В условиях рекордно низкого уровня безработицы в России растет конкуренция за кадры. Чтобы привлечь новых сотрудников и мотивировать тех, кто уже работает в коллективе, компании используют различные цифровые инструменты, которые помогают специалистам адаптироваться на новом месте, создать прозрачные системы оценки эффективности труда, а также построения карьерного трека. CNews Analytics собрал информацию о самых масштабных публичных проектах по внедрению HR-сервисов российских разработчиков.
Импортозамещение и кадровый голод
Все больше предприятий используют комплексные отечественные HR-платформы. Даже после реализации крупных проектов внедрения подобных систем поставщики решений продолжают наращивать выручку. Об этом свидетельствуют результаты рейтинга CNews Analytics «Крупнейшие игроки рынка HR Tech в России». Топ-50 компаний в 2024 г. заработали ₽24 млрд, что на 7,11% больше, чем в 2023 г. При этом отдельные вендоры из первой десятки лидеров нарастили объем выручки за год от 10 до 130%.
Спрос на такие решения обусловлен несколькими факторами: непрекращающимся процессом импортозамещения, ростом количества и качества российских разработок, а также кадровым голодом, который вынуждает организации перевести рутинные процессы в «цифру». В силу того, что проектов внедрений систем по найму и управлению персоналом становится больше, CNews Analytics впервые публикует рейтинг, включающий самые масштабные кейсы по интеграции отечественных HR-сервисов в ИТ-периметр различных организаций. В рейтинг вошли комплексные проекты, реализованные российскими разработчиками. Все представленные кейсы публичные. От одного вендора включался лишь один проект — самый крупный и завершенный в период 2022–2025 гг. (или находящийся на финальной стадии внедрения). Проекты ранжировались по количеству пользователей сервиса. Все решения, представленные в исследовании, зарегистрированы в Реестре российского ПО.
В рейтинге отражены проекты по внедрению комплексных решений — программного обеспечения, автоматизирующего HR-процессы внутри компании. Платформы включает несколько из перечисленных функций: поиск специалистов, пребординг, онбординг, адаптация, организация офисного пространства, построение карьерного трека, оценка эффективности выполнения рабочих задач. В исследовании не отражены публичные проекты, в которых не упоминается информация о масштабе, количестве пользователей, периоде реализации и заказчике. Также в рейтинг не вошли кейсы, в рамках которых были внедрены решения преимущественно для организации кадрового электронного документооборота. Исследование подобных проектов CNews Analytics публиковал ранее.
1. «Стрелка» в «Ростелекоме»
Самый крупный публичный проект по внедрению HR-системы в России реализовала компания «Лукоморье». Она внедрила в организации «Ростелеком» систему визуализации и управления объектами офисного пространства «Стрелка». Интерактивная карта показывает план очных и гибридных встреч в переговорных комнатах, какие сотрудники находятся на месте и в целом отражает, насколько эффективно используется рабочее пространство.
В компании «Лукоморье» добавили, что система помогает HR-специалистам организовывать онбординг новичков. Приложение «Стрелка» проводит сотрудников по адаптационному маршруту к рабочему месту, показывая карту всего офиса.
Реализация проекта состоялась в 2025 г. Система доступна внутри компании для 140 тыс. пользователей. После интеграции «Стрелки» «Ростелеком» перераспределил рабочие места и отказался от части ранее арендуемых объектов. Так, только в одном из офисов российского оператора удалось сократить площадь используемых пространств, где размещались ИТ-специалисты, в два раза. Годовая экономия средств достигла ₽124 млн.
2-3. «Поток Рекрутмент» в «Трубной металлургической компании»
Следом расположилась компания «Поток». В 2024 г. вендор реализовал проект по внедрению платформы «Поток Рекрутмент» в ИТ-контур «Трубной металлургической компании». Теперь на предприятии этой системой пользуются 60 тыс. человек.
После внедрения HR-платформы все процессы, связанные с наймом и управлением персоналом, автоматизированы. Решение собирает отклики кандидатов из разных источников, формируя единую базу с историей взаимодействий, оценками, формируя «цифровой след» каждого кандидата. В итоге процесс проверки потенциальных сотрудников службой безопасности сократился в несколько раз — с 2 недель до 2 дней. В компании заработала единая прозрачная база специалистов, обеспечивающая эффективное трудоустройство — до 500 новых сотрудников каждый месяц.
«Мы можем анализировать любые метрики: скорость закрытия вакансий, источники кандидатов, продуктивность рекрутеров. Воронка подбора стала более понятной, адаптированной под наши бизнес-процессы. Теперь видно, сколько всего вакансий на каждом предприятии, и как быстро они обрабатываются», — уточняет Станислав Журавлёв, руководитель сервиса автоматизации и медиаконтента корпоративного университета «Трубной металлургической компании».
2-3. Websoft HCM в «Трансмашхолдинге»
Проект аналогичного масштаба реализовала компания Websoft. Она интегрировала одноименную платформу Websoft HCM на предприятии «Трансмашхолдинг» (ТМХ) в 2025 г., системой пользуются 60 тыс. человек. Ее удалось развернуть за 3,5 месяца.
Ранее каждая дочерняя компания холдинга вела учет сотрудников по-своему. Не было единой прозрачной системы, позволяющей отслеживать успехи работника, строить его карьерную карту и принимать эффективные кадровые решения. Когда данные всех предприятий сводили в единый контур, система пополнилась примерно 150 новыми полями для заполнения. В итоге у каждого резервиста появился личный кабинет, где отражена актуальная информация. Куратору направления доступна аналитическая система, в которой можно отследить «узкие места» в конкретном дивизионе, отделе или должности.
«Система показывает, какие люди есть на замещение той или иной позиции, что именно необходимо предпринять, чтобы они были готовы к назначению. Новая автоматизированная система управления кадровым резервом прозрачна для всех и позволяет улучшить качество принятия управленческих решений. За 2024 год порядка 10% внутренних кадровых резервистов были назначены», — отмечает Александр Беляшин, руководитель центра разработки программ обучения и взаимодействия с вузами, корпоративного университета ТМХ.
4. «HR-аналитика» Luxms BI в РЖД
На четвертой позиции — компания Luxms. Вендор поставил в РЖД модуль «HR-Аналитика», реализованный на платформе Luxms BI. Система дает руководителям оперативный доступ к сведениям о работе персонала транспортной компании. В ней работает более 7 тыс. пользователей. Численность сотрудников предприятия, тем временем, превышает 700 тыс. человек.
Всего у руководителей в личном кабинете 12 аналитических панелей, в которые «вшиты» более 150 показателей. Так, система фиксирует параметры кадрового портрета сотрудников, отклонения от плана, движение персонала по карьерной лестнице, в частности, количество принятых и уволенных специалистов с детализацией по подразделениям.
«После внедрения системы время, затрачиваемое на сбор, поиск и анализ информации для принятия решений, сократилось до 2 минут. Это значительно повысило эффективность работы руководителей, позволив им фокусироваться на решении более важных задач», — заявили в компании Luxms.
5. «Пульс» в МТС Банке
Пятое место занимает компания «Сбер». Она внедрила в МТС Банк HR-платформу «Пульс». Проект стартовал в 2022 г. До этого момента в финансовом учреждении использовали более 10 различных HR-инструментов, при этом бизнес-процессы, связанные с наймом и управлением персонала, были автоматизированы лишь на 25%.
Процесс внедрения HR-платформы занял около 5 месяцев. За этот период команда, в частности, провела GAP‑анализ, настроила ряд бизнес-процессов, интегрировала систему с «1С:ЗУП», осуществила миграцию исторических данных, а также провела обучение для пользователей.
В итоге «Пульс» охватил все операции, связанные с персоналом, собрав информацию в одном месте. Системой пользуются 5 тыс. человек, более 90% сотрудников МТС Банка по всей стране.
6. K-Team в FMLogistic
На шестой строчке — компания «Корус Консалтинг». Поставщик HR-решений внедрил платформу K-Team в ИТ-контур транспортной организации FM Logistic в 2024 г. Масштаб проекта — 3 тыс. пользователей. Заказчик поставил перед вендором несколько задач.
Первая — сформировать прозрачную систему постановки задач и оценки выполнения обязанностей коллективом. Для этого внедрили модуль «Управление по целям и KPI». В итоге HR-департамент сократил время на создание карт целей сотрудников с двух часов до одного клика. Вторая — упростить процесс интервью о карьерном развитии сотрудников с руководителями. Ранее переговорам предшествовала длительная подготовка, с помощью модуля «Ежегодные диалоги» процесс стал полностью автоматизированным.
«На каждого сотрудника раньше требовалось подготовить минимум две анкеты: самооценка и оценка руководителя. HR-департаменту приходилось создавать файлы, рассылать их коллегам, обрабатывать всю полученную информацию вручную, что отнимало огромное количество рабочего времени и увеличивало риск допустить ошибки», — делится Мария Шиповалова, директор по персоналу и коммуникациям FM Logistic.
Еще одна цель, которую ставил заказчик перед вендором, — сделать процесс онбординга более комфортным. Эти задачи решил модуль «Адаптация персонала», благодаря которому новые сотрудники видят все предстоящие шаги в разбивке на недели и месяцы, выполняют задания, получают ознакомительные материалы, в том числе от чат-бота, который снимает с коллег из HR-департамента часть коммуникативной нагрузки.
7. «Skillaz Подбор» в «Газстройпроме»
Замыкает рейтинг компания Skillaz. В 2022 г. вендор HR-платформ внедрил систему «Skillaz Подбор» в предприятии «Газстройпром». Количество пользователей — 2,4 тыс. человек. До этого момента весь процесс поиска, найма и управления персоналом велся децентрализовано. Разные этапы работы со специалистами фиксировались сразу в нескольких программах. Срок закрытия одной вакансии мог превышать 45 дней.
После внедрения системы Skillaz процесс работы с сотрудниками, включая все 18 компаний, входящих в холдинг, стал автоматизированным. Платформа интегрировалась с «1С:ЗУП», телефонией, job-бордами, BI и чат-ботами. У HR-сотрудников появился доступ к аналитической информации, собранной на основе сведений из единой базы кандидатов.
В результате после внедрения отечественного решения срок найма сократился в 3 раза, конверсия из отклика в найм выросла на 20%, удалось трудоустроить более 22 тыс. человек, провести более 175 тыс. различных собеседований.

