Спецпроекты

На страницу обзора
Планшеты и смартфоны обеспечивают рост прибыли операторов
Рынок интеллектуальных мобильных устройств активно растет, и часто его оценивают целиком, объединяя планшеты и смартфоны в один класс устройств. Вместе они стимулируют развитие мобильной передачи данных в сетях сотовых операторов, определяя основный фактор положительной динамики выручки.

Продажи смартфонов и планшетов по-прежнему сохраняют высокие темпы по всему миру. И хотя уже почти нигде нет диких очередей из желающих купить обязательно новый iPhone, рыночная тенденция сохраняется. По оценке аналитической компании IDC, в 2013 г. количество смартфонов, проданных по всему миру, впервые превысило 1 млрд штук, показав рост в 38,4%. Подтверждает эту оценку и агентство Strategy Analytics, сообщившее о показателе в 990 млн смартфонов.

Планшеты, хотя и продаются меньшим числом, показывают еще более высокую динамику. Так, эксперты Gartner полагают, что в 2013 г. было продано более 200 млн планшетов, что на 67,9% больше, чем в 2012 г. Именно эти товары обеспечивают сегодня рост розничной компьютерной индустрии, и именно они стимулируют дальнейшее развитие сотовых операторов, формируя спрос на услуги передачи данных, в том числе постепенно растущих сетей LTE. Если же рассмотреть более широкий спектр персональных цифровых помощников, которым нужен интернет, по прогнозу IDC, в 2014 г. на мировой рынок будет поставлено около 19,2 млн «умных» носимых устройств. К 2018 г. это число вырастет до примерно 112 млн, формируя серьезные требования к сетям операторов.

Продажи смартфонов и планшетов в России, млн штук

prodazhi_smartfonov_i_planshetov.png

Источник: «Связной», 2014

В России также сохраняется тенденция роста продаж мобильных устройств нового поколения. Более того, по оценкам компании «Связной», в 2013 г. в нашей стране было продано 18,5 млн смартфонов (на 51,6% больше, чем в 2012 г.) и 7,2 млн планшетов (на 125% больше, чем в 2012 г.). Такая динамика объясняется массовым проникновением на российский рынок доступных моделей планшетов, обладающих достаточно большими экранами, чтобы привлечь пользователя, заинтересованного в дополнительном устройстве.

Реакция операторов

Основное изменение, которое вносит в рынок растущий объем цифровых персональных устройств, заключается в том, что россияне, переходящие с телефонов на смартфоны и планшеты, активно пользуются мобильным интернетом и медленно, но верно загружают сети операторов. Например, по данным компании МТС, в 2013 г. впервые доля пользователей̆ смартфонов и планшетов среди всех абонентов, использующих интернет с мобильного устройства, превысила 50%. Более того, в 2013 г. пользователи смартфонов увеличили свою долю в структуре data-трафика российских сотовых операторов до 26% с 18%, доля планшетов выросла до 9% с 5%. Вместе с ростом трафика увеличился вклад смартфонов и планшетов в доходы – в конце 2013 г. их пользователи принесли операторам 57% доходов. С течением времени положительный̆ эффект от роста продаж смартфонов будет усиливаться и к концу 2014 г., по оценке МТС, пользователи смартфонов и планшетов будут приносить операторам до 64% доходов.

«С ростом количества смартфонов растет потребление различных услуг, что приводит к увеличению нагрузки на сеть. Для сохранения уровня предоставления сервисов операторы вынуждены вкладывать деньги в развитие инфраструктуры, что ведет к росту продаж оборудования передачи данных, – говорит Алексей Громаков, директор по маркетингу Huawei Consumer Business Group в России. – Но в то же время ARPU падает, поэтому операторы стремятся оптимизировать затраты и совершенствовать сети с наименьшими расходами, чтобы увеличить свою прибыль».

Проникновение 3G и прирост абонентской базы в разных регионах на 2013 г.

proniknovenie_3g.png

Источник: ITU, 2013

Большие планы по монетизации услуг передачи данных имеют и другие операторы, в том числе не входящие в «большую тройку». В не слишком отдаленной перспективе оператор-дискаунтер сможет занять достойное место на рынке услуг передачи данных – недавно были объединены сотовые активы «Ростелекома» и Теле2. Вместе они претендуют на создание новой федеральной высокоскоростной мобильной сети. «Основным источником дохода операторов в среднесрочной перспективе будет оставаться выручка от голосовых услуг. Однако драйвером роста выручки будет служить сегмент мобильного интернета. Именно на нем и фокусируются российские операторы, несмотря на то, что это требует существенных капиталовложений», – комментирует Павел Чунихин, директор по продуктам Теле2.

Новые тенденции вынуждают операторов принимать решения, соответствующие существующей рыночной ситуации. В конечном счете развитие инфраструктуры для смартфонов и планшетов позволяет создать дополнительные потоки прибыли. «Появление таких устройств (смартфонов и планшетов – прим. CNews) меняет критерии выбора оператора – сегодня одним из важнейших критериев выбора является скорость и повсеместность мобильного интернета. Для «МегаФона» рост рынка смартфонов и планшетов означает прямо пропорциональное увеличение прибыли. Мы поддерживаем этот тренд и выпускаем собственные доступные смартфоны и планшеты», – комментирует Игорь Майстренко, директор по сервису и продажам сотового оператора «Мегафон». Таким образом, «Мегафон» делает ставку на развитие новой сети 4G, которая до конца 2014 г. покроет 72 региона РФ из 83, благодаря чему услугами высокоскоростного доступа смогут воспользоваться более 110 млн человек в 300 городах страны.

SMS и MMS становятся «комплиментом»

Отдельного внимания заслуживают и тарифы на доступ в интернет и передачу данных. Еще более года назад операторы начали создавать тарифные опции, обеспечивающие более доступный интернет на всех тарифах, а сегодня в портфеле каждого игрока рынка сотовой связи имеются комплексные предложения, изначально включающие в себя неограниченный доступ в интернет. В результате, как отмечают сами сотовые операторы, среди активных пользователей мобильного интернета стало появляться все больше детей и пенсионеров, которые заинтересованы в фиксированной ежемесячной оплате.

Впрочем, операторы продолжают формировать новые тарифы, учитывая спрос на передачу данных. К примеру, обновленные тарифы «Мегафона» из линейки «Все включено» отличаются от предыдущих пакетных приложений тем, что в них изначально присутствуют большие объемы интернет-трафика, так как именно это интересует владельцев смартфонов и планшетов, как сегодняшних, так и будущих.

МТС вывели на рынок так называемые «смарт-тарифы» еще в мае 2013 г. Они были также разработаны для новой категории потребителей. Абонентам было предложено оплачивать только интернет-трафик, а голосовые сервисы и SMS предоставляются бесплатно.

Более дорогие пакетные тарифы подразумевают сегодня использование интернета во всех населенных пунктах страны, а также большее количества трафика, который предоставляется без снижения скорости передачи данных. На этом фоне количество минут отходит на второй план, а включенные в тариф SMS и MMS становятся «комплиментом от шеф-повара».

Брендированные устройства

Однако, несмотря на рост продаж смартфонов и планшетов, последние несколько лет рынок наблюдает тенденцию снижения стоимости умных устройства за счет притока техники от неизвестных ранее азиатских производителей, а также выпуска смартфонов и планшетов под собственным брендом оператора.

Например, по данным за первый квартал 2014 г., в розничных салонах сотового оператора «Билайн» доля продаж смартфонов стоимостью до i3500 составляет 67% от общего числа смартфонов. Как отмечают в пресс-службе оператора «БиЛайн», брендированные устройства – это отдельное направление рынка, которое в России постепенно становится популярным. При выборе того или иного аппарата потребитель ориентируется на соответствие своим внутренним критериям «цена-качество», а потом уже смотрит на технические характеристики и возможности устройства. При этом выбор в пользу брендированных устройств чаще делают те, кто хочет, наконец, сменить обычный аппарат на недорогой, но отвечающий всем потребностям современного потребителя, смартфон. Входящие в комплект услуги связи оператора становятся в этом контексте дополнительным преимуществом.

Операторы практикуют утилизацию устаревших моделей сотовых телефонов при замене на фирменный смартфон. Таким образом обеспечивается более широкий охват потенциальных пользователей высокоскоростных сетей, создаваемых сегодня.

Однако следует помнить, что мобильные устройства с доступом в интернет создают необходимый базис для развития целого спектра мобильной коммерции. Прежде всего речь идет о мобильных приложениях, в число которых входят разнообразные геосервисы, интернет-мессенджеры, поставщики контента и многое другое. При наличии больших размеров экрана и скоростного доступа в интернет, пользователи начинают потреблять контент новыми темпами, генерируя дополнительный трафик, а также создавая добавленную прибыль для операторов и поставщиков услуг.

Таким образом, операторы заинтересованы в том, чтобы создать полноценные условия для дальнейшего роста спроса на более дорогие пакеты трафика, а также могут прибегнуть к формированию собственных магазинов по продаже дополнительных приложений и сервисов, предлагая потребителям свои мессенджеры, свои магазины музыки и видео, а также другие виды поставки премиального контента.

Андрей Шуклин

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2014
Выручка от проектов в телекоме 2013, тыс. руб. Рост 2013/2012, %
1 21 551 800 -31.08%
2 17 671 091 -2.42%
3 7 580 250 -10.97%
Подробнее

Рейтинги

CNews Telecom 2014: Крупнейшие телекоммуникационные компании России
Преимущественная бизнес-модель Выручка 2012, iтыс.
1 Сотовая связь 378 240 000
2 Сотовая связь 332 435 000
3 Сотовая связь 272 336 000
Подробнее

Рейтинги

CNews Telecom 2014: Крупнейшие телекоммуникационные компании России - м
Преимущественная бизнес-модель Выручка 2012, iтыс.
1 Сотовая связь 378 240 000
2 Сотовая связь 332 435 000
3 Сотовая связь 272 336 000
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2014 - м
Выручка от проектов в телекоме 2013, тыс. руб. Рост 2013/2012, %
1 21 551 800 -31.08%
2 17 671 091 -2.42%
3 7 580 250 -10.97%
Подробнее