Разделы

Интернет Бизнес ПО Свободное ПО

Алкснис и Поносов: лица российской OpenSource- революции

Виктор Алкснис известен не менее чем Александр Поносов. Он также выступает против доминирования закрытого ПО в учреждениях России. Депутат подготовил проект обращения к президенту РФ с призывом разработать российскую ОС на основе свободного ПО. Алкснис активно общался с пользователями Рунета благодаря "Живому журналу", а затем и в ходе интернет – конференции CNews. Его позиция неизменно вызывает немалый резонанс. Итак, сегодня в авангарде борьбы за российский открытый код находятся депутат Госдумы и школьный директор.

К сожалению, зачастую наше бортовое оборудование проектировалось на основе американских образцов, которые нам доставались в виде трофеев в ходе боевых действий в локальных конфликтах. В то же время за счет более высокого уровня проектирования и конструкторского таланта нашим разработчикам удавалось удерживать определенное равенство тактико-технических характеристик нашего и американского бортового радиэлектронного оборудования. Это может показаться удивительным, но, имея базу хуже, чем у американцев, нашим конструкторам за счет инженерного мастерства удавалось создавать действительно передовые образцы авиационной техники и оборудования. Например, не секрет, что наши бортовые цифровые вычислительные машины (БЦВМ) существенно уступали и по быстродействию, и по объему памяти, да и по ряду других параметров, американским. И при этом вычислительные возможности наших прицельно-навигационных комплексов в целом не уступали, а зачастую и превосходили американские.

Мне много приходилось бывать в то время на заводах и в конструкторских бюро и я помню, какие талантливые люди там работали. И они рассказывали мне, как трудно им приходилось, чтобы реализовать программное обеспечение для БЦВМ при куцых возможностях наших бортовых компьютеров.

Как в буквальном смысле вылизывались алгоритмы, например, атаки воздушной цели в переднюю полусферу, как математики ломали головы, над обеспечением системы управления вооружением самолета Миг-29 или Су-27 всей необходимой математикой, при этом не требующей больших вычислительных ресурсов. А ведь исходные математические формулы, описывающие воздушный бой одинаковы, что для американцев, что для нас. И, тем не менее, нашим конструкторам удавалось решить эти задачи и наши самолеты Миг-29 и Су-27 в бою, когда наряду с мастерством летчика важнейшую роль играют вычислительные возможности прицельно-навигационного комплекса, не уступали F-16 или F-19, а по многим параметрам и превосходили.

CNews: В 90-е годы российские ИТ-компании активно развивались, некоторые – вроде ABBYY – вышли на мировой рынок. Для них ельцинская эпоха стала временем динамичного развития. Есть ли на них доля вины за преступления той эпохи, о которых вы нередко говорите?

Виктор Алкснис: О чем вы говорите? Честь и хвала людям, которые в период полного развала сумели создавать продукты мирового уровня. Я обвиняю конкретных людей в команде Ельцина, в том числе, в преднамеренном уничтожении наших высокотехнологических отраслей экономики, и считаю их преступниками, которые должны понести заслуженное наказание. Но в отношении людей, которые сумели в те годы, когда кругом все рушили, созидать и творить новое, у меня самые добрые и теплые чувства.

CNews: Когда и как вы пришли к идее продвижения развития российских ИКТ? Только ли в истории с легализацией ПО в школах было дело?

Виктор Алкснис: Я профессиональный военный инженер и подхожу ко всем вопросам с точки зрения обеспечения безопасности моей страны. И именно поэтому всегда был убежден, что, если, в конце концов, не столь важно, выпущен обычный телевизор в городе Александрове Владимирской области или на Тайване, то, что касается, например, систем связи чрезвычайно важно, чтобы оборудование и программное обеспечение было отечественным. Когда меня сейчас будут обвинять в паранойе, то я хотел бы напомнить "обвинителям" печальный опыт Ирака и Югославии, которые уже испытали на себе действие "программного" оружия, когда вдруг одновременно по всей стране отказывают системы связи и происходит полная потеря управления страной в критической ситуации.

Таких примеров могу привести очень много. Да, если бы мы были маленькой страной наподобие Бельгии или Голландии, и которой вряд ли в обозримом будущем могут грозить какие-либо агрессоры, то тогда действительно наплевать и забыть про то, какое программное обеспечение установлено на компьютерах систем связи, транспорта, жизнеобеспечения городов. Но я знаю, что 21 век будет веком борьбы за контроль над российскими сырьевыми ресурсами и что желающих получить такой контроль слишком много. И как бы не оказаться нам всем в ситуации, намного худшей, чем 22 июня 1941 года. Именно поэтому я с тревогой наблюдаю, как постепенно мы теряем возможность оставаться суверенной и независимой страной.

Бисмарк в свое время сказал замечательные слова: "Меня не интересуют намерения моих врагов, меня интересуют их возможности". Надеюсь, специалисты могут рассказать всем нам намного больше о возможностях наших "заклятых друзей" в области информационных технологий и их использования для решения военно-политических вопросов.

Именно поэтому я всегда выступал за то, чтобы в России было своя современная операционная система и свои современные процессоры (своя память, винчестеры и т.д.). Если Тайвань может позволить себе выпускать современнейшее компьютерное оборудование, то почему не можем делать этого и мы. Что этому мешает? Именно поэтому я предлагаю начать в России реализацию нового приоритетного национального проекта "Информационная независимость России". Понятие "Независимость России" включает в себя много составляющих. Это и продовольственная независимость, и сырьевая, и военно-технологическая, и, конечно, информационная. Убежден, что если в ближайшие десятилетия мы не решим вопросы обеспечения информационной независимости нашей страны, то вряд ли наши внуки будут жить в независимой и суверенной России. Убежден, пока мы не создадим условия, когда в ключевых отраслях экономики, транспорта и связи не будет стоять наше отечественное электронное оборудование, функционирующее на российском программном обеспечении, независимость нашей страны будет под постоянной угрозой.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

CNews: Ваша информированность в вопросе развития современного ПО и, в частности, свободного ПО, резко возросла менее чем за месяц. Некоторых комментаторов в ЖЖ это удивило. Как вам удалось достичь такого результата?

Виктор Алкснис: Никакого чуда в этом я не вижу. Конечно, я отнюдь не программист, и честно признаюсь, что когда у меня в Живом Журнале начинаются споры между программистами на глубоко профессиональные темы, я скромно помалкиваю, поскольку не владею необходимой подготовкой. Но минимальный уровень знаний, чтобы иметь свое суждение в целом о предмете дискуссии у меня есть. Я – инженер по авиационному радиоэлектронному оборудованию, 24 года занимался его эксплуатацией и в том числе бортовых цифровых вычислительных машин. Конечно, в условиях строевых частей они были для нас "черными ящиками", в которые поступала необходимая информация с бортовых датчиков, а на выходе выдавались управляющие сигналы в бортовые системы самолета и оружия. Никакого отношения к программному обеспечению мы не имели, поскольку оно было жестко прошито в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ). Тем не менее, общее представление о компьютерах я имею и работаю с ними уже довольно давно. Первый персональный компьютер я освоил в далеком уже 1987 году, это был один из первых советских персональных компьютеров ДВК-3. Затем в 1989 году уже в Верховном Совете СССР освоил 286, ну и т.д. Люблю разные компьютерные и околокомпьютерные штучки, читаю практически все научно-популярные компьютерные журналы. Я не считаю себе крупным специалистом по компьютерам, но переустановить систему, настроить выход в Интернет или " поднять" малую сеть из 5 компьютеров у себя в рабочем кабинете Госдумы могу. Кстати, покупку комплектующих для своего домашнего компьютера и его сборку, а также и модернизацию, провожу всегда сам. К вопросу о дистрибутиве операционной системы на базе свободного ПО я подхожу с точки зрения именно пользователя, которому по большому счету безразлично, какая система установлена на компьютере. У меня есть свое понимание, что мне как пользователю нужно для работы, и это понимание я стараюсь довести до профессиональных программистов. Ну и, наконец, в свое время в Рижском высшем военном инженерно-авиационном училище имени Якова Алксниса у меня были прекрасные преподаватели. Они научили меня главному: всегда учиться, особенно новому.

CNews: Вы неоднократно писали о том, что нужно обеспечить участие в разработке ПО российских специалистов, энтузиастов. Как следует организовать сотрудничество с ними? Недоверие энтузиастов может стать причиной серьёзных проблем в проекте.

Виктор Алкснис: Если при создании российского дистрибутива операционной системы на базе Linux не будет создана атмосфера, когда компьютерная общественность сможет осуществлять общественный контроль за ходом реализации проекта, вносить предложения и варианты решений, если энтузиасты не смогут принять реальное участие в создании дистрибутива, то результат, на мой взгляд, будет плачевный.

Весь пар уйдет в свисток, а на выходе мы получим кое-как слепленную программу, которая затем будет отвергнута как в госструктурах, так и частными пользователями.

CNews: Как вы оцениваете опыт взаимодействия с пользователями интернет при подготовке предложений?

Виктор Алкснис: Что касается опыта взаимодействия, то я его оцениваю самым положительным образом. Самое главное, если бы мне не помогало интернет-сообщество, то проект Обращения вообще мог не получиться. К сожалению, у меня такие случаи бывали, когда есть хорошая идея, но она никак не ложится на бумагу, а вернее на клавиатуру. Уверен, что половина заслуги в том, что получился приличный документ, который не стыдно внести в Госдуму, принадлежит интернет-сообществу. Особенно мне понравился он-лайновый режим работы, когда мои Друзья - блоггеры вносили правки и предложения, а я на ходу правил документ. И прямо на глазах, довольно сырой в начале, он стал приобретать законченную форму. Кроме того, мне очень помогло обсуждение проблемы свободного ПО. Я значительно скорректировал свою первоначальную позицию именно под влиянием дискуссии в Живом Журнале.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

CNews: Каким вы видете успешное развитие событий в области российского ПО и, шире, ИКТ? Предположим, обращение принято – но что должно произойти дальше? В частности – в вопросе образования, но не только.

Виктор Алкснис: Если обращение Госдумой будет принято, то оно будет направлено президенту РФ В.В.Путину. Обязательно будет поручение президента правительству РФ рассмотреть этот вопрос. Учитывая, что два ведущих министра экономического блока Г. Греф и А. Кудрин уже высказались за необходимость перехода на свободное ПО, то надеюсь, что они поддержат обращение. Кроме того, к ним присоединятся силовики (Минобороны, МВД, ФСБ, МЧС). Думаю, что "против" выступит профильное Министерство информационных технологий и связи. Начнется "перетягивание" каната. Кто победит? Надеюсь сторонники свободного ПО. Если это произойдет, и будет принято решение о национальном проекте "Информационная независимость России", то начнется конкретная работа по его реализации. Как видите, в этой цепочке очень много "если"…

У меня есть мечта, когда-нибудь увидеть ПК, не уступающий по своим параметрам брендовым компьютерам западных фирм, но собранный из российских комплектующих и с российской операционной системой. И когда это произойдет, можно будет сказать, что Россия поднялась …