Спецпроекты

Мониторинг законодательства в ИТ и телекоме за июль 2015 г.

Бизнес Законодательство
Основные изменения федерального законодательства за июль 2015 г. касались государственной автоматизированной ИС "ЭРА-ГЛОНАСС". Было разрешено использовать систему не только для передачи информации о ДТП, но и для обработки, хранения и передачи информации, в том числе в коммерческих целях. Также были скорректированы законы о СМИ и связи: появились обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы. Региональное законодательство касалось местных информационных систем, информатизации библиотек и внедрения СЭД.

Федеральное законодательство

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 235-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС"

Разрешено использовать систему "ЭРА-ГЛОНАСС" не только для передачи информации о ДТП и иных происшествиях на автодорогах в экстренные оперативные службы, но и для решения иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, в том числе в коммерческих целях. При этом полномочия оператора системы "ЭРА-ГЛОНАСС" передаются от федерального органа исполнительной власти специально создаваемому акционерному обществу "ГЛОНАСС". Определены основные направления деятельности и полномочия указанного АО.

Расширен перечень источников финансирования эксплуатации системы за счет включения в него внебюджетных средств. Это позволит модернизировать систему "ЭРА-ГЛОНАСС" для оказания платных услуг за счет внебюджетных инвестиций. Также предусмотрена возможность использования на платной основе системы "ЭРА-ГЛОНАСС" для создания иных информационных систем, что будет способствовать развитию других проектов в области навигационной деятельности. Кроме того, уточнен порядок размещения информации в системе.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 257-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О связи"

Скорректированы Законы о СМИ и связи.

Закон о СМИ дополнен термином "обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы". Установлены категории телерадиоканалов, относящихся к обязательным общедоступным. Это, во-первых, теле- и радиоканалы, определяемые Президентом РФ. Во-вторых, телеканалы, получившие право на эфирное цифровое наземное вещание с использованием позиций в мультиплексе на всей территории России.

Операторам связи запрещено вносить изменения в теле-, радиопрограммы и иные аудиовизуальные, звуковые, текстовые сообщения и материалы. Данное ограничение не действует, если возможность изменения предварительно согласована с вещателями каналов, а также в предусмотренных законодательством случаях. Кроме того, операторам нельзя взимать плату за трансляцию обязательных общедоступных телерадиоканалов с вещателей, а также за просмотр и прослушивание таких каналов с абонентов.

Оператор обязательных общедоступных телерадиоканалов принимает сигнал для трансляции путем присоединения своей сети связи к сети оператора, ведущего эфирную наземную трансляцию таких телерадиоканалов, а также цифровую трансляцию телеканалов в составе мультиплексов. Если это невозможно – путем приема сигнала, передаваемого в эфир радиоэлектронным средством указанного или иного оператора, либо присоединения своей сети связи к сети другого оператора. При этом заключать договор о присоединении сетей связи не требуется. Отсутствие технической возможности нужно подтвердить письменным заключением оператора, осуществляющего эфирную наземную трансляцию каналов.

Если присоединение к сети связи состоялось, оператор обязан уведомить об этом вещателя каналов. Кроме того, он должен сообщить о точке присоединения и предоставить сведения об операторе, сеть связи которого была присоединена. Если присоединение невозможно, оператор обязан до начала трансляции согласовать местонахождение источника сигнала или точки присоединения сетей связи с вещателем канала.

Оператора связи, ведущего эфирную наземную трансляцию обязательных общедоступных телерадиоканалов, а также цифровую трансляцию телеканалов в составе мультиплексов, определяет Президент РФ. Он же устанавливает последовательность позиций таких каналов.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления"

Отменены ограничения на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами власти. Последние обязаны предоставлять по выбору граждан и организаций информацию в виде электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью, или на бумажном носителе.

Физические и юридические лица, в свою очередь, вправе направлять электронные документы, необходимые для реализации органами своих полномочий, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью. Иное может быть установлено нормативными актами. Порядок электронного взаимодействия граждан и организаций с органами власти определит Правительство РФ.

Корреспондирующие поправки внесены в Законы о связи, о СРО, о лицензировании, об информации, в Градостроительный кодекс РФ и другие акты. Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 24 июля 2015 г. № 752 "Об утверждении Правил предоставления в 2015–2017 гг. субсидий на возмещение части затрат в целях реализации мероприятия федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г." по обеспечению каналами связи Крымского федерального округа с единой сетью электросвязи Российской Федерации в интересах Министерства обороны Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, других органов и организаций, операторов связи в целях обеспечения безопасности государства, обороны страны и обеспечения правопорядка"

Утверждены Правила предоставления в 2015–2017 гг. субсидий на возмещение части затрат по обеспечению КФО каналами связи с единой сетью электросвязи в интересах Минобороны России, федеральных органов власти, других органов и организаций, операторов связи. Предусматриваются 3 этапа.

Первый – обеспечение организацией проведения изыскательских работ для подготовки проектной документации. Срок окончания – IV квартал 2015 г.

Второй – обеспечение организацией разработки проектной документации, получения положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капстроительства, положительного заключения госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации. Срок окончания – II квартал 2016 г.

Третий – обеспечение организацией строительства волоконно-оптической линии связи. Срок окончания – IV квартал 2017 г.

Субсидии предоставляются Минкомсвязи России юрлицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений), прошедшим конкурсный отбор. Приведены основные положения соответствующего соглашения. Размер субсидии на каждом этапе не может превышать 80% общего объема документально подтвержденных затрат этапа. При этом затраты, понесенные получателем субсидии за счет собственных или привлеченных средств, на каждом этапе не должны быть меньше 20% общего объема затрат этапа.

Постановление Правительства РФ от 23 июля 2015 г. № 748 "О создании, развитии и эксплуатации аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в интернете (www.programs.gov.ru)"

Утверждено Положение о портале государственных программ. Данный ресурс размещается в интернете по адресу www.programs.gov.ru. Цели: обеспечить открытость информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере разработки и реализации госпрограмм. Комплексная информационно-аналитическая поддержка процесса подготовки и согласования госпрограмм. Повышение эффективности мониторинга и контроля их реализации. Заказчиком и оператором портала выступает Минэкономразвития России.

Портал включает в себя ряд подсистем, обеспечивающих автоматизацию процессов формирования госпрограмм, подготовку экспертных заключений на проекты госпрограмм и на отчеты ответственных исполнителей о результатах их реализации, мониторинг хода разработки, выполнения и корректировки госпрограмм. На портале при размещении, изменении или удалении информации применяется усиленная квалифицированная электронная подпись.

Установлены требования к техническим и программным средствам портала. Это, в частности, круглосуточная доступность ресурса, возможность беспрепятственного поиска и получения пользователями текстовой информации и агрегированных статданных, размещенных на портале. Портал взаимодействует с другими государственными системами, такими как "Электронный бюджет", "Управление".

С 1 июля 2016 г. портал также будет использоваться для проведения общественных обсуждений государственных программ. Информация о подготовке проектов нормативных правовых актов об утверждении госпрограмм и о результатах их общественного обсуждения размещается на официальном сайте regulation.gov.ru.

Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 699 "Об утверждении Правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации"

В 2014 г. был принят Закон о стратегическом планировании. Он заменил Закон о госпрогнозировании и программах социально-экономического развития страны. В частности, определены документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования на федеральном уровне. Среди них – прогноз научно-технологического развития России. Он содержит оценку достигнутого уровня и возможностей научно-технологического развития, прогноз технологического развития секторов экономики, основные направления совершенствования научно-технической политики. Определены основные показатели научно-технологического развития.

Прогноз разрабатывает Минобрнауки России на основе решений Президента РФ каждые 6 лет на 12 и более лет. Урегулированы вопросы его корректировки. Закреплен перечень участников подготовки прогноза. Прогноз регистрируется в реестре документов стратегического планирования не позднее 10 дней с момента утверждения Правительством РФ. Размещается на сайте Минобрнауки России.

Постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 г. № 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации"

Установлены единые требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем. Они предназначены для федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Определены основания и этапы создания системы. Конкретизировано содержание каждого этапа. Система вводится в эксплуатацию правовым актом органа исполнительной власти.

Установлены основания вывода системы из эксплуатации (например, финансово-экономическая неэффективность или нецелесообразность эксплуатации системы). Определены требования к дальнейшему хранению содержащейся в ее базах данных информации. Перечисленными требованиями рекомендовано руководствоваться всем иным госорганам, а также органам управления государственными внебюджетными фондами и органам местного самоуправления.

Постановление Правительства РФ от 6 июля 2015 г. № 675 "О порядке осуществления контроля соблюдения требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Технические средства информационных систем, используемых госорганами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями, должны размещаться на территории России. Прописано, как контролируется соблюдение этого требования.

Минкомсвязь России формирует и ведет реестр территориального размещения технических средств информационных систем. Указанные органы власти, учреждения и предприятия должны в 6-месячный срок внести в реестр сведения об используемых ими технических средствах информационных систем. Министерство через интернет проверяет эти данные. При их несоответствии нарушитель привлекается к ответственности.

Также на Минкомсвязь России возложен контроль соблюдения требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем. Он осуществляется путем формирования и ведения реестра объектов контроля. На основании представленных в реестре сведений оценивается выполнение федеральными и региональными органами исполнительной власти установленных требований.

Постановление Правительства РФ от 23 июля 2015 г. № 749 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013–2017 гг."

Скорректирована ФЦП "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в России на 2013–2017 гг.". Сокращен общий объем финансирования программы. Теперь он составляет i15,3 млрд. Приводится распределение средств федерального и региональных бюджетов по годам.

Уточнены сроки и этапы реализации ФЦП. Так, в 2015 г. система-112 должна быть внедрена в 2 регионах, в 2017 г. – в 74.

Пересмотрены в сторону увеличения некоторые ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности программы. Например, в 2017 г. система-112 должна быть создана в полном объеме в 85 субъектах Федерации. Ранее – в 83. Уточнены размеры бюджетных ассигнований по конкретным мероприятиям ФЦП. В частности, сокращено финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам о НИОКР, и капвложений.

Обновлен порядок предоставления субсидий регионам в рамках программы. При отборе субсидируемых регионов теперь учитываются также степень их готовности к созданию системы-112, численность населения административного центра субъекта Федерации, наличие помещения под размещение центра обработки вызовов и другие факторы.

Установлены этапы субсидирования. Так, в 2015–2017 гг. средства выделяются на оснащение ЦОВ в региональном административном центре. В 2017 г. – на дооснащение ЦОВ либо оснащение дополнительного ЦОВ. В связи с этим изменен расчет суммы субсидии.

Пересмотрено содержание соглашения между МЧС России и высшим исполнительным органом власти субъекта Федерации о предоставлении средств. С учетом вносимых в ФЦП изменений скорректирована методика оценки эффективности реализации программы.

Региональное законодательство

Постановление Правительства Ленинградской области от 23 июля 2015 г. № 276 "Об утверждении распределения на 2015 г. иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на проведение мероприятий по подключению общедоступных библиотек Ленинградской области к интернету и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки в рамках подпрограммы "Обеспечение условий реализации государственной программы" государственной программы Ленинградской области "Развитие культуры в Ленинградской области"

Предусмотрено распределение суммы межбюджетных трансфертов на проведение мероприятий по подключению общедоступных библиотек Ленинградской области к интернету и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки. Определено, что общая сумма межбюджетных трансфертов составляет i413,933 тыс.

Постановление Правительства Сахалинской области от 14 июля 2015 г. № 270 "Об утверждении Порядка организации обучения компьютерной грамотности и навыкам работы в интернете неработающих пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости (по инвалидности), проживающих в Сахалинской области"

Определен порядок организации обучения компьютерной грамотности и навыкам работы в интернете неработающих пенсионеров. Организацию обучения обеспечивает государственное учреждение "Центр социального обслуживания населения Сахалинской области".

С целью организации обучения Центр заключает контракты с образовательными организациями, имеющими лицензии на осуществление образовательной деятельности. Образовательные организации проводят занятия по программам "Пользователь персонального компьютера (начальный)" и "Пользователь персонального компьютера (углубленный)" продолжительностью не менее 18 академических часов.

Оплата проезда к месту обучения и обратно осуществляется неработающими пенсионерами самостоятельно за счет собственных средств. Указанные расходы неработающим пенсионерам не возмещаются.


Точки роста

По определенным ИТ-направлениям Россия является примером для всего мира

Юрий Гаврилов

CDTO Металлоинвеста

Взгляд месяца

Самая непростая ситуация — с импортозамещением СУБД

Денис Терещенко

заместитель руководителя ФТС