Спецпроекты

Оптимизация расходов на ИТ: нестандартные решения

Конференции

Задача оптимизации расходов на ИТ-инфраструктуру не теряет своей актуальности. Появляется все больше и больше примеров того, как сократить расходы, не потеряв при этом в качестве. Зачастую для этого предлагаются весьма нестандартные решения. Именно такие вызвали наибольший интерес участников организованной CnewsConferences конференции «Оптимизация затрат на инфраструктуру: лучшие практики».

Видео из облака

Заур Абуталимов, директор по продуктам Ivideon, видит возможность оптимизации ИТ-затрат и повышения эффективности бизнеса в использовании облачного видеонаблюдения. «Сегодня для этого достаточно купить видеокамеру со специальной прошивкой, подключиться к облаку и все – можно использовать видеонаблюдение для самых разных целей», – говорит он. Системы видеонаблюдения могут заменить работу некоторых сотрудников, например, сотрудников охраны, способствовать предотвращению инцидентов, например, в области нарушения правил производственной безопасности. Особенно востребована заказчиками облачная аналитика.

Основная проблема широкого распространения систем видеонаблюдения заключается в том, что они требуют значительных капитальных затрат на старте. В облачном решении можно «арендовать» сервисы, попробовать их и в любой момент отказаться. Кроме того, при подключении к облакам не потребуется нанимать на работу дополнительных сотрудников.

Наиболее популярными на сегодняшний день, по словам Заура Абуталимова, являются облачная аналитика, счетчики посетителей, уведомления о появлении очередей, определение подозрительных транзакций на кассе, распознавание посетителей в режиме реального времени. Клиентам, которые хотели бы продолжить использовать старые видеокамеры, Ivideon предлагает специальное устройство Bridge, к которому можно подключить до 16 камер, и оно свяжет их с облаком.

Сравнение облачной и традиционной VMS

Источник: Ivideon, 2019

Обратная виртуализация

Все компании сталкиваются с проблемой обработки данных. Для того, чтобы их быстро обрабатывать, используются in-memory вычисления, то есть вычисления, которые производятся в операционной памяти. А значит, нужны или суперкомпьютеры, или программное объединение нескольких серверов. И то, и другое – дорого и непросто.

Дмитрий Родионов, менеджер по развитию бизнеса Selectel, предложил альтернативу HyperServer – программно-аппаратную среду, в которой используется технология обратной виртуализации. Такие решения незаменимы в сфере моделирования сложных высокотехнологичных систем, требующих большого количества инженерных расчетов, в сфере аналитики в ритейле, бизнес-аналитики, биоинформатики, финансовой аналитики и так далее. При этом, чем больше данных приходится обрабатывать, тем более эффективно использование HyperServer.

Сегодня компания тестирует SAP HANA HyperServer для крупного ритейлера. Пока результаты положительные. «Если вы купили мощную систему, вам не надо ждать, пока у вас появятся соответствующие вычислительные мощности, – говорит Дмитрий Родионов. – Можно арендовать HyperServer, и через 15 дней у вас будут необходимые мощности в облаке Selectel».

Умная оптимизация

Что делать, если нагрузка на систему в какой-то момент увеличивается так, что она перестает работать? С таким вопросом к участникам конференции обратился Ярослав Киселев, руководитель практики по оптимизации производительности приложений «Крок». Надо провести аудит, определить, что можно оптимизировать, какой эффект это даст и сколько это стоит. Для проведения аудита «Крок» рекомендует использовать специальные Application Perfomance Monitoring (APM)-системы.

Ярослав Киселев привел несколько примеров оптимизации ИТ-ресурсов заказчиков. Например, у одной инжиниринговой компании полного цикла возникла проблема снижения производительности и недоступности системы в часы пик. Специалисты «Крок» провели аудит и по его итогам реализовали проект по повышению быстродействия за счет оптимизации программного кода и настроек компонентов системы. В результате была восстановлена стабильная работа системы, нагрузка на сервер СУБД и приложений снизилась на 50%, одновременно на 50% возросла производительность ключевых бизнес-операций, повысилась эффективность использования старого оборудования, а экономия на новом оборудовании превысила 20 млн руб.

Грамотный подход

Может ли переход на свободное ПО сократить затраты на ИТ? Ответ на этот вопрос дал Юрий Колесников, директор по информационным технологиям «Столичные аптеки». Он отметил, что при оценке совокупной стоимости владения решениями на базе СПО надо учитывать высокую стоимость его развития и существенные затраты на управление, а также необходимость частой замены.

Совокупная стоимость владения


Источник: Столичные аптеки, 2019

Юрий Колесников привел пример из собственного опыта. Компания готовилась к продаже, и в рамках подготовки к Due Diligence было принято решение заключить единый корпоративный контракт по лицензиям Microsoft для всех аффилированных юридических лиц. Лобовая схема лицензирования company-wide EAS, предложенная московским офисом Microsoft и рекомендованным им партнером, предусматривала ежегодный платеж $640 000. Более сложный контракт не company-wide, в случае которого 80% рабочих мест, где фактически не использовался MS Office, лицензировались только на ОС, и лицензии доступа к серверным ресурсам, вендор не рассматривал. Причина – в этом случае ежегодный платеж составлял бы «всего» $280 000 в год.

С одобрения генерального директора управляющая компания и ближайший объект были переведены на Ubuntu и OpenOffice и проработали на них около 2-х месяцев. Обескураженные таким развитием событий представители Microsoft и их партнер предложили контракт с ежегодным платежом $240 000 в год. Экономия составила $400 000 в год.

Все на Open Source

В компании «Квадра» модернизация началась в 2018 г. На первом этапе была внедрена Service Desk-платформа на базе GLPI, рассказал Антон Мельник, начальник Управления ИТ «Квадра». Компании пришлось потратить на ее доработку около ₽300 тыс., но удалось сэкономить около ₽12 млн. В числе плюсов такого подхода спикер отметил отсутствие платы за базовые функции, возможность интеграции с AD, телефонией и API для внешних систем, минимальную стоимость владения и стоимость доработки, равную стоимости php-разработчика. Минусы – недостаток экспертизы по продукту на российском рынке и отсутствие готового конструктора процессов.

Следующая задача – замена оборудования. Компания решила пойти по пути аренды облачных мощностей. Экономия составила около ₽3 млн.

Стоимость облачных сервисов


Источник: Квадра, 2019

Следующим шагом старая ВКС была заменена на универсальное решение от отечественного производителя. В качестве абонентских устройств используются обычные компьютеры с видеокамерами. Экономия – ₽5 млн на лицензиях и внедрении и ₽1 млн на ежегодной техподдержке. В планах – замена почтового сервера на облачное решение.

Заур Абуталимов: Для запуска облачного видеонаблюдения нужны только камеры и доступ в интернет
abutalimov.jpg

Облачное видеонаблюдение делает эту технологию доступной для бизнеса любого масштаба, рассказал CNews Заур Абуталимов, директор по продуктам сервиса облачного видеонаблюдения и видеоаналитики Ivideon.

CNews: Как изменилась сфера применения технологий видеонаблюдения за последние годы?

Заур Абуталимов: Современные требования бизнеса следуют глобальному тренду – перевод видеонаблюдения на сервисную модель (VSaaS). Если несколько лет назад к облаку подключались в основном представители малого бизнеса, то за прошедший год мы наблюдаем конкретные шаги и от крупного корпоративного сектора, и от банков.

Читать далее



Точки роста

BIM в России. Что его стимулирует, а что — тормозит

Информационное моделирование приходит в строительную отрасль.

Технология месяца

Какие трудности ждут сети 5G на предприятиях

Необходимо решить ряд вопросов,  в первую очередь — с обеспечением безопасности.