Разделы

Умные города

Клик на старт: как устроены современные школы

Поколение Z растет в среде с развитыми цифровыми технологиями. Гаджеты для них больше чем игрушки: это связь с близкими и миром, источник новых знаний и вдохновения. А wi-fi – неотъемлемая потребность. Как школа откликается на трансформацию запросов современных детей – рассмотрим на примере Московской электронной школы (МЭШ).

Цифровая эволюция

На смену старым профессиям приходят новые, неизвестные раньше. В дело вступают искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, блокчейн. Технологии стремительно развиваются и требуют от современных школьников новых компетенций: умения ориентироваться и уверено работать в цифровом пространстве. На первый план выходят навыки поиска информации и проверки фактов, а зубрежка учебников и вручную написанные конспекты уходят в прошлое.

Сфера образования чутко реагирует на перемены в мире и постепенно трансформируется. Становятся популярными цифровые форматы: онлайн-тесты, презентации, электронные учебники и обучающее видео – это подтверждают исследования TAP Advisors, J’son & Partners Consulting, Ambient Insight и Edutainme: рынок онлайн-образования в России растет на 17-25% в год.

Цифровизация – дело национальной важности. В прошлом году в России принята «Стратегия развития информационного общества на 2017-2030 годы». В ее основу легли принципы общедоступности информации и возможность выбирать средства получения знаний при работе с информацией.

«Нам предстоит кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а по сути, нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня – добиться всеобщей цифровой грамотности. Для этого следует серьезно усовершенствовать систему образования на всех уровнях – от школы до высших учебных заведений. И конечно, развернуть программы обучения для людей самых разных возрастов», – заявил Владимир Путин на Питерском международном экономическом форуме.

Современная школа меняется, создает условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования. Показательный пример – проект Московская электронная школа (МЭШ), который стартовал в сентябре 2016 года.

Цифровая школа изнутри

Московская электронная школа создается учителями, родителями и государством совместно. Работа строится по принципу краудсорсинга: москвичи высказывают пожелания и таким образом помогают сервису развиваться.

МЭШ – это инфраструктура и сервисы. К инфраструктуре относятся Wi-Fi-точки с высокоскоростным доступом в интернет, школьные серверы, система видеонаблюдения и турникеты на входе, интерактивные панели и ноутбуки учителей. Сервисы – это Электронный журнал и дневник и Библиотека электронных образовательных материалов.

После установки оборудования в школу на два месяца приходит тьютор. Он помогает учителям разобраться в технологиях. Также преподавателей удаленно консультируетситуационный центр на базе Городского методического центра и служба поддержки ДИТ. Часто школьники сами подсказывают учителям, потому что справляются с этой задачей ничуть не хуже взрослых, – они с детства приучены к компьютерам и свободно ориентируются в интернете.

Уходят в прошлое
• Бумажные дневники и журналы
• Тяжелые учебники
• Перегруженные рюкзаки
• Скучные уроки
• Бумажные записки учителям о пропусках уроков
• Страхи родителей: дошел ли ребенок до школы, не забыл ли пообедать

Школа становится все более прозрачной и открытой. К 2018 году 100% московских школ используют единый Электронный журнал и дневник – это 1,5 млн пользователей, 750 тыс. которых посещают ресурс еженедельно. Это значит, что родитель в любой момент – по дороге на работу, во время обеденного перерыва или в свободную минуту – может проверить оценки, узнать, какие предметы даются ребенку лучше всего, и быть в курсе последних школьных новостей.

Электронный дневник – это еще и инструмент для общения. В режиме чата родитель может задать учителю вопрос и предупредить, если школьник пропустит занятие по болезни или семейным обстоятельствам – больше никаких бумажных записок и телефонных звонков.

Родители спокойны: система «Проход и питание» («Москвенок») фиксирует, когда ребенок пришел в школу и не забыл ли поесть в столовой. Если он прогуливает уроки, в журнале автоматически появится «н» – тогда учитель свяжется с мамой или папой. Таким образом, школа становится ближе к родителям.

Железная мотивация

Учителям уже сложно конкурировать с гаджетами в борьбе за внимание детей. Монотонные и однотипные уроки куда скучнее, чем новое видео блогера или клип рэп-звезды на YouTube.

Что получают ученики в электронной школе? Обучение в привычной и интересной для них среде: дети рисуют стереометрические фигуры на интерактивной панели и рассматривают 3D-модели, учат уроки по электронным учебникам и оставляют прямо в них заметки, посещают виртуальные лаборатории, смотрят познавательные видео и играют в образовательные онлайн-игры.

• 487 учебных пособий
• Более 50 тыс. тестовых заданий
• 8400 интерактивных образовательных приложений
• Хрестоматия по истории науки в 11 томах (2500 авторских текстов)
• 181 художественное произведение школьной п¬рограммы в электронном виде
• 6 лабораторий по физике, планиметрии и стереометрии, алгебре, истории и географии практических работ

Мультиформатность и проектный подход помогают удерживать внимание детей и делают учебу захватывающей. В базу электронной школы загружаются результаты олимпиад, дипломы за участие в конкурсах и концертах – так формируется онлайн-портфолио, которое сыграет в пользу одаренного абитуриента во время поступления в вуз.

ИТ-директор «Ленты» в интервью CNews: Маркетплейсы никогда не смогут стать продуктовыми ритейлерами
Цифровизация

В Библиотеке МЭШ хранятся учебники по всем предметам школьной программы с 1 по 11 класс. В школу можно ходить с одним планшетом. С одной стороны, нагрузка на позвоночник уменьшается в разы. А с другой – школьники теперь не могут забыть учебник дома – библиотека всегда под рукой, не говоря уже о том, что получать знания можно дистанционно.

При этом цифровая школа построена так, чтобы учитывать особенности ученика, не перегружать, а выстраивать индивидуальную программу обучения. Это важно, потому что будущий инженер предпочтет решать задачки повышенной сложности по математике, а биолог – посмотреть документальный фильм про животных в Африке. Каждое домашнее задание на шаг приближает ребенка к его цели, он получает знания и компетенции, которые пригодятся в будущем.

Учителя-супергерои

Учитель в цифровой школе – это наставник, который направляет и ориентирует детей в цифровом пространстве. Бумажной волокиты становится меньше: не нужно вручную переписывать список класса, план урока и домашние задания. Оценки в электронный журнал проставляются в пару кликов с любого гаджета, а методический план автоматически подгружается из ранее загруженного календарно-тематического планирования. Текущие средние баллы теперь рассчитываются компьютером, что помогает родителям сориентироваться в общей успеваемости ребенка.

Постепенно программа возьмет на себя проверку контрольных и домашних работ. Технологии освобождают учителей от рутины и оставляют время для творчества: чтобы задействовать техническую оснащенность класса и сделать уроки интереснее.

В Библиотеке МЭШ уже размещено 22 тыс. сценариев по разным предметам. Каждый из них разработан в трех вариантах: для интерактивной панели, устройств учеников и ноутбука учителя. С помощью конструктора урока учитель может выбрать лучшие сценарии коллег, скомпилировать сценарий из них или создать свой уникальный материал.

Бесплатная российская замена Active Directory упрощает переход на отечественное ПО
Безопасность

Авторы популярных материалов получают денежное поощрение – 270 учителей из 143 школ уже стали обладателями грантов на 20,36 млн руб. Сумма варьируется от 300 руб. за до 150 тыс. руб. за единицу контента в зависимости от его вида и популярности в учительской среде.

МЭШ – это первый шаг в создании единой образовательной цифровой среды. В России разворачивается проект «Цифровая школа» – электронная школа, но в масштабах страны. Аналогичная программа стартовала в Польше в 2012 году, а в США, например, даже появились виртуальные образовательные учреждения. Подобные проекты помогают школам находить общий язык с поколением Zи воспитывать профессионалов цифровой эпохи.

Наталья Рудычева