Спецпроекты

На страницу обзора
У поставщиков ИТ-услуг есть все возможности для диверсификации бизнеса

Выручка топ-60 участников рейтинга крупнейших поставщиков по итогам 2020 г. увеличилась на 14% и достигла ₽370 млрд. На первую десятку лидеров приходится 64% этой суммы. В списке самых востребованных заказчиками услуг все, что связано с созданием и поддержкой вычислительной инфраструктуры и облаков, услуги в области информационной безопасности, обеспечение цифровой устойчивости, цифровой консалтинг, внедрение и поддержка Open Source, создание частных мобильных сетей.

Крупнейшие игроки рынка

Совокупная выручка 60 крупнейших поставщиков ИТ-услуг по итогам 2020 г. составила ₽370 млрд. Это на 13,8% больше, чем в 2019 г. (₽325,2 млрд). На топ-10 участников рейтинга приходится 64% их совокупной выручки.

Напомним, что начиная с прошлого года CNews предлагает компаниям предоставить для рейтинга крупнейших поставщиков ИТ-услуг данные о выручке, полученной от оказания услуг консалтинга, внедрения, кастомизации ПО, технической поддержки, обучения и аутсорсинга и исключить из него выручку от услуг заказной разработки ПО и облачных сервисов. Рейтинг разработчиков входит в обзор «Рынок ИТ: итоги 2020», рейтинги крупнейших провайдеров IaaS и SaaS публикуются в обзоре «Облачные сервисы 2021».

На первом месте в рейтинге поставщиков ИТ-услуг «Ланит» с показателем ₽92,3 млрд (42,6% от общей выручки компании) — это на 14% больше, чем в 2019 г. (₽80,9 млрд). Компания является безусловным лидером российского рынка ИТ-услуг. «Ланит» работает с крупнейшими коммерческими и госкомпаниями, а также с госведомствами как федерального, так и регионального уровня.

Крупнейшие поставщики ИТ-услуг 2021

№ 2020 Название Выручка в 2020 г., ₽тыс., с НДС Выручка в 2019 г., ₽тыс., с НДС Рост 2020/2019, %
1 Ланит 92 271 563 80 922 868 14,0%
2 Крок 21 079 193 19 971 155 5,5%
3 Группа Т1 (ранее Техносерв) 18 131 113 18 032 374 0,5%
4 Инфосистемы Джет 17 439 001 16 179 546 7,8%
5 Лига Цифровой Экономики 16 772 000 12 195 000 37,5%

На втором месте, как и в прошлом году, «Крок» — выручка компании от оказания ИТ-услуг увеличилась на 5,5% до ₽21,1 млрд. На ИТ-услуги приходится 54,7% выручки «Крок». На третьем месте второй год подряд «Группа Т1» (ранее «Техносерв») (₽18,1 млрд). В 2020 г. на ИТ-услуги пришлось 30,6% совокупной выручки компании против 68% в прошлом году.

На четвертое место с пятого переместилась компания «Инфосистемы Джет» с показателем ₽17,4 млрд или 47,3% от совокупной выручки. Пятое место в 2020 г. вместо девятого места в 2019 г. благодаря существенному росту удалось занять компании «Лига цифровой экономики» (₽16,8 млрд, 37,5%). Причина роста — крупные контракты с такими заказчиками, как ВТБ, Сбербанк, Вымпелком.

Самые востребованные услуги

В списке самых востребованных ИТ-услуг — консалтинг, миграция, интеграция, поддержка вычислительной инфраструктуры и облаков. «Многие задачи в этих областях становятся более типизированными, а у клиентов из различных отраслей схожие запросы относительно связанных услуг, будь то разработка ПО или работа с большими данными, — говорит Виктория Бухар, коммерческий директор компании «ЛАНИТ-Интеграция» (группа ЛАНИТ). — Это позволяет интеграторам наращивать экспертизу в востребованных областях, добиваться высокой операционной эффективности и предоставлять заказчикам качественные услуги по привлекательной цене».

На втором месте по популярности услуги в области информационной безопасности. «Традиционные сервисы в направлении ИБ растут по объему из года в год. Однако новые экспертные сервисы растут опережающими темпами и с большой вероятностью займут значительный объем в нашем портфеле услуг в направлении ИБ в ближайшие годы. Заметно растут сервисы киберкриминалистики, сервисы по мониторингу внешнего контекста и определения ИБ-ландшафта вокруг организаций — сервисы защиты бренда и киберразведки», — рассказывает Юлия Кошкина, директор технического центра «Инфосистемы Джет».

По мнению Александра Рожкова, директора по продуктам и технологиям «Группы Т1», в прошлом году после первой волны пандемии, когда все поняли, что для восстановления бизнеса, обеспечения гибкости и непрерывности деятельности, извлечения выгоды в новых условиях, традиционные бизнес-инструменты стали малоэффективными, все чаще стали говорить о «цифровой устойчивости», которую можно обеспечить с помощью ИТ и цифровых технологий. Прежде всего речь идет о показавших существенный рост офисных, корпоративных и аналитических приложениях, сгладивших сбои в бизнес-коммуникациях и цепочках поставок.

Кроме того, перед ИТ-директорами в один момент было поставлено множество задач, связанных с обеспечением бесшовного перехода на удаленный режим работы, созданием цифровых платформ и цифровой инфраструктуры, трансформацией бизнес-моделей, персонализацией продуктов и сервисов, созданием партнерских экосистем. «Собственные ресурсы не были готовы к такой нагрузке, и ИТ-руководители были вынуждены обращаться за помощью к внешним поставщикам ИТ-услуг», — отмечает Александр Рожков. Так, тренд цифровизации способствует росту спроса на услуги цифрового консалтинга, включая услуги разработки стратегий цифровой трансформации, цифрового бенчмаркинга, создания новых бизнес-моделей, обучения цифровым компетенциям, управления изменениями в ИТ-архитектуре, оптимизации и роботизации бизнес-процессов в рамках преобразования операционных моделей заказчиков. Для этого используются такие подходы и технологии, как Agile, Process Intelligence, Low-code, RPA, DevOps.

Продолжает расти интерес к решениям на базе Open Source и, соответственно, услугам по их поддержке и администрированию. «Свободного ПО в ИТ-ландшафтах компаний становится много, и для сопровождения каждого из них нужна экспертиза. Идти по пути накопления и развития внутренней экспертизы невыгодно, поэтому бизнес активно передает обслуживание Open Source вовне», — отмечает Юлия Кошкина.

Сергей Мелихов, директор новых проектов компании Greensight, отмечает также рост спроса на гибкие специализированные сервисы и эволюционную архитектуру, а не на большие решения, которые «умеют все сразу».

Кроме того, растет спрос на создание частных мобильных сетей и корпоративных виртуальных мобильных операторов, центров обработки данных, внедрение сетей нового стандарта беспроводной связи Wi-Fi 6, а также технологий искусственного интеллекта для автоматизации производственных процессов.

«У поставщиков ИТ-услуг появляется больше возможностей для диверсификации бизнеса: Open Source, платформенные сервисы, интеллектуальные цифровые рабочие пространства, облачные сервисы безопасности, услуги в сфере импортозамещения ИТ (экспертный выбор, анализ совместимости, тестирование, миграция), управление жизненным циклом ИТ в рамках ESG-повестки», — резюмирует Александр Рожков.

Наталья Рудычева

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ-услуг
№ 2020 Название Выручка в 2020 г., ₽тыс., с НДС
1 Ланит 92 271 563
2 Крок 21 079 193
3 Группа Т1 (ранее Техносерв) 18 131 113
Подробнее