Центры разработки: бизнес на русских идеях
Мировые ИТ-гиганты продолжают активно использовать научно-исследовательский потенциал России для развития своих R&D направлений. Открывая здесь новые лаборатории, они готовы инвестировать не только в софтверную разработку под корпоративные нужды, но и в фундаментальные исследования, не привязанные к конкретным проектам в ближайшей перспективе. Полную версию статьи читайте в октябрьском номере журнала CNews.Впрочем, выбор места имеет свои негативные нюансы. В частности, другой старейший российский центр Intel, расположенный близ Нижнего Новгорода на территории Сарова (бывшего закрытого города Арзамаса-16), испытывал некоторые сложности с организацией доступа американских представителей корпорации. В итоге в 2007 году центр разработок переехал в новый технопарк "Сатис", отрытый годом ранее в 4 км от Сарова и контролируемый АФК "Система". Intel заняла здесь площадь в 3740 кв. км. Как тогда комментировали в саровском филиале корпорации, лишь на строительство офисного здания ушло 15 млн долл.
Через 4 года после успешного старта в Нижнем Новгороде отрылись сразу три новых центра Intel – в Петербурге, Новосибирске и Москве. Вообще 2004 год оказался знаковым и для исследовательского бизнеса корпорации в России, и для отечественного "платформостроения". Как раз тогда произошел официальный переход команды академика Б.А. Бабаяна в Intel. Благодаря чему российский центр продолжил разработки уже не только в области ПО, но и по направлениям системной логики и аппаратного дизайна.
Московский центр исследований и разработок сфокусировался на компиляторах, логической валидации и верификации производительности, а также на разработке ПО для Linux Core, медийных библиотек и исследованиях в области автоматизации проектирования. В его состав вошли представители академических кругов – 3 лауреата Ленинской и 5 лауреатов Государственной премий, 1 член-корреспондент РАН, 8 докторов, более 50 кандидатов наук. Сотрудники являются авторами более 70 изобретений и патентов, в том числе и зарубежных. Часть из них корпорация унаследовала от "Эльбруса". В дальнейшем планировалось расширить сотрудничество с вузами – за счет МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ и др.
В исследовательском центре Intel в Санкт-Петербурге осуществлялась разработка программного обеспечения для сред с управляемым кодом, а также параллельное программирование и высокопроизводительные вычисления. В 2005 году в центре начала функционировать Лаборатория коммуникационных технологий (Communications Technology Lab, CTL), взявшаяся за проекты развития WiMAX и Wi-Fi. Кроме того, специалисты лаборатории фокусируются на GRID – распределенных вычислениях.
В настоящий момент в подразделении Intel Research & Development/Russia & CIS работает около 1200 сотрудников, из которых примерно 700 занимаются перспективными исследованиями и разработками, отмечает Михаил Рыбаков, директор пресс-службы компании Intel в России и других странах СНГ. Дальнейшее расширение географического присутствия Intel в регионе, равно как и увеличение числа сотрудников в России и странах СНГ, по его словам, сегодня не является значимой целью компании. Intel предпочитает на текущем этапе следовать не экстенсивной, а интенсивной модели развития. Это означает стремление к повышению эффективности работы всех подразделений и каждого служащего в отдельности.
Как прокомментировали CNews в пресс-службе Intel, главными направлениями приложения усилий корпорации в России и странах СНГ в области инновационных технологий сегодня являются быстродействующие и энергоэкономичные микропроцессоры для настольных ПК и высокопроизводительных рабочих станций серии Intel Core i7, новейшая процессорная технология Intel Centrino 2, предоставляющая собой основу мощной аппаратной оснастки ноутбуков с большим временем автономной работы, экономичные и высокопроизводительные микропроцессоры для сверхпортативных персональных компьютеров (UMPC) Intel Atom, продвижение технологии высокоскоростной беспроводной связи стандарта WiMAX, а также программные средства виртуализации.
С точки зрения возврата вложений центры Intel Research & Development/Russia & CIS не являются средством для извлечения прибыли в краткосрочной и среднесрочной перспективе, комментирует Михаил Рыбаков. "Их можно назвать, скорее, интеллектуальным "космодромом" для последующего запуска инновационных технологий. Сегодня структуры компании, ориентированные на исследования и перспективные разработки, правильнее называть инвестиционными. Если же рассматривать этот вопрос в другой плоскости, то подразделения R&D корпорации Intel ведут собственную хозяйственную деятельность, организуют деловые связи и осуществляют взаиморасчеты с партнерами", – заключает глава пресс-службы корпорации.
Академичная НР Labs
Одним из недавно открытых в Петербурге вендорских исследовательских центров стала Лаборатория НР. Корпорация работает на отечественном рынке достаточно давно и известна своими масштабными инвестициями в инновационные разработки (около 4 млрд долл. в год, по собственным оценкам). Российское представительство HP Labs появилось в январе 2007 г., явно вписавшись в новую стратегию исследовательской деятельности корпорации, которая поступательно увеличивает объем исследований в странах с динамично развивающейся экономикой.
За последние 5 лет НР открыла сразу несколько международных центров – в том числе в Пекине (2006 г.), Бангалоре (2002 г.), Токио (1990 г.) и Хайфе (1994 г.). Всего на сегодня их семь. Каждый центр имеет свою специализацию в рамках пяти ключевых направлений исследований, обозначенных штаб-квартирой: интеллектуальная инфраструктура, динамичные сервисы на основе "облачных" вычислений, преобразование контента, технологии обеспечения устойчивой среды и информационный взрыв.
Научившиеся чувствовать вызовы времени крупнейшие ИТ-вендоры серьезно увеличивают инвестиции в исследования
Центральная лаборатория расположена в Пало-Альто (Калифорния, США), другой многопрофильный центр – в Европе, в Бристоле (Великобритания). Лаборатория в Израиле специализируется на обработке изображений, в Японии – на телекоммуникационных технологиях, в Китае – на приложениях в области бизнес-интеллекта.
Российская же лаборатория сфокусировалась на теме Information Explosion (информационный взрыв) – то есть технологии управления информацией, рассказал CNews Владимир Полутин, директор санкт-петербургского отделения Лабораторий НР в России. Речь идет о новых методах извлечения, анализа и сортировки информации из всемирной Сети и других ресурсов – из неструктурированных (или полуструктурированных) источников и гетерогенных баз данных. В фокусе интересов, в частности, извлечение фактов и событий из текстуальной информации: "Для нас важно понятие временной шкалы тех или иных событий и их привязка к ней – как в абсолютных величинах (дата, часы, минуты, секунды), так и в относительных понятиях (до, после и т.д.), – комментирует глава питерских исследователей НР. – Также мы хотели бы заниматься персонализацией информации – ее подбором под интересы конкретного человека".
Любопытно, что в том же январе 2007 года НP приобрела сервисную компанию, специализирующуюся на управлении данными и сложными информационными запросами – Knightsbridge Solutions Holding. Аналитики рынка высказали предположение, что результаты работы Санкт-Петербургского центра будут востребованы в первую очередь этим новым подразделением HP.
Главной задачей первого года HP Labs в России было набрать персонал. До ноября у питерского центра даже не было своего непосредственного руководителя на месте – вся деятельность контролировалась из-за рубежа. Затянувшиеся поиски были обусловлены объективной причиной. Кадровый голод остается серьезной проблемой российского ИТ-рынка, ее в полной мере ощущают сегодня и транснациональные корпорации, всегда предлагавшие более чем выгодные условия работы. Сложно подобрать руководителя столь своеобразной компании – он должен быть и хорошим администратором, и инновационно ориентированным техническим специалистом, способным поддерживать и развивать научные изыскания. Тем более сложно укомплектовать саму исследовательскую лабораторию, где требования к персоналу не просто строгие, но и весьма специфичные. Центру, ориентированному на фундаментальные исследования, необходимы ученые, квалификация которых должна включать знание новейших информационных технологий и смежных дисциплин (математики, статистики, экономики и др.). Вопрос мотивации сотрудников также не прост в этих специфических условиях работы, учитывая, что все существующие лаборатории являются затратными центрами, нет договоренностей о прямом финансировании от прибыли, которую компания получает путем развертывания технологии на рынке, подчеркивает Владимир Полутин. По его словам, мотивировать можно лишь "высокой оплатой труда талантливого ученого, который должен иметь материальное поощрение выше, чем обычный инженер".