Спецпроекты

На страницу обзора
Растет интерес к средствам анализа поведения абонента
Александр Гольцов, генеральный директор «АМТ-Груп», оценил динамику российского рынка телекоммуникационных решений, выделил самые динамичные решения и рассказал о новых востребованных операторами технологиях.

Александр Гольцов

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка телекоммуникационных решений для бизнеса в 2013 году?

Александр Гольцов: Ни взрывов, ни падений на рынке телекоммуникационных решений не наблюдается. Усиливается конкуренция среди операторов, как мобильных, так и фиксированных. И в связи с этим наблюдается естественное желание всех операторов связи сократить расходы. До сих пор сохраняется тенденция рассматривать исключительно проекты, возврат инвестиций по которым составляет не более 3 лет. В долгие инвестиции никто не играет. Идет сплошная оптимизация затрат для повышения эффективности.

CNews: Какие направления вы считаете наиболее динамичными, почему?

Александр Гольцов: У операторов мобильной связи все серьезные инвестиции направлены на модернизацию инфраструктуры для обеспечения высокоскоростной передачи мобильных данных. По прогнозам J’son & Partners Consulting, суммарный российский трафик мобильной передачи данных за период с 2011 по 2016 год увеличится в 12,8 раз – до 3 160 ПБ. Переход к технологиям LTE требует от операторов, помимо создания самой инфраструктуры LTE, перестройки распределительных транспортных сетей Mobile Backhaul и пакетных сетей Mobile Packet Core. По тем же данным J’son & Partners в ближайшие годы российские операторы продолжат инвестировать в Backhaul, и к концу 2015 года ежегодные затраты составят около 7 миллиардов рублей.

Наземные операторы по-прежнему продолжают реализацию проектов по переводу абонентов на оптику. Помимо этого мы видим их интерес к технологиям, позволяющим расширить спектр оказываемых клиентам услуг: VPBX, UC/Hosted UC, Video Surveillance, OTT IPTV и так далее. Но наиболее перспективными, на наш взгляд, будут гибкие настраиваемые пакетные сервисы на основе технологий виртуализации SDN/NFV, комбинирующие различные функциональные компоненты: vCPE, vFW, vDPI, vCDN, vCGN и так далее.

CNews: Какую динамику продемонстрировали финансовые показатели вашей компании по телекоммуникационному направлению?

Александр Гольцов: Вне зависимости от локальных взлетов и падений, мы наблюдаем тренд уменьшения доли участия системных интеграторов в проектах для телеком-отрасли. Связано это, не в последнюю очередь, с серьезной активностью вендоров по организации прямой работы с крупнейшими игроками российского операторского рынка. Данная задача у некоторых из них выведена на стратегический уровень.

Тем не менее, доля от проектов в телекоме все еще является самой большой в нашем обороте – 31% по итогам 2013 года. Что не удивительно с учетом нашего 20-летнего опыта работы на этом рынке.

CNews: Каков вес сервисной составляющей в общем объеме ИТ-проектов для телекома?

Александр Гольцов: Мы много лет сотрудничаем в области сервиса с большинством российских операторов связи. Эффективность работы операторских систем далеко не в последнюю очередь зависит от качества и полноты технической поддержки, оказываемой интегратором. Сегодня ни для кого не секрет, что простой ключевого оборудования, связанный с его отказом или некорректной работой, может обернуться не только серьезными финансовыми потерями, но и сказаться на репутации. Поэтому каждый оператор в определенный момент времени задумывается, как сократить количество таких ситуаций, а еще лучше – предупредить их.

И именно здесь неоценимую помощь может оказать опыт интегратора в оказании различных видов технической поддержки. Это могут быть не только базовые сервисы, связанные с четким соблюдением согласованного уровня услуг (SLA) по восстановлению работоспособности оборудования, но и такие, которые включают в себя мониторинг состояния систем, проактивные мероприятия, направленные на предупреждение сбоев, а также анализ качества работы всех систем в целом.

CNews: Как на информатизации деятельности операторов отражаются такие тренды, как распространение облачных технологий, мобилизация бизнеса?

Александр Гольцов: В настоящий момент облачные технологии и мобилизация бизнеса все больше распространяются в корпоративной среде. Но при этом все крупные корпоративные облака – частные, и инфраструктура операторов при их создании не задействована. Если говорить про облачные услуги операторов – пока все очень скромно. В основном потребитель таких услуг – предприятия сектора СМБ.

Что касается мобилизации – к сожалению, в данный момент еще даже крупные предприятия не готовы к покупке услуг по управлению парком мобильных устройств сотрудников (Mobile Device Management, например).

Тем не менее, мы видим потенциал этих двух направлений и готовы помогать операторам в создании платформ для оказания как облачных услуг, так и услуг в области мобилизации бизнеса. У нас есть и собственные наработки в этой области, и также примеры использования лучших решений наших партнеров.

CNews: По вашему мнению, повлияет ли политическая ситуация на спрос телекомов на решения зарубежных вендоров? Существуют ли аналоги российской разработки?

Александр Гольцов: Текущая политическая ситуация, с нашей точки зрения, должна повлиять на спрос – но не в части полной замены оборудования иностранных производителей отечественным, а в части изменения подхода к выбору поставщиков. Скорее всего, будет наблюдаться тенденция «разбавления» решений топ-вендоров другими, хотя операторы крайне консервативны и даже при самой благоприятной политической ситуации подвигнуть их на использование нового более эффективного вендора – это крайне трудоемкая задача, требующая привлечения высшего руководства оператора.

Что касается отечественных аналогов – да, в области сетевых аппаратных решений существуют российские разработки, но они, в большей степени, касаются сетевого оборудования уровней доступа и агрегации. К сожалению, с уровнем Core – ядра – да, пока у нас проблемы. Операторами могут быть также использованы отечественные решения для строительства дата-центров.

Хороший пример – новосибирская компания «Элтекс», в продуктовой линейке которой оборудование GPON, Ethernet-коммутаторы, VoIP-шлюзы, MSAN, Softswitch & IMS, медиацентры, тонкие клиенты и другие.

Также большую перспективу представляют российские программные разработки – для решения задач, например, трансляции адресов (NAT), задач фильтрации, информационной безопасности, OSS/BSS и так далее.

CNews: Наряду с новомодным термином SDN сейчас все чаще приходится слышать про NFV. Что из себя представляет данная технология и какое влияние она может оказать на бизнес оператора связи?

Александр Гольцов: Мы уже привыкли к частому употреблению понятия «технологическая революция» применительно к событиям разного масштаба, но, пожалуй, вряд ли найдется событие, равное по масштабам преобразований, которые будут вызваны SDN и NFV. Если говорить про NFV, то под этим термином понимают виртуализацию так называемых сетевых функций, или, как еще говорят, сетевых сервисов. В двух словах, это означает перенос функционала со специализированных сетевых устройств самого разного рода в облака, а конкретно – на виртуальные машины серверов. Кому-то это может напомнить времена, когда на заре развития ШПД многие альтернативные операторы вместо покупки специализированных устройств использовали их программные аналоги, запускаемые на Linux/BSD серверах. Эта аналогия уместна, но она только отчасти позволяет понять, чем является NFV.

На самом деле, NFV – это набор технологий, которые позволяют делать виртуализацию так называемого «операторского уровня». Данные технологии решают задачи обеспечения высокой производительности, контроля качества сервиса, отказоустойчивости, гибкого масштабирования и управления. Важно понимать, что NFV – это не только способ сокращения капитальных затрат, хотя именно это свойство для многих оказывается главным при развертывании NFV. Гораздо важнее то, что NFV обеспечивает возможности создания новых сервисов, недоступные ранее. В NFV, наряду с SDN, операторы видят возможность выхода из тупиковой ситуации, при которой они превращаются в низкодоходную «трубу». Именно это обстоятельство является главным стимулом стремительного развития NFV в последнее время.

CNews: Насколько востребована эта технология операторами? Есть ли примеры ее внедрения?

Александр Гольцов: NFV-технологии пока очень молоды. Еще год назад о них говорили, что называется, в узком кругу специалистов. Если говорить про мировой опыт, прошедший 2013 год ознаменовался массовым тестированием NFV. Практически все ведущие операторы связи провели собственные тесты с целью определения области применения NFV, если говорить проще, чтобы узнать, все ли можно виртуализировать. Как оказалось, практически все сетевые функции поддаются виртуализации с приемлемыми характеристиками производительности.

Как ожидается, в этом году будут первые коммерческие внедрения NFV, а следующий, 2015 год, станет годом старта массового внедрения. Принципиальной особенностью виртуальных функций является их гибкость и открытость. Вы можете легко по запросу клиента через абонентский портал или из прикладной программы сконструировать явно или неявно любой сервисный набор, так называемую «сервисную цепочку». Это позволяет операторам связи решить принципиально важные для них задачи и уйти от бизнес-модели «трубы», а именно: персонализировать сервисы и открыть доступ к своим ресурсам бизнес-партнерам, так называемым OTT-провайдерам и разработчикам прикладных программ.

CNews: Какие тенденции на рынке виртуальных АТС вы видите?

Александр Гольцов: Рынок услуг виртуальных АТС в России демонстрирует стабильный рост на уровне нескольких десятков процентов в год. Потенциал этого рынка огромный – сейчас в России большая инсталлированная база обычных АТС. Замена морально устаревающих учрежденческих АТС на виртуальную АТС – идеальная цель для операторов. Наиболее интересна такая услуга для территориально распределенных компаний небольшого и среднего размера.

Продажа услуги виртуальной АТС открывает для операторов широкие возможности. Можно выделить несколько тенденций. Первое – миграция услуги от только голосовой к услуге Hosted Unified Communications (UC). Клиенты помимо услуг голосовой связи хотят видеть в предложении от оператора современный набор мультимедийных услуг: средства коллективной работы, видео связь и конференции, средства обмена сообщениями, голосовую/видео почту. Второе – требования мобильности: поддержка нескольких устройств – в том числе смартфонов, планшетов; поддержка BYOD; интеграция с мобильными сетями – от FMC до VoLTE в будущем; MDM – контроль ИТ над возможностями бизнес-приложений на мобильных телефонах сотрудников.

Интересно отметить, что с точки зрения доходов оператора, доля стандартных голосовых услуг остается на постоянном уровне, а доля дополнительных UC услуг демонстрируют заметный рост.

Рынок виртуальных АТС и Hosted UC сегментируется. Можно выделить несколько сегментов: Micro – до 10 абонентов, SMB – до 250 абонентов, Medium – до 1000 абонентов, Large Enterprise – более 1000 абонентов. Каждый из этих сегментов имеет свои особенности, что требует от оператора разработки продуктов и четкого позиционирования – как показывает практика, один продукт не может закрыть все эти сегменты.

CNews: Что требуется операторам связи для успешных продаж услуг VPBX & UC?

Александр Гольцов: Если говорить о подготовке инфраструктуры оператора, необходимо серьезно подойти к модернизации систем OSS/BSS: автоматизация обработки заявок, биллинг, система автоматической настройки абонентских устройств. И, конечно же, ключевой момент – удобный абонентский портал управления услугой, без него не обошлось ни одно успешное внедрение.

Еще один значимый момент – выбор платформы для предоставления услуг Hosted UC. Современные требования по спектру услуг предъявляют повышенные требования к платформе. С точки зрения капитальных и операционных затрат, выгоднее ориентироваться на решение, охватывающие максимальные сегменты рынка и предоставляющие широкий спектр услуг. Важный фактор – наличие открытых API для интеграции с системами OSS/BSS и приложениями на мобильных телефонах и планшетах.

С точки зрения маркетинга и продаж необходимо разработать набор продуктов, максимально подходящий под целевые сегменты рынка. Отдельная задача – организация каналов прямых и непрямых продаж, обучение продавцов. Компании сегмента LE часто имеют разнородное оборудование и существующие AТС различных производителей. Внедрение Hosted UC у таких клиентов превращается в сложный интеграционный проект, который в большинстве случаев невозможно реализовать силами оператора. Здесь возникает потенциал сотрудничества с интеграторами, имеющими опыт реализации сложных мультивендорных проектов.

CNews: Чем, по вашему мнению, в текущей ситуации определяется заинтересованность операторов в OSS/BSS решениях?

Александр Гольцов: Заинтересованность операторов в таких решениях в настоящее время определяется тем, насколько они реально способствуют решению задач, стоящих перед ними в текущих рыночных условиях, определяемых различными факторами. Это и география присутствия оператора, и его продуктовый портфель, и многое другое. Но, так или иначе, при стремлении к оптимизации, ключевым фактором, определяющим заинтересованность, является экономический эффект. Если некоторое время назад операторы порой инициировали проекты внедрения OSS/BSS систем, добавляя в общий ландшафт функционал, очевидно отсутствующий, но упоминаемый в прессе, референсных моделях, рекомендуемый вендорами, то сейчас бизнес-кейсы просчитываются очень скрупулезно.

CNews: Можете ли вы назвать какие-либо цели операторов и классы решений OSS/BSS, интерес к которым характерен для ваших заказчиков?

Александр Гольцов: Их много. В первую очередь – повышение качества услуг с технической точки зрения и качества обслуживания абонентов, особенно в регионах, где рынок насыщен, и конкуренция чрезвычайно высока. В массовом сегменте переход от одного оператора к другому чрезвычайно прост, и не требует от конечного пользователя существенных затрат. Как следствие, операторы заинтересованы в направленных на снижение оттока абонентов решениях. Это вызвало и появившийся реальный интерес к системам Service Quality Management (SQM), и «вторую волну» спроса на системы управления клиентским оборудованием (CPE), например, с использованием протокола TR-069.

CNews: В контексте ответа на предыдущий вопрос – какова ваша оценка рыночного потенциала решения класса Customer Experience Management (CEM)?

Александр Гольцов: Внедрение решений данного класса – следующая ступень. Зачастую решения SQM и CEM пытаются объединить и рассматривать в совокупности, но на самом деле – всему свое время. Оно обязательно наступит, причем достаточно быстро, но надо принимать во внимание особенности локального рынка, его проблематику и степень зрелости. К сожалению, качество услуг у конкурирующих на локальном рынке операторов еще не так высоко, когда, например, удобство личного кабинета или время ожидания ответа специалиста техподдержки являются решающими факторами, определяющими лояльность клиента. За исключением откровенно вопиющих случаев, конечно. Гораздо чаще мы слышим, что заказчик сменил провайдера по той причине, что он «тормозит» или «не ловит». И потом, внедрение решений класса CEM – задача технически весьма сложная. Сложность определяется и количеством и разнородностью интегрируемых систем, и требованиями к консистентности данных в OSS/BSS окружении в целом, и, наконец, необходимостью существенного вовлечения в проект многих подразделений оператора – не только отвечающих за инфраструктуру и/или информационные технологии.

CNews: Есть ли какие-либо требования со стороны корпоративных заказчиков, стимулирующие операторов внедрять те или иные решения?

Александр Гольцов: Конечно. Не только перед операторами стоят задачи оптимизации. Корпоративные заказчики, особенно крупные, стремятся сокращать свои расходы и получать от операторов услуги с гарантированным качеством. За последние годы среди крупных корпоративных заказчиков мы видим интерес к средствам, позволяющим контролировать как используется телекоммуникационная инфраструктура, какой именно трафик передается по сети, насколько хорошо инфраструктура обеспечивает работу корпоративных приложений, и насколько комфортной является работа конечных пользователей. Данные инструменты помогают корпоративным заказчикам не только адекватно планировать свои потребности в услугах операторов, но и контролировать последних. Операторов это дополнительно стимулирует к внедрению систем, обеспечивающих адекватное планирование собственной инфраструктуры и средств контроля SLA.

CNews: Какие аналитические инструменты уже востребованы операторами или будут востребованными в обозримой перспективе?

Александр Гольцов: Помимо уже упомянутых средств, обеспечивающих адекватное планирование, мы видим растущий интерес к средствам анализа поведения абонента, его «профилирования». Как потребляет услуги абонент, какие ресурсы, какой вид трафика, в какой время суток и т.п. – вот вопросы, ответы на которые начинают интересовать операторов в условиях конкуренции. Анализ этих данных позволит делать услуги персонифицированными, а тарифы – более гибкими. Причем, что важно, давать персонифицированные предложения заказчику быстро. Это, кстати, будет еще одним стимулом к развитию систем real-time billing’а.

CNews: Какие тренды мирового рынка проявятся в России в этом году, по вашему мнению?

Александр Гольцов: Тренды мирового рынка – это, в первую очередь, наращивание операторами связи доли value added services, в том числе, и корпоративным пользователям. Как мы уже говорили выше, сегодня существуют различные технологии, позволяющие делать это. Со стороны клиентов также начинает формироваться спрос. И мы очень рассчитываем, что именно этот мировой тренд все-таки проявится в этом году на отечественном рынке.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2014 - м
Выручка от проектов в телекоме 2013, тыс. руб. Рост 2013/2012, %
1 21 551 800 -31,08%
2 17 671 091 -2,42%
3 7 580 250 -10,97%
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2014
Выручка от проектов в телекоме 2013, тыс. руб. Рост 2013/2012, %
1 21 551 800 -31,08%
2 17 671 091 -2,42%
3 7 580 250 -10,97%
Подробнее

Рейтинги

CNews Telecom 2014: Крупнейшие телекоммуникационные компании России - м
Преимущественная бизнес-модель Выручка 2012, iтыс.
1 Сотовая связь 378 240 000
2 Сотовая связь 332 435 000
3 Сотовая связь 272 336 000
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2014
Выручка от проектов в телекоме 2013, тыс. руб. Рост 2013/2012, %
1 21 551 800 -31.08%
2 17 671 091 -2.42%
3 7 580 250 -10.97%
Подробнее