Спецпроекты

oбзор

Обзор: Телеком 2015

Игорь Горьков

Игорь Горьков:
«Петер-Сервис» планирует расширить штат на полторы сотни высококвалифицированных специалистов

Руководство компании-разработчика программных решений OSS/BSS-сегмента «Петер-Сервис» считает наиболее перспективными направлениями развитие модульной архитектуры и сервис-ориентированных продуктов. В связи с этим компания перестраивает производственные процессы: планируется расширить штат высококвалифицированных специалистов и одновременно менее критичные работы передать на аутсорсинг. Об изменениях рассказывает генеральный директор компании Игорь Горьков.

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка информатизации в телекоммуникационной отрасли в 2014 году?

Игорь Горьков: Оценивать рынок, на котором мы работаем, можно только очень приблизительно, поскольку это достаточно узкий и закрытый сегмент. Однако можно сказать, что в 2013-2014 годах он чувствовал себя весьма уверенно и стабильно, несмотря на некоторое снижение темпов роста в денежном выражении. Мы судим об этом по тем крупным проектам, которые мы реализовали за данный период у крупнейших российских операторов связи.

CNews: В каком направлении, на ваш взгляд, развивается отрасль, и как это отражается на деятельности компании «Петер-Сервис»?

Игорь Горьков: Не возьмусь говорить за весь рынок в целом, но тот сегмент, в котором мы работаем, уверенно движется в сторону создания инструментов, позволяющих управлять лояльностью клиентов и предоставлять им более персонализированные предложения. Такого же подхода к себе требуют и заказчики наших решений. Поэтому будущее развития отрасли примерно такое, каким его и предсказывали еще много лет назад: оно не за универсальными платформами и монолитными решениями-гигантами, а за модульной архитектурой и сервис-ориентированными продуктами. Как компания-разработчик программных продуктов OSS/BSS-контура, «Петер-Сервис» не может оставаться в стороне от этих тенденций. Сейчас происходит модификация нашей продуктовой линейки.

CNews: Одновременно с модификацией создаются и новые решения?

Игорь Горьков: Исторически мы создавали продукты для крупнейших операторов связи, и центральным среди них была и остается биллинговая система, реализующая большое количество функций, которые сейчас принято разносить по разным доменам. На современном этапе развития рынка назрела необходимость в изолировании этих блоков и разнесении их по отдельным решениям.

Сейчас мы создаем большое количество новых специализированных продуктов, которые бы приняли на себя часть функций нашего биллинга, но при этом были бы ориентированы на предоставление отдельных сервисов. Часть из них стала результатом деятельности нашей лаборатории разработки «Петер-Сервис РнД», которая с 2012 года имеет статус резидента в инновационном центре «Сколково». За прошедшее время нам удалось значительно усовершенствовать свои производственные процессы, и теперь мы можем быстро создавать качественные продукты, удовлетворяющие современным потребностям рынка.

CNews: Какие изменения произошли в технологическом процессе, выстроенном в вашей компании?

Игорь Горьков: Безусловно, мы используем все известные технологии и прогрессивные процессы разработки. Как ставшие уже классическими разработки на Java, так и NoSQL-технологии, проекты Apache (например, Hadoop). Наша лаборатория разработки уже давно перешла на автоматическую сборку программных проектов, и теперь практика Continuous Integration распространяется на все производство. В качестве CI-сервера мы выбрали TeamCity.

Относительно молодым и при этом весьма перспективным направлением, которое развивается в «Петер-Сервис», является методология разработки DevOps. Кроме того, несмотря на достаточно большие размеры нашей компании и сложность наших продуктов, нам удается успешно применять в работе элементы Agile – Scrum и Kanban.

Развиваются и наши внутренние системы, создаются новые условия для своевременного информирования сотрудников о происходящем в компании и в отрасли, а также для эффективного взаимодействия команд. Во-первых, это онлайн-ресурсы – интранет-портал, внутренние СМИ, Confluence, профессиональная корпоративная сеть Skillber. Во-вторых, у нас существует большое количество оффлайн-площадок для обсуждения насущных вопросов и обмена опытом – регулярные корпоративные конференции, семинары подразделений, воркшопы, технические советы. Одними из первых в стране мы начали проводить встречи в формате Lean Coffee.

CNews: «Петер-Сервис» также известен организацией внешних отраслевых мероприятий.

Игорь Горьков: Да, уже не первый год мы проводим конференции различной тематики (M2M, Big Data и другие), на которые приглашаем представителей телекоммуникационного рынка и стараемся сформировать некое экспертное сообщество.

gorkov_telo.jpg

Игорь Горьков: Наша лаборатория разработки уже давно перешла на автоматическую сборку программных проектов, и теперь практика Continuous Integration распространяется на все производство

В июле этого года мы также провели первое международное мероприятие для технических и ИТ-директоров из телекоммуникационных компаний ближнего и дальнего зарубежья – TelCo CTO Summer Summit. Мы собрали представительный состав делегатов из России, стран СНГ, ОАЭ и Турции. Все это «Петер-Сервис» делает для того, чтобы наше представление о потребностях заказчиков было более полным, и мы могли создавать качественные продукты, отвечающие всем актуальным требованиям операторов связи.

CNews: Изменились ли приоритеты вашего сотрудничества с операторами, и какие проекты вы сейчас реализуете?

Игорь Горьков: Нашим ключевым партнером по-прежнему остается компания «МегаФон». В прошлом году мы заключили с оператором большой договор на трансформацию его биллинговой системы. Это серьезный проект федерального масштаба и, без преувеличения, исторической значимости. И мы подошли к нему во всеоружии, успешно протестировав свою систему с нагрузкой в более чем 100 млн абонентов.

Похожий проект мы сейчас реализуем и у другого крупного клиента – компании «Ростелеком». Это работы по построению так называемых целевых узлов. У этого оператора мы также недавно завершили еще один масштабный проект по унификации своих систем – объединение всех инсталляций продукта Peter-Service ITC (система взаиморасчетов) в единое федеральное решение. Эти работы плавно перешли в проект по построению аналитического хранилища данных, сформированных в единой системе ITC, который реализуется в настоящий момент.

CNews: А что касается ваших зарубежных клиентов?

Игорь Горьков: Мы также продолжаем активное сотрудничество с нашими существующими заказчиками в ближнем и дальнем зарубежье. У одного из клиентов в СНГ мы реализуем очень интересный проект в области «умной аналитики» – запуск решения для построения аналитических прогнозов. А на Кипре сейчас в самом разгаре проект по внедрению конвергентного биллингового решения у другого нашего давнего партнера.

В связи с происходящими технологическими изменениями, увеличением масштабов нашего бизнеса и усложнением стоящих перед нами задач появился еще один проект – по значительному и скорому увеличению наших производственных мощностей: в течение ближайших месяцев мы планируем нанять почти полторы сотни высококвалифицированных специалистов.

CNews: Как вы собираетесь решать эту задачу?

Игорь Горьков: Мы работаем сразу на нескольких направлениях. Основные силы мы, конечно, сосредоточили на привлечении готовых специалистов. Мы открываем новые вакансии, причем не только в головном офисе, но и во всех наших филиалах – Москве, Краснодаре, Самаре, Новосибирске, Владивостоке, Екатеринбурге.

Но, как известно, сегодняшняя ситуация на рынке труда, особенно в ИТ-сфере, не такая благоприятная, как хотелось бы. Это отголоски так называемой «демографической ямы» 90-х, когда произошло существенное снижение рождаемости в стране. Из-за этого мы сегодня наблюдаем настоящий дефицит высококвалифицированных специалистов наиболее продуктивного возраста. Поэтому сейчас мы активно инвестируем в молодежь – считаем, что растить кадры нужно буквально со студенческой скамьи. Второй год подряд наша компания реализует программу стажировки студентов профильных вузов с их последующим трудоустройством.

В прошлом году охватить удалось только Петербург. Из 45 кандидатов, прошедших тестирование, мы отобрали 12 – и все из них по итогам стажировки получили работу в «Петер-Сервис». В этом году стажировки проводятся не только в головном офисе, но и в наших краснодарском и самарском филиалах. И цифры в этот раз получились куда более внушительными: тестирование во всех трех городах прошли 212 студентов, из них около 60 стали стажерами. Вдобавок к этому мы договорились с несколькими вузами (ИТМО в Петербурге, КубГУ в Краснодаре) о проведении нашими специалистами профильного лекционного курса.

CNews: Какие еще есть пути поиска подходящих специалистов?

Игорь Горьков: Относительно новым для нас направлением в области ресурсного менеджмента стало привлечение внештатных специалистов на более простые или временные задачи. Конечно, аутсорсинг встречает немало препятствий на своем пути, но мы продолжаем двигаться в этом направлении – в сторону экономики 2.0 или даже 2.0 плюс.

Я думаю, что в будущем мы будем концентрироваться, скорее, на аналитически-постановочных работах и разработке программного обеспечения, которое требует действительно уникальных знаний и экспертных навыков, а существенную часть, скажем так, «кодирования» будем отдавать на аутсорсинг.

CNews: А какие возможности для развития профессиональных навыков есть у ваших сотрудников?

Игорь Горьков: Конечно, в свете таких крупных проектов, которыми сейчас занимается «Петер-Сервис», мы крайне заинтересованы в профессиональном росте наших специалистов. В частности, в этом нам помогает уже упомянутая профессиональная сеть Skillber. Это наша собственная разработка, которую мы внедрили в масштабах всей компании два года назад. За это время система дважды стала лауреатом престижных HR-премий.

CNews: Что она из себя представляет?

Игорь Горьков: У каждого сотрудника есть свой профиль в Skillber, в котором можно указать специализацию, направления работы (в том числе желаемой) и свои экспертные навыки. На основании этой информации руководители могут составлять карту компетенций своих сотрудников и принимать решения по оптимальному использованию человеческого капитала. В системе также есть биржа задач, которая помогает оперативно искать специалистов с необходимым профилем внутри «Петер-Сервис» и при необходимости перемещать их между проектами, учитывая как производственную необходимость, так и пожелания самих людей.

Также мы используем инновационные подходы к обучению – например, регулярно проводим на своей площадке переговорные поединки, на которые приглашаем не только наших сотрудников, но и коллег из других компаний. Тактика приносит плоды: недавно команда «Петер-Сервис» победила в городском турнире переговорщиков.

Помимо этого, мы, безусловно, прибегаем и к классическим методам повышения профессионализма своих сотрудников – организации митапов и тренингов, сертификации специалистов и внешнему обучению. У нас созданы все необходимые условия для развития специалистов, и этот курс будет продолжаться. Перед нами стоят серьезные задачи по реализации крупных проектов. Кроме того, мы продолжаем совершенствовать линейку наших продуктов и вести работу по продвижению решений «Петер-Сервис» на внутреннем и зарубежных рынках.

CNews: По вашему мнению, какой может быть динамика российского рынка информатизации в телекоме в 2015 году?

Игорь Горьков: Вероятно, рынок немного сожмется. Это связано как с общими экономическими тенденциями, так и с тем, что бюджеты наших заказчиков будут испытывать определенное давление со стороны курса валют из-за необходимости закупок зарубежного оборудования. Все-таки импортозамещение в этой части пока не приобрело массовый характер. Вполне возможно, что выручка большинства отечественных поставщиков информационных систем несколько сократится в объемах. Тем не менее мы рассчитываем своей активной работой преодолеть эту тенденцию, смотрим в будущее с оптимизмом и ожидаем роста выручки компании «Петер-Сервис».

Вернуться на главную страницу обзора