Разделы

Конференции

Российские ИТ-специалисты начали оценивать преимущества SaaS

Пересмотр инвестиционных стратегий в ИТ российскими компаниями в 2009 г. привел к ощутимому снижению динамики развития ИТ-рынка. Восстановление отрасли на докризисный уровень в определенном смысле связывается с развитием ИТ-услуг на базе SaaS-модели. О том, что даст SaaS бизнесу и с какими нюансами при его продвижении и внедрении могут столкнуться компании, можно будет услышать на круглом столе «SaaS в России: маркетинг или возможности», организуемом в Москве 16 сентября 2010 г. CNews Conferences.
По оценкам аналитической компании IDC выручка вендоров от поставок решений по SaaS-модели будет стабильно расти в ближайшие годы. Лидирующий регион по использованию SaaS Северная Америка, занимающая 74% от всего рынка по итогам 2009 г., в будущем станет заметно снизит долю – 54% в 2014 г. за счет роста в Европе, Азии и Тихоокеанском регионе.

Российский сегмент ИТ-услуг на базе SaaS в настоящее время находится в стадии становления - по оценкам Gartner мировой рынок SaaS в 2009 г. превысил $8 млрд, из них на Россию приходится всего несколько миллионов. Причина такого положения дел – чрезвычайно малое количество поставщиков, решений и запущенных проектов, а также общее недоверие потенциальных заказчиков, выраженное в сомнениях по поводу реальной эффективности и безопасности таких ИТ.

Однако постепенно российский бизнес приходит к осознанию преимуществ SaaS (экономия на лицензиях, внедрении и поддержке), и выбирает такие решения для реализации стандартных бизнес-задач и организации неспецифичных бизнес-процессов.

Опрошенные CNews эксперты и пользователи SaaS-решений достаточно позитивно относятся к идее развития этого сегмента рынка ИТ-услуг. В настоящее время на российском рынке представлены в основном три типа подобных продуктов - исключительно российские решения, разработанные небольшими компаниями, западные, неадаптированные для России и SaaS-версии продуктов крупных международных компаний.

Анна Коробова, начальник отдела службы одного окна и информатизации префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы, рассказывает о том, что сейчас в госсекторе востребованы функциональные автоматизированные системы, обеспечивающие автоматизацию традиционной управленческой деятельности территориальных органов власти, системы поддержки информационной инфраструктуры и общегородские и отраслевые информационные системы. Она отмечает, что сдерживающими факторами на пути к использованию SaaS стоят технологическая зависимость от провайдера услуг, необходимость выполнения требований конфиденциальности, защиты информации и персональных данных, а также риски потерь при размещении госзаказа на основе требований Федерального закона №94-ФЗ.

Тем не менее, Коробова заинтересована в SaaS-решениях, использующих технологии распознавания голоса (расшифровка записей совещаний для составления стенограммы) и правовых системах.

Олег Курахтанов, заместитель главного врача по организационно-методической работе ГУ "Специализированная кардиохирургическая больница", в качестве примера "услуги как сервис" в здравоохранении приводит федеральную программу «Система мониторинга реализации государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета". В рамках данного решения используется сервис программного обеспечения и обслуживания через интернет с применением персонального кода доступа с каждого рабочего места. Данная программа призвана решить вопросы мониторинга как медицинских услуг по программе государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, так и учета материально-технических и финансовых средств в режиме реального времени.

Специалист отмечает перспективность использования в роли SaaS программы учета медицинских услуг, материальных средств и расходных материалов, медицинской (социальной карты) пациента, указывая среди главных требований соблюдение единообразия в оценке одних и тех же действий внутри системы здравоохранения и применяемости ее в клиниках любой принадлежности (федеральной, ведомственной, частной и так далее). В числе главных «тормозов» к применению SaaS в медицине специалист называет отсутствие стратегии информатизации ЛПУ в России.

«Уровень ИТ-оснащенности медицинских учреждений остается невысоким. Информатизацию здравоохранения сдерживает как недостаток финансирования, так и отсутствие понимания у руководства возможностей, которые открывают высокие технологий для оптимизации и повышения качества работы лечебно-профилактических учреждений», - констатирует Курахтанов. Кроме того, сложности возникают и из-за отсутствия квалифицированного ИТ-персонала на местах, а также в ходе освоения технологий медиками.

Олег Куратханов заинтересован в поэтапном переходе на SaaS-продукты (которые, тем не менее, не предлагаются сейчас на рынке), включая такие решения как «ИТ-инфраструктура как сервис» для здравоохранения и «облачное хранилище данных» на втором этапе перехода на электронное здравоохранение.

Как отмечает Дарья Шубина, менеджер проектов бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ, в России для одного типа задач, например, управления проектами или отношениями с клиентами, линейка программных продуктов насчитывает множество решений, тогда как для других задач, в частности, для SRM (управление взаимоотношениями с поставщиками) выбор SaaS-приложений невелик.

Николай Ильин, заместитель директора департамента новых технологий компании NEC, отмечает, что на рынке отсутствуют реально конвергентные приложения, а то, что предлагается, это, в основном, приложения CRM начального уровня, почта и офисное ПО.

Репутацию продавцов на «Авито» оценит искусственный интеллект
искусственный интеллект

Однако, по словам Шубиной, основная проблема рынка состоит не в продуктовом предложении, а в ненадежности ЦОДов, где SaaS-вендоры размещают свои продукты. «Эффективное распространение SaaS-технологий в России не происходит по двум основным причинам: во-первых, потому, что у потребителей отсутствует доверие в силу того, что SaaS-вендоры, как правило, очень узко описывают выгоды и редко говорят о рисках и методах их решений; во-вторых, из-за низкого уровня распространения интернета в регионах и нестабильности интернета и ЦОДов как в Москве, так и в регионах», - объясняет она.

С Дарьей Шубиной согласен и Николай Ильин, который отмечает, что сдерживающими факторами использования SaaS являются отсутствие SLA, недоверие пользователей к уровню безопасности таких сервисов, ограниченность мобильного использования.

По мнению Антона Салова, руководителя проекта Softcloud, предложение SaaS-продуктов на российском рынке довольно хорошо проработано – на нем есть сервисы различных категорий, как российского производства, так и их западные аналоги. Вендоры и хостеры в основном специализируются на моновендорных решениях - собственного производства или предложении сервисов Microsoft, в то время, как клиент хочет получить службу "одного окна" и платить за различные сервисы различных производителей в одном месте.

«Существует проблема, что отечественные разработчики SaaS, решив самостоятельно предоставлять сервисы на собственном хостинге, не считают нужным инвестировать в качественное серверное обеспечение и системы резервного копирования, чем ставят под угрозу данные своих клиентов. Еще одним камнем преткновения, напрямую не связанным, с безопасностью, является соответствие сервисов ФЗ №152 "О персональных данных". Но тут системная проблема - большинство сервисов по определению не могут соответствовать этому закону в области обработки персональных данных первого и второго класса», - отмечает Салов. Он также соглашается с мнением Дарьи Шубиной о том, что потенциальные клиенты не владеют информацией о преимуществах SaaS-решений, поскольку на рынке отсутствует активный маркетинг и евангелизм со стороны основных игроков, а также отмечает, что предлагаемые сервисы, пользующиеся спросом на Западе, не локализованы для российского покупателя.

Георгий Джабиев, T1 Cloud: «Отчуждаемое» облако — новая модель аренды ИТ-инфраструктуры для крупного бизнеса и государства
Маркет

16 сентября 2010 г. в Москве Агентство маркетинговых коммуникаций CNews Conferences проводит круглый стол «SaaS в России: маркетинг или возможности».

Подробная информация здесь.

Для того чтобы подать заявку на участие в мероприятии заполните, пожалуйста, анкету:

По дополнительным вопросам обращайтесь по телефонам: +7–495–363–11–57 доб. 50–78, 50–77, 5035 e-mail: events@cnews.ru, Айвазов Армен, Серова Елена и Четвернин Алексей.

Михаил Демидов