Спецпроекты

Alibaba потратит $30 млн на перенос данных пользователей в Россию

Бизнес Законодательство Интеграция

Китайская Alibaba арендовала в Москве ЦОД, в котором будет хранить данные российских пользователей и осуществлять все свои ИТ-процессы в России. Затраты на это оцениваются в $30 млн.

Alibaba переносит данные

Китайский гигант электронной коммерции Alibaba начал перенос данных российских пользователей на территорию России. Компания уже арендовала в Москве ЦОД, который будет обеспечивать работу принадлежащих ей торговых онлайн-площадок AliExpress и Tmall, а также логистического подразделения компании под названием Ciaonao. На базе ЦОДа будут протекать все российские ИТ-процессы компании, там же будут храниться персональные данные россиян.

Затраты Alibaba на этот проект составят примерно $30 млн. Об этом сообщает РБК со ссылкой на представителя AliExpress в России Антона Пантелеева. Опрошенные изданием эксперты считают сумму незначительной в сравнении с теми средствами, которые Alibaba тратит на свое развитие на других рынках.

Российский ЦОД

По собственным данным РБК, ЦОД был арендован у компании DataLine. Его оператором является компания Orange Business Services. Для начала Alibaba планирует занять 200 стоек, к которым подведены шесть каналов, рассчитанных на передачу до 10 гигабит данных в секунду. Чтобы сотрудники, обслуживающие стойки Alibaba, смогли быстро решать рабочие вопросы с центром мониторинга в Китае, Orange Business Services набрала команду со знанием китайского языка.

Китайская Alibaba арендовала в Москве ЦОД

Alibaba пользуется российскими серверами с 2015 г., но до этого арендуемые мощности не были такими значительными и располагались в разных ЦОДах. Наличие собственного ЦОДа, запуск которого состоится 11 ноября 2017 г., позволит компании хранить данные в одном месте.

Для российских пользователей

Благодаря переносу данных в Россию сайты AliExpress и Tmall будут загружаться на устройствах российских пользователей на 20% быстрее, утверждает Пантелеев. Также на базе ЦОДа могут быть созданы различные локальные сервисы, в частности, русскоязычный поисковый движок. Над разработкой этих сервисов трудится более десяти специалистов, нанятых AliExpress за последние шесть месяцев в России.

По словам Пантелеева, Россия является одним из трех самых приоритетных для компании рынков. ЦОД был арендован в связи с ростом количества заказов от российских покупателей, который был спровоцирован в том числе запуском в сентябре площадки Tmall.

Поправки к закону «О персональных данных»

В июле 2014 г. были приняты поправки к закону «О персональных данных», которые обязывают иностранные компании, имеющие дело с персональными данными россиян, хранить эти данные на территории России. Новые правила вступили в силу с 1 сентября 2015 г. За их выполнением следит Роскомнадзор. Сайты тех компаний, которые не выполняют закон, могут быть заблокированы в России по требованию ведомства. Также компания может быть оштрафована на сумму до 300 тыс. руб.

Незадолго до принятия поправок, в июле 2015 г., Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) прозондировала готовность компаний выполнить новый закон. В исследовании РАЭК приняли участие Mail.ru, «Яндекс», Rambler, Google, eBay, Booking.com, Ozon.ru, IBM, SAP, Samsung, Visa, Uber и другие отечественные и зарубежные корпорации. По итогам опроса, 54% компаний сообщили, что смогут перенести данные на российские серверы в установленные сроки. Еще 27% сказали, что могут сделать это частично, а 19% уведомили, что перенести данные не смогут.

Выполнение закона

Apple предприняла шаги к выполнению закона еще в июле 2015 г., когда провела тендер на аренду серверов в России. В результате компания арендовала часть стоек ЦОДа IXcellerate. В этом же дата-центре разместил информацию сервис Booking.com, который в ходе бронирования мест в отелях получает паспортные данные россиян.

Google начала договариваться с российскими ЦОДами о хранении данных примерно за полтора года до вступления в силу новых поправок. Весной 2015 г. выяснилось, что часть информации компания хранит в дата-центрах «Ростелекома». Без согласия партнеров Google не раскрывает их названия. Согласно некоторым источникам, компания завозит в арендованные ЦОДы собственные стойки и серверы, оплачивая только помещение.

Летом 2015 г. перенос данных в Россию начали AliExpress, eBay, PayPal, Uber и другие компании. В октябре 2015 г. о перемещении данных заявил мессенджер Viber. На российских серверах он хранит логины, пароли и номера телефонов, но не сообщения пользователей. В апреле 2017 г. Twitter сообщил, что начнет выполнять закон уже в первом полугодии 2018 г., переместив персональные данные россиян в российские ЦОДы. В 2017 г. Роскомнадзор не собирается проверять ни Twitter, ни Facebook на предмет выполнения закона. Facebook пока не делал заявлений о переносе данных в Россию, однако представители компании находятся в диалоге с Роскомнадзором.

В ноябре 2016 г. за невыполнение закона в России была заблокирована соцсеть LinkedIn. Роскомнадзор объясняет блокировку именно этого нарушителя, а не других, тем, что компания не вела с ведомством диалог о выполнении правил и допускала масштабные утечки персональных данных.



Профиль месяца

Банки должны переходить на односкоростную архитектуру

Дмитрий Гарбар

управляющий директор компании «Новая Афина»

Точки роста

На какие проекты расходуется четвертый по величине региональный ИКТ-бюджет

Игорь Никитин

министр ИТ Пермского края