Крупнейшие российские ИТ-компании сталкиваются с большим объемом поступающих запросов на автоматизацию HR-процессов, что стимулирует разработчиков создавать качественные, зрелые и масштабируемые продукты, вызывающие доверие у корпоративного сегмента. Заказчики ждут полноценных решений, которые с легкостью интегрируются в существующую инфраструктуру компаний.
Новые лица в первой пятерке
Агентство CNews Analytics вновь провело исследование российского рынка HR Tech и определило крупнейших игроков в этой сфере по итогам 2023 г. Топ-40 участников заработали ₽22,5 млрд, что на 145% больше, чем в 2022 г. За год количественный и качественный состав существенно изменился. В рейтинге появилось девять новых игроков, два из которых вошли в первую пятерку.
Лидирующая строчка в новом исследовании отдана компании-дебютанту Solar Staff с результатом в ₽10,8 млрд. За год она показала рост выручки на 28%. Вторую позицию также заняла организация, которая представлена в рейтинге впервые, — вендор ПО «Эмплай». По выручке она сильно уступает лидеру. Разработчик платформы для автоматизации рекрутинга заработал ₽985 млн, тем самым, увеличив объем выручки за год на 275%. Компания Mirapolis переместилась с первого места на третье в сравнении с 2022 г. с результатом в ₽873 млн. За год она продемонстрировала положительную динамику: прирост выручки составил 18%.
Четвертое место занял VK Tech, получив ₽857 млн. По сравнению с 2022 г. объем выручки в названном сегменте увеличился на 109%. По словам Егора Ворогушина, руководителя направления HR Tech в компании, этому способствовало несколько факторов, один из них — массовый переход российских предприятий на отечественное программное обеспечение для выполнения требований регуляторов и защиты данных. Второй — продукты компании стали использовать не только как готовые решения, но и в качестве гибких конструкторов для внутренней разработки, что позволяет предприятиям брать отдельные компоненты из каждой платформы и собирать из них кастомизированное решение, адаптированное под свои процессы.
На пятом месте — Websoft. За год компания заработала ₽768 млн, прирост в сравнении с 2022 г. составил 41%. Как сообщили в пресс-службе организации, позитивная динамика обусловлена комплексом факторов.
«Ключевую роль сыграло существенное расширение использования наших продуктов и услуг клиентами, а также своевременное предложение наиболее рациональных моделей и условий импортозамещения зарубежного ПО в сегменте HR Tech. Значительно расширилась партнерская сеть интеграторов за счет компаний, ранее ориентированных на продукты SAP и других западных вендоров», — поделились представители Websoft.
У большинства компаний — позитивная динамика
Львиная доля участников рейтинга CNews Analytics по итогам 2023 г. показала рост объема выручки. При этом у восьми компаний (18% от общего числа) не вышло увеличить заработок в сегменте HR Tech. Так, «Информтренд» за прошедший год продемонстрировал выручку в размере ₽18 млн против ₽25 млн в 2022 г. Падение составило 28%.
Уверенную положительную динамику показала компания eXpress, создавшая платформу для корпоративных коммуникаций. Она расположилась на 11-й строчке с результатом в ₽420 млн, прирост составил 740%. Представители компании пояснили, что успехи связаны с реализацией проектов по разработке и внедрению корпоративных супераппов — приложений, объединяющих мессенджер, видеоконференцсвязь, почту и обеспечивающих доступ к различным корпоративным системам и сервисам по принципу «единого окна».
«Так, в 2023-м году был запущен суперапп «Суперника» для «Норильского Никеля». Новые возможности появились у приложения Atom Space — первого корпоративного супераппа атомной отрасли», — добавили в пресс-службе организации.
Чуть ниже, на 15-й строчке, расположился ITFB Group, объем выручки достиг отметки в ₽333 млн в 2023 г. против ₽109 млн в 2022 г., рост составил 206%. Представители компании заверили, что причина позитивных изменений заключается в продолжающемся развитии существующих решений в части КЭДО платформы «Симфония» и распознавании кадровых документов на базе системы Easydoc, а также в инвестировании в развитие новых продуктов и сервисов.
Впечатляющий результат продемонстрировала компания «Цифровизация производства», за прошедший год она получила ₽50 млн, тогда как в 2022 г. было заработано лишь ₽2 млн. Организация заняла 35-ю строчку, объем ее выручки увеличился на 2400%. Причина такого роста заключается не только в эффекте низкой базы, но и в ряде других обстоятельств, повлиявших на финансовое положение компании.
«На фоне масштабных перемен в 2023-м рынок заказчиков в крупном корпоративном сегменте значительно вырос. Так, в прошлом году мы участвовали в трех масштабных проектах по переходу с иностранных ERP-систем на 1С. Кроме того, активно стала работать схема субподряда, когда ведущие ИТ-компании из-за нехватки своих ресурсов передавали проекты подрядчикам», — сообщил Антон Кулиш, генеральный директор компании «Цифровизация производства».
Тренды на российском рынке HRTech
Участники рейтинга в один голос говорят о главных трендах рынка HR Tech — кадровом голоде и высокой конкуренции между работодателями за квалифицированных специалистов. Именно они способствуют развитию сервисов, автоматизирующих процессы по управлению персоналом.
«В текущих условиях компаниям сложнее нанимать и удерживать сотрудников, нужно создавать для них комфортную ИТ-инфраструктуру корпоративных сервисов. Поэтому на российском рынке увеличивается ценность качественных решений для КЭДО и систем управления человеческим капиталом», — обращает внимание Егор Ворогушин, руководитель направления HR Tech компании VK Tech.
На это указывает еще один эксперт, руководитель направления «Управления персоналом» «Тензора» Михаил Ефимов: «Кратно растет выручка по кадровому ЭДО, это сейчас самый востребованный сервис, такой рост мы будем наблюдать ближайшие 3–5 лет. Увеличивается также число клиентов на сервисы, которые мы вывели на рынок не так давно, это — корпоративный портал, подбор персонала, блок мотивации и геймификации».
Генеральный директор платформы «Пульс» Ярослав Третьяков считает, что в ближайшие годы мы увидим усиление роли технологий в управлении людьми. По его мнению, одно из основных направлений — развитие искусственного интеллекта, который сейчас используется для решения точечных задач, однако со временем станет самостоятельным субъектом HR-процессов с функцией принятия решений. «Не менее важный тренд — это переход от управления процессами к управлению опытом сотрудника. Создание цифровой среды, в которой человеку комфортно развиваться и реализовывать свой потенциал. Здесь мы говорим о способности платформы предугадывать потребности людей и моментально предлагать им решения, будь то обучение, карьерные треки или поддержка в сложных ситуациях», — обращает внимание эксперт.
Тренд на импортозамещение, как и годом ранее, остается ключевым. Кроме того, по мнению Евгения Обогорова, CEO и основателя Edstein, распространение удаленного формата работы в России тоже требует новых инструментов для эффективного управления распределенными командами.
Создавая новые продукты, перед разработчиками отечественных решений в сфере HR Tech сегодня стоят несколько фундаментальных вызовов. В первую очередь, продукт должен быть комплексным и масштабируемым, чтобы охватывать максимальное количество задач и расти вместе с бизнесом. «Это обусловлено оптимизацией затрат на ПО, ведь компании стремятся выбрать одно решение, отвечающее полному циклу взаимоотношений сотрудника и компании, вместо разрозненных точечных ПО от разных вендоров», — объясняет Максим Нартов, директор по развитию бизнеса Nexign.
Более того, решение должно входить в «Реестр российского программного обеспечения» Минцифры РФ, соответствовать закону о защите персональных данных и другим госстандартам. Важно, чтобы оно интегрировалось в существующую инфраструктуру компании, так как заказчики хотят управлять данными в одном месте и создавать единую экосистему HR-продуктов.
Цифровизация процессов управления персоналом за последний год стала проходить еще более уверенно и успешно, возросшая суммарная выручка игроков рынка HR-технологий говорит не только о стабилизации, но и постоянном развитии отрасли. Чтобы рынок и дальше процветал, разработчики должны максимально учесть пожелания заказчиков, которым требуются комплексные и масштабируемые продукты.