Разделы

Интернет Веб-сервисы

Неделя в Сети: Кощей-Гейтс, платные сервисы и дигитальный Санта-Клаус

Роза Иванова

"Человечество делится на три части: тех, кто не любит Билла Гейтса, тех, кто не знает, кто такой Билл Гейтс, и на самого Билла Гейтса". Эта бородатая шутка вновь обрела актуальность на минувшей неделе: первая (из вышеприведенного списка) часть человечества продолжает бороться с третьей - пусть не самой многочисленной, но весьма могущественной. А герой судебных скандалов, как известный персонаж русской сказки, по-прежнему "над златом чахнет" и строит зловещие козни по окончательной монополизации софтверного рынка.

Немногим ранее Министерство юстиции США и руководство компании Microsoft достигли договоренности, которая должна была положить конец продолжающейся уже три года тяжбе властей против пресловутого монополиста. Договоренность не предусматривает расчленения компании, на котором первоначально настаивали правительственные юристы, однако вводит целый ряд ограничений на ее деятельность.

"Эта историческая сделка приведет к значительному оздоровлению рынка и будет гарантировать потребителям возможность выбора", - заявил министр юстиции США Джон Эшкрофт. Казалось бы, всё кончено: четко и ясно.

Однако, вместо "happy end" история написала "to be continued" и перелистнула очередную страницу летописи, начав новую главу. Эпиграфом к ней могли бы стать слова самого господина Гейтса, охарактеризовавшего решение правительства как "справедливое, разумное и отражающее интересы как пользователей, так и всей экономики". Что-то тут явно не так. Последовавший затем резонанс никак не похож на восторженную реакцию осчастливленных пользователей с их отраженными интересами. Кроме собственно главы Microsoft, никто не разразился бурными аплодисментами. Напротив, решение вызвало отрицательную реакцию со стороны ряда штатов, участвующих в тяжбе; их поддержали как многочисленные конкуренты корпорации, так и сторонние наблюдатели. А само соглашение аналитиками Wall Street сразу же было названо "победой Microsoft", то есть о поголовном удовлетворении говорить, мягко скажем, рановато.

Активнее всего выразила протест корпорация Sun Microsystems, заявив о планах подать в суд на Microsoft, поскольку, по ее мнению, соглашение должным образом не защитит конкурентов признанного монополиста.

По словам ведущего юриста Sun, соглашение "даже нельзя назвать слабым. Оно полностью безрезультатно. Там полно всевозможных недоработок, лазеек, превратностей и мало четкости".

И мало того: Европейская комиссия также намерена продолжать расследование деятельности компании Microsoft. По мнению представителя Европейской комиссии, независимо от постановлений, вынесенных кем бы то ни было в США, Microsoft должна будет ответить на обвинения, предъявленные ей Европой в августе этого года.

Слушания по этому поводу состоятся перед Рождеством; что же касается событий на территории Америки, то окончательного решения федерального суда по вопросу прекращения антимонопольной тяжбы между федеральными властями и софтверным гигантом следует ожидать не ранее будущего года.

А на рынке телекоммуникационных услуг Москвы четко обрисовался силуэт будущего лидера. "Голден Телеком" и "Ростелеком" подписали меморандум о взаимопонимании по планируемой сделке в отношении компании "Совинтел". В результате этой сделки, которая будет завершена к началу следующего года, "Ростелекому" достанется доля в "Голден Телекоме", а "Голден Телеком" получит полный контроль над "Совинтелом" - оператором на рынке услуг местной связи СНГ. Не обошлось и без изюминки: Стюарта Райша на посту главного исполнительного директора "Голден Телекома" заменит генеральный директор... "Совинтела", Александр Виноградов. "К руководству компанией приступят новые русские акционеры",- прокомментировал кадровые перемены господин Райш, отмечая при этом завидные перспективы, открывающиеся перед новым конгломератом. По замыслам, объединение должно привести к увеличению прибылей компании при меньших издержках. И, заняв лидирующую позицию на столичном рынке, "Голден Телеком" уверенно закладывает основу для продвижения в регионах.

Претерпевает изменения рынок хостинга. Перестал цениться трафик как таковой; приоритет ценностей теперь - финансовая отдача, которую удается получить от наплыва посетителей сайтов и пользователей онлайновых услуг. И вот, вслед за "Зенон Н.С.П.", "Мастер Хост" и "Русским Экспрессом", с 1 декабря полностью платным станет хостинг проекта LGG. Предположительно, из 2 тысяч бесплатных пользователей сервиса на коммерческую основу перейдут 15-20%; впрочем, подтвердить или опровергнуть эти цифры сможет уже недалекое будущее.

Но хостинг - хостингом; рынок многообразен, тут есть из чего выбрать и кому отдать предпочтение. А вот коммерциализация монополиста - вопрос иного плана. Прошедшая неделя принесла и это событие. Так, пресс-релизом от 2 ноября компания SpyLOG заявила об окончательном переводе своего сервиса на платные рельсы, оставив в бесплатном доступе лишь жалкий, не способный удовлетворить практически никого, минимум.

Теоретически говоря, оно, быть может, и резонно. Даром - за амбаром, а бесплатное - только в мышеловке. Ведь, скажем, компаниям, которым статистические данные нужны для серьезных, в том числе коммерческих, приносящих прибыль, целей, бесплатный сервис предлагать как-то даже... неэтично, что ли... Да и существование, развитие и поддержка многочисленных сервисов требуют денежных вложений, и серьезных.

Однако, нужен ли такой SpyLOG основной массе сетевых обитателей? Во-первых, людям как-то не свойственно платить тогда, когда можно не платить; если же не платить уже совсем нельзя - то, во-вторых, встает вопрос платежеспособности населения в целом. И выясняется, что одни просто не могут себе позволить эту самую оплату, а другие не будут делать этого из принципа. Тем более, что любая сумма совершенно по-разному воспринимается в разных частях нашей необъятной страны: то, что в Москве называют "символическим", где-нибудь в Старой Руссе оказывается непосильным.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Впрочем, нет худа без добра. Вовремя появившаяся на горизонте добрая фея заявила о готовности предоставлять почти весь спектр услуг SpyLOG, только на бесплатной основе, да без принудительных кнопок, да еще с неограниченным сроком хранения информации. Несмотря на относительно малые мощности "феи", монополия вышеназванного гиганта статистики дает ощутимую трещину. И пусть у Hotlog'а не до конца отлажены скрипты обработки статистики, отчеты бывают временно недоступными, да и сам сервер порой подолгу не откликается на запросы, это - обычные рабочие моменты, которые, будем надеяться, компания рано или поздно преодолеет, отшлифует, доведет до совершенства...

Хотя и тут не все просто. "Я не волшебник, я только учусь". Младенец только-только начал вставать на ноги, зарегистрировав тысячного пользователя и обработав первые 10 миллионов запросов (для сравнения, SpyLOG на тот же момент располагал 120 000 ресурсов и 60 млн. запросов в сутки), - как его выбросили в агрессивный окружающий мир, заставив уже сейчас выполнять совершенно взрослые задачи. За несколько дней, прошедших после окончательной коммерциализации SpyLOG, пользователи ответили-таки на извечный русский вопрос "Что делать" и бросились дружными рядами регистрироваться в Hotlog. А вот потянет ли младенец такую нагрузку? По отзывам, до статистики Hotlog в последние дни практически не достучаться, и вместе с числом пользователей, похоже, рука об руку растет число сбоев. Но ведь лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Яркое событие в мире доменов: началась регистрация в зоне .biz. Поддержку домена осуществляет компания NeuLevel, а к регистрации приступил ряд компаний, в том числе служба доменных имен холдинга "РосБизнесКонсалтинг". Домен .biz является одним из 7 новых доменов верхнего уровня, принятых не так давно ICANN. Его зона предназначена для сайтов, используемых в коммерческих целях. Ранее РБК начал регистрировать домены в первой из новых доменных зон - .info. О востребованности новых зон свидетельствует превзошедший ожидания аналитиков спрос на эту услугу. В дальнейшем состоится запуск нескольких новых доменных зон - .name, .pro, .aero, .museum, .coop.

А доменный багаж США пополнился новым внутренним доменом .kids.us. В свое время планировался запуск домена высшего уровня .kids, но ICANN эти планы не поддержала. Штаты же справедливо решили, что дети растут достаточно быстро, и, судя по их количеству в интернете, им уже давно пора иметь свою доменную зону. Не получилось с высшим уровнем? - Не вопрос; пусть будет местный, лишь бы цели были достигнуты. А цель - объединение сайтов с контентом, ориентированным на детей в возрасте до 13 лет. Контроль будет осуществляться со стороны правительства США. Наличие специальной доменной зоны для детских интернет-ресурсов позволит родителям устанавливать специализированные фильтры, допускающие посещение только ресурсов в рамках этой зоны.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Интересный шаг в сторону защиты детей в Сети сделала и Великобритания. Провайдер BTopenworld (подразделение British Telecom) разработал эксклюзивные системы безопасности и специальный детский браузер SurfMonkey. Браузер позволит детям всех возрастов получать в интернете только те материалы, которые им рекомендованы. Системы помогут родителям отслеживать, фильтровать и, при необходимости, блокировать поступающую информацию или контакты. И более того: яркий, красочный и игровой браузер SurfMonkey - вовсе не обязательный элемент нового сервиса. При желании, фильтр SurfMonkey может быть установлен на любой другой браузер, все функции защиты при этом останутся сохранены.

И вообще, похоже, на этой неделе где-то негласно был объявлен конкурс на тему "кто больше сделает для интернетизации всех детей". И тут снова отличились США, теперь предлагая включить в план стимулирования национальной экономики законопроект, освобождающий американские семьи от налогов на сумму до $2000 при покупке семейного персонального компьютера. По мнению сенатора, автора идеи, инициатива поможет повысить уровень образованности школьников, и, кроме того, она увеличит потребительский спрос на компьютерную технику, что, в свою очередь, даст стимулирующий толчок экономике США, замедлившей темпы своего развития.

Лозунг "Все лучшее - детям" актуален и в Рунете. И пока вопрос собственного детского домена или компьютера у нас не стоит, о детях мы, все же, не забываем. Как умеем - так и не забываем. Федерацией Интернет Образования совместно с Фондом поддержки российского учительства выпущена новая версия каталога ссылок на образовательные ресурсы интернета "Все образование". Свыше 4500 систематизированных и аннотированных ссылок, бесспорно, будут полезны и учащим, и учащимся.

И даже сказочный мир Санта-Клаусов не миновала все увеличивающаяся детская компьютеризация. Дети XXI века желают крушить компьютерных монстров и управлять виртуальными мирами; они растут в окружении веб-камер, интернета, цифровой музыки. Поэтому пожилым британским Санта-Клаусам приходится отправляться на своеобразные компьютерные курсы, чтобы научиться говорить с подрастающим поколением на одном языке.

Очень правильная идея, достойная быть претворенной в жизнь и на российской почве. Помнится, первой осмысленной просьбой моего сына в адрес Деда Мороза был "куркулятор", а теперь подросший ребенок мечтает о... дигитайзере. Боюсь, Дедушка не сообразит, что это такое, и подведет.

Как же хорошо теперь британским детишкам!