Разделы

Телеком Безопасность Бизнес Цифровизация Инфраструктура ИТ в госсекторе

CNews FORUM 2008: рост в условиях кризиса

В конце октября состоялся второй CNews FORUM. ИТ-директоры ведущих компаний российской экономики и руководители крупнейших отечественных и международных поставщиков ИТ-решений обсудили тенденции российского ИКТ-рынка, перспективы его развития в нынешних непростых условиях и главные направления повышения конкурентоспособности отечественных высокотехнологичных отраслей.

В свою очередь, по мнению Алена Озана, вице-президента по технологиям компании Oracle в регионе Восточной Европы и СНГ, "в ИТ, казалось бы, ничего не меняется: они по-прежнему выполняют три главные задачи – сбор, обработку и хранение информации. Но есть важные отличия: благодаря инновациям сбор данных осуществляется проще, обработка – быстрее, а хранение – в больших объемах".

Как считает Ренат Юсупов, первый заместитель генерального директора Kraftway: "Если отвлечься от кризиса и оценить сегодняшнее состояние ИТ, то можно прийти к выводу, что отрасль находится на пороге перемен. Последние несколько лет производители клиентских устройств лихорадочно ищут новые ниши. В ближайшем будущем персональные вычислительные устройства станут компактнее, бесшумнее и существенно эргономичнее. Они начнут отыгрывать позиции у ноутбуков. Это связано с тем, что ноутбук – внутренне противоречивый продукт. Его мобильность страдает от улучшения средств визуализации: невозможно в компактном приборе реализовать большой хороший экран. При революционной модели развития ПК будет представлять собой небольшое персональное устройство, предназначенное для хранения данных, паролей и включающее в себя средства аутентификации. Это устройство будет обладать возможностями беспроводного подключения к мониторам и экранам. Своего дисплея в нем не будет: уже сейчас наше окружение насыщено устройствами отображения, которых вполне достаточно для работы подобного компьютера".

Банки

Российский банковский сектор в начале этого года отличался очень быстрым ростом, активно открывались новые филиалы, вводились новые услуги, и почти вся прибыль инвестировалась в дальнейшее развитие. В 2007 году банки направляли на ИТ в среднем около 6% от прибыли. Однако с наступлением кризиса финансовый сектор рискует пострадать наиболее сильно. Собственно, банки и финансовые компании сами являются "очагом" кризиса. Следствием этих неблагоприятных событий неизбежно станет сокращение всех непрофильных расходов, снижение объема свободных средств (которые могли идти в том числе и на ИТ), а, следовательно, и пересмотр всей ИТ-политики. В то же время, как напомнил Алексей Широких, вице-президент "Газпромбанка", хотя в период кризиса ИТ-бюджеты сокращаются, задачи, стоящие перед компаниями, от этого не уменьшаются. А, значит, инвестиции должны быть направлены на решения, позволяющие серьезно минимизировать издержки и повысить эффективность всей работы банка.

Ольга Ковалева, Energy Consulting: Чтобы не отставать от высоких темпов развития бизнеса, банки продолжают инвестировать в развитие. Модернизация инфраструктуры, применение новых сервисов требуют адекватной ИТ-поддержки, что предполагает значительные вложения в аппаратные и программные средства.

Полный текст интервью

По утверждению Андрея Князева из Fujitsu Siemens Computers, для интеграции или модернизации рассредоточенных на значительных пространствах инфраструктур с множеством распределенных приложений, какими сегодня обладают многие российские банки, требуется нечто большее, чем простая установка аппаратного обеспечения. В частности, компания Fujitsu Siemens предлагает своим заказчикам сервисы управления, то есть использование селективных процессов в рамках ИТ-инфраструктуры и управление этими процессами в целях снижения затрат. "Недостаток классической модели аутсорсинга в том, что она негибкая и статичная. В то же время сервисы управления растут вместе с требованиями клиента", – подчеркнул Андрей Князев.

Андрей Кузьмин, директор по специальным проектам компании Energy Consulting, напомнил о проблеме корректного представления данных о клиентах. Из-за ошибок при вводе данных как клиентами, так и сотрудниками банка, изменениях в системах финансового института и т.д. возникают многочисленные "узкие места". Это отсутствие единого стандарта представления данных о клиенте, дублирование записей, нехватка или избыточность информации и т.д. Некорректные данные, в свою очередь, ведут к снижению эффективности работы всего банка. Андрей Кузьмин рассказал об ИТ-решениях, которые позволяют привести данные о клиентах к единому стандарту и удалить дублирующие записи.

Госсектор

В ходе секции госсектора Алексей Домрачев, советник департамента Минкомсвязи России, поднял вопрос о проблемах электронного документооборота при предоставлении государственных услуг. По словам Домрачева, правовые процессы хорошо поддаются анализу на основе информационных процессов и могут быть легко автоматизированы с помощью ИТ и с использованием ЭЦП. Универсальной конструкцией для построения правовой основы для электронного документооборота могут служить реестры, которые будут базироваться на общей информационно-технологической инфраструктуре. Эти реестры должны регламентировано вестись уполномоченными лицами, госорганами и компаниями. Электронные документы, зафиксированные реестрами, должны иметь юридическую силу и могут приниматься на рассмотрение судами.

Олег Жуков, Dell: Сегодня мы наблюдаем стремительное развитие глобальной ИT-инфраструктуры. В этом контексте мы рассматриваем технологию виртуализации как ключевой тренд в российской и мировой ИT-индустрии.

Полный текст интервью

Другой участник секции, Роман Калина начальник Управления информационных ресурсов и технологий Росстата, выступил с предложением о создании единого электронного регистра населения Российской Федерации. В скандинавских странах, подчеркнул в своем выступлении Калина, давно уже действуют подобные электронные системы. В то же время в России, как, впрочем, и в США, учет населения ведется методами времен Царя Гороха – при помощи переписи. При этом перепись – весьма дорогостоящее мероприятие. Так, в России последняя перепись обошлась примерно в 1 долл. на каждого учтенного человека. В США этот показатель значительно больше – 15 долл. на человека. Если умножить эту цифру на численность населения станет ясно, что государство, а в конечном итоге налогоплательщики выкладывают из своих карманов миллионы долларов на примитивные методы учета самих себя.

О примере автоматизации процесса управления государственным имуществом в рамках одного субъекта федерации в ходе секционного заседания рассказал Александр Фишер, генеральный директор компании "ИНЭК — Автоматизированные системы". Его предприятие создало межведомственную ИС контрольной и аналитической информации об объектах собственности Москвы (МАИС). По словам Александра Фишера, построение подобной системы должно включать в себя как документоориентированный, так и процессно-ориентированный подход. С технической точки зрения обеспечивается прозрачность и модифицируемость. Исполнитель получает более четкое представление о своих задачах, а руководитель — возможность лучше контролировать сроки и ход выполнения работ.

О перспективах развития ИТ-аутсорсинга в госсекторе рассказала Наталья Плотникова, менеджер по развитию сервиса компании "Открытые технологии". По мнению специалистов ОТ, есть целый ряд предпосылок для более широкого использования ИТ-аутсорсинга в государственных органах. Это, во-первых, необходимость оперативного и более качественного обслуживания большого парка оборудования и ПО, которым сегодня обладает госсектор. Во-вторых, отсутствие у ведомств штата высококвалифицированных специалистов. В-третьих, увеличение ИТ-бюджетов госорганов, что позволяет использовать передовые инструменты для поддержки "непрофильных" для чиновников функций. В-четвертых, единый подход к управлению, обусловленный централизацией госвласти, требует предоставления одинаково высококачественных ИТ-сервисов для всех ведомств независимо от отрасли или географии.

Выступивший на секции Олег Изумрудов, генеральный директор "ЕТегро Текнолоджис" отметил, что его компания изменила свою стратегию с учетом меняющихся реалий рынка. Руководство "ЕТегро" приняло решение перейти от поставок оборудования к предоставлению комплексных услуг. Как подчеркнул Изумрудов, несмотря на то, что в условиях финансового кризиса спрос на услуги может упасть, пока сектор ИТ-сервисов растет на 45% ежегодно.

ТЭК

На секции топливно-энергетического комплекса было отмечено, что по итогам предыдущего года затраты ТЭК на информатизацию составили внушительные 19 млрд руб. И предпосылки для активного использования ИТ были достаточно вескими. В добывающей промышленности это разветвленная холдинговая структура компаний ТЭК, сложная цепь поставок внутри них, необходимость соответствовать мировым стандартам, потребность в новых методах мониторинга запасов и разведки ископаемых, комплексной оценке состояния месторождений и т.д. В энергетике эти причины связаны главным образом с результатами реформы РАО "ЕЭС": потребность в создании единого информационно-технологического пространства на фоне реструктуризации отрасли, ориентация на открытый рынок и привлечение инвесторов (в том числе иностранных) и т.д.

Андрей Гребнев, НЦИТ "Интертех": В 2009 году предприятия ТЭК будут решать задачи, связанные с интеграцией своих корпоративных приложений.

Полный текст интервью

Однако наступивший кризис привел к радикальному пересмотру политики всех расходов. Следствием этого могут стать следующие тенденции. Во-первых, снижение мотивации внедрять ИТ как инструмент наращивания конкурентных преимуществ (в условиях кризиса меняется структура ключевых компетенций компаний). Во-вторых, смещение от доминирования инновационных расходов к экономии и концентрации средств (нефтегазовая отрасль с учетом наличия базовой ИТ-инфраструктуры может отказаться от плановых проектов в области информатизации без потери конкурентоспособности). И, в-третьих, исчезновение "имиджевых" внедрений. Как вариант инвестиции могут быть направлены на иные решения, которые позволяют существенно экономить, оптимизировать издержки и повышать эффективность. Среди них – управление фондами (EAM), оптимизация вычислительных мощностей (GRID, виртуализация), унификация ИКТ, более широкое использование видеоконференцсвязи и мобильных офисов, ГИС.

Василий Бабинцев, Directum: В условиях кризиса следует внимательно подходить к вопросам экономии на стратегических вложениях — тех, что дают компании конкурентные преимущества и повышают эффективность бизнеса.

Полный текст интервью

По данным Сергея Клыпы, руководителя направления компании Energy Consulting, одно из слабых мест ТЭК – большая доля физически и морально устаревшего оборудования (например, 20% производственных фондов в электроэнергетике исчерпали ресурс и требуют реконструкции или замены). Исходя из этого, а также необходимости в реализации масштабных проектов в ТЭК, потребности комплекса в инвестициях на период до 2020 года оцениваются в 710-900 млрд долл., а ежегодно ему необходимы вложения в объеме не менее 20-25 млрд долл. При таких объемах инвестиций, вопросы управления жизненным циклом основных фондов, становятся еще более актуальными. И автоматизация этих процессов, особенно в части управления инвестиционными проектами, будут решаться в первую очередь. – Развитие этой тенденции уже видна - по резко выросшему, именно в последние месяцы, интересу со стороны предприятий ТЭК к ИТ-решениям именно в этой области (EAM)

В рамках секциии Юлия Обаляева, заместитель генерального директора ETC, рассказала о преимуществах использования электронных площадок для проведения закупок государственными заказчиками. По ее словам, процедура проведения открытых аукционов в электронной форме - регламентированный инструмент действительного снижения цен при закупках продукции.

Что делать, если инфраструктура не успевает за ростом бизнеса?
Маркет

Внедрение ИТ на предприятии ТЭК было рассмотрено на примере автоматизации документооборота нормативной базы контрактования (НБК) компании ТНК-ВР. Среди сложностей этого проекта отмечались следующие: большой объем бумажного документооборота (10,5 тыс. договоров за один только 2007 год), множество уровней согласования, большое число контрольных процедур, осуществляемых вручную, большое количество и сложность корпоративных регулирующих документов, неоднозначность трактовки НБК исполнителями, сложность требуемой аналитики и т.д. Рекомендованной платформой для осуществления автоматизации документооборота стал продукт DIRECTUM. На основе этой платформы было создано единое шаблонное решение, благодаря которому удалось добиться следующих преимуществ: единообразного подхода к работе с договорами во всех подразделениях, единой отчетности для контроля в корпоративном центре, единой поддержки шаблонного решения одной командой и быстрого тиражирования решения.

Сергей Филимонов / CNews