ф.-м. н., эксперт в области академической этики, машинного обучения и ИИ, ведущий эксперт Института проблем управления РАН, основатель сервиса интеллектуальной проверки академических работ «Думейт», сказал CNews: «История подается и звучит, как тревожный сигнал. На мой взгляд, это последствие внедрения искусственного интеллекта без понимания его ограничений, его природы и основных принципов работы. Настоящая причина инцидента — не в самом искусственном интеллекте как технологии, а в незрелых подходах к его внедрению. Сейчас многие воспринимают ИИ как волшебную палочку, забывая о необходимости стратегии, контроля и сохранения человеческой экспертизы. ИИ сам по себе не может обрушить интернет. Это делают люди, которые возлагают на технологии чрезмерные ожидания. Для того, чтобы ИИ работал во благо бизнеса, нужно продумать его встраивание в контекст самих процессов, которое должно строиться на следующих базовых принципах: Первое — понимание ограничений. Алгоритмы не обладают сознанием здравого смысла и не умеют действовать в непредсказуемых условиях, они сильны только в известных сценариях. Нельзя сразу взять и доверить ИИ управление важными процессами. Любой процесс, который мы хотим переложить на алгоритмы ИИ должен начинаться с пилотных проектов и постоянным контролем результатов. И такой немаловажный вопрос, как ответственность. Может ли ИИ отвечать за результаты? Очевидно нет, поэтому автоматизация должна включать встроенные точки проверки, ручное подтверждение и предусматривать механизмы отката решений. Очевидно, что нейросеть не может быть единственным участником процесса. Второе — сохранение человеческой экспертизы. Когда компании массово заменяют людей ИИ-инструментами, они теряют то, что не описано в коде: опыт, наблюдательность, способность к импровизации, способность увидеть аномалию до того, как произойдет сбой. От части именноэто описано в ситуации с Amazon - после увольнения инженеров в инфраструктурной компании ушли и знания, которые не описаны. ИИ не исключает человека из процесса, внедрение ИИ требует нового типа специалиста — куратора, интегратора, аналитика, ответственного за качество и интерпретацию решений алгоритма. И третье — культура критического мышления. К сожалению, это остается очень острым вопросом, мало кто действительно объясняет, преподает, внедряет критическое мышление. А это важнейший навык для работы с любыми ИИ инструментами. Сервисы галлюцинируют, придумывают информацию, перепроверка любой информации должна сразу встраиваться в процессы. Нужно не просто уметь пользоваться, а понимать, где границы, где нужна проверка и где модель может ошибиться. Таким образом, тезис о том, что "нейросети уничтожают интернет", является очевидным преувеличением. Реальная проблема — в непрофессиональном и поспешном внедрении технологи ради хайпа, лишенном необходимых управленческих и контрольных механизмов».

Геннадий Ефремов



Будущее IT и цифровых коммуникаций обсудят на Толк Шоу Будущее IT и цифровых коммуникаций обсудят на Толк Шоу

erid: 2W5zFH93NQ8

Рекламодатель: Акционерное общество «Производственная фирма "СКБ Контур"

ИНН/ОГРН: 6663003127/1026605606620